Рузиля Вахитова
Проект «Обогащение речевого развития детей дошкольного возраста посредством физического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
«Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей дошкольного возраста» посредством физического развития
АКТУАЛЬНОСТЬ
Через движение и слово ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Публикация «Проект „Обогащение речевого развития детей дошкольного возраста посредством физического развития“» размещена в разделах
Система упражнений и игр по формированию речевой культуры - необходимое средство образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения можно использовать как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.
Дошкольник познает мир, осваивает речь, пространственно – временные связи предметов и явлений при помощи движений. Роль подвижных упражнений для формирования мелкой моторики, быстроты реакции, координации движений, памяти, восприятия, деятельности слухового и зрительного анализаторов неоценима.
В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив.
Таким образом, процесс формирования связной речи детей дошкольного возраста определил актуальность данного проекта по теме «Оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей дошкольного возраста» посредством физического развития.
ЦЕЛЬ:
Обогащение речевого развития детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения через досуговую деятельность.
ЗАДАЧИ:
1. Создать условия для всестороннего полноценного развития двигательных и психофизических способностей, укрепления здоровья детей с нарушениями речи.
2. Способствовать повышению двигательной активности и обогащению речевого развития у детей старшего дошкольного возраста посредством организации и проведения физкультурно-речевых занятий и досугов
3. Активизировать работу по взаимодействию с родителями воспитанников, имеющих речевые нарушения, направленную на оздоровление и физическое воспитание детей.
4. Повысить профессиональную компетентность воспитателей в организации и проведении физкультурно-речевых занятий и досугов
5. Установить партнерские взаимоотношения с социумом.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА :
Воспитанники 5-7 лет
Родители - активные участники
Воспитатели – участники мероприятий
Социум
ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап -подготовительный (сентябрь)
II этап – практический (октябрь-март)
III этап - заключительный (апрель)
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап - организационно-подготовительный (сентябрь)
-Нахождение проблемы для проектной деятельности
-Изучение литературы и опыта работы по проблеме оздоровления и физического воспитания детей дошкольного возраста;
-Постановка целей и задач проекта
-Использование в работе литературы, материалов по теме проекта
-Разработка плана реализации проекта (алгоритма деятельности);
-Оформление картотек считалок, пальчиковой и дыхательной гимнастики.
II этап – практический
РАБОТА С ДЕТЬМИ
1. Тематическое физкультурно-речевое занятие для воспитанников группы «В» КН для детей с ТНР 5-6 лет «На кухне» (октябрь)
2. Тематическое физкультурно-речевое занятие для воспитанников группы «А» КН для детей с ТНР 6-7 лет «Идет волшебница зима» (декабрь)
3. Тематическое физкультурно-речевое занятие для детей разновозрастной группы КН для детей с ТНР 5-7 лет «Морские гиганты» (февраль)
4. Физкультурно-речевой досуг «Кулинарный поединок» для воспитанников разновозрастной группы КН для детей с ТНР 5-7 лет, группы «А» КН для детей с ТНР 6-7 лет (март)
5. Физкультурно-речевое развлечение «Веселый космодром» для воспитанников группы «Г» КН для детей 5-6 лет, «В» КН для детей с ТНР 5-6 лет (апрель)
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Информация на стенд для родителей «Двигательная активность и речь: мозг активных детей работает лучше» (октябрь)
2. Физкультурно-речевой досуг «Веселые старты в логоспортии» для воспитанников группы «Г» КН для детей 5-6 лет и х родителей (январь)
3. Физкультурно-речевой досуг ко дню защитника Отечества для воспитанников группы «В» КН для детей с ТНР 5-6лет и их родителей (февраль)
РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
1. Семинар-практикум для педагогов «С мячом играй, речь развивай!» (октябрь)
2. Обмен опытом: открытый показ тематического занятия «Робот Электроник» учителя-логопеда (преемственность в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда) (март)
3. Обмен опытом: открытый показ совместной деятельности с детьми с ОВЗ, направленной на амплификацию (обогащение) речевого развития (преемственность в работе воспитателя и учителя-логопеда) (апрель)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ
1. Физкультурно – речевой досуг «Хотим под мирным небом жить»
для детей с ТНР старшего дошкольного возраста совместно с воспитанниками структурного подразделения МБОУ СОШ №4 детский сад «Улыбка» (март)
2. Коллективная спортивно-речевая деятельность «Лого и старты» встреча между учителями-логопедами и инструкторами по физической культуре города Мегиона (апрель)
III этап – заключительный
1. Оформление фотостенда с представлением репортажа с проведенных мероприятий 2. Презентация проекта на уровне Учреждения
2. Анализ достижений целей и полученных результатов.
3. Определение дальнейших направлений в системе физкультурно-оздоровительной работы с детьми с нарушением речи
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
-будут созданы необходимые условия укрепления здоровья детей с нарушениями речи;
-повысится двигательная активность и обогатится речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста посредством организации и проведения физкультурно-речевых занятий и досугов
-повысится компетентность родителей в оздоровлении и физическом воспитании детей, имеющих речевые нарушения;
-повысится профессиональная компетентность воспитателей в организации и проведении физкультурно-речевых занятий и досугов
-установится партнерские взаимоотношения с социумом.
ВЫВОД:
Таким образом, использование эффективных форм оздоровления и физического воспитания детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, а именно физкультурно-речевые занятия и досуги, в рамках реализации проекта позволило достичь положительных результатов:
-повысилась двигательная активность и обогатилось речевое развитие у детей старшего дошкольного возраста посредством организации и проведения физкультурно-речевых занятий и досугов
-повысилась компетентность родителей в оздоровлении и физическом воспитании детей, имеющих речевые нарушения.
-повысилась профессиональная компетентность воспитателей в организации и проведении физкультурно-речевых занятий и досугов
-установились партнерские взаимоотношения с социумом.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДАЛЬНЕЙШИХ НАПРАВЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ:
- поиск новых путей расширения и совершенствования двигательного опыта дошкольников для раскрытия речевых возможностей, а также предупреждения речевых нарушений у дошкольников.