Иванова Галина
Проект «О здоровье всерьез»
▼ Скачать + Заказать документы
«О здоровье всерьез»
Цель:
• Охрана и укрепление здоровья детей, их приобщение к ценностям здорового образа жизни.
Задачи:
• Формировать понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.
• Прививать любовь к физическим упражнениям, закаливанию.
Публикация «Проект „О здоровье всерьез“» размещена в разделах
• Воспитание самостоятельности в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащение представлений детей о гигиенической культуре;
• Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Девиз проекта : «Жить здоровым – здорово!»
Условия реализации проекта :
1. Реализация здоровье сберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
2. Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
3. Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
Актуальность проблемы.
Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных задач развития страны.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно – образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно-оздоровительной деятельности.
Оснований модернизации содержания физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:
1. Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
2. Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.
В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:
• Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
• Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
• Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности
Cроки реализации проекта : один месяц
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
Сбор и анализ литературы по данной теме
Беседа «Что я знаю о здоровом образе жизни»
Ознакомление детей и родителей с целью проекта
Беседа с детьми:
«Что такое здоровье»,
«Полезная пища»,
Составление плана работы
Разработка содержания проекта
Определение цели и задач проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта (оформление предметно развивающей среды в группе, изготовление игр, атрибутов, подбор и оформление дидактического материала, пособий)
Сбор информации.
. Изучение научно-методической литературы по проблеме:
- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;
- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.
2 этап - прогностический:
Цель: Введение здоровье сберегающих технологий в воспитательно- образовательный процесс.
Задачи:
1. Подобрать формы и методы оздоровления детей.
2. Подобрать комплекс оздоровительных мероприятий для возможной реализации в группе.
3 этап – практический
Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.
Задачи:
1. Создать и поддержать условия для работы педагогов;
2. Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни.
3. Ввести в систему воспитательно-образовательного процесса здоровье сберегающие компоненты – дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, ,психогимнастика, самомассаж, речь с движением, лечебная гимнастика для детей с плоскостопием, артикуляционная гимнастика, подвижные игры, игры–эстафеты, дидактические игры, закаливающие мероприятия.
4 этап- заключительный
Цель: Совершенствование результатов проекта.
Задачи:
- Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей;
- Развивать познавательную активность детей;
- Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.
Формы и методы оздоровления детей
1. Обеспечение здорового ритма жизни - создание комфортной обстановки в группе
2. Физические упражнения - утренняя гимнастика
• - подвижные игры
• - профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения, профилактика плоскостопия);
• - спортивные игры;
• - игры – эстафеты;
• - физкультминутки;
• - оздоровительный бег;
• - прогулки, походы;
• - гимнастика пробуждения
3. Гигиенические и водные процедуры - обливание;
• - мытье рук и лица;
• - игры с водой;
• - обеспечение чистоты среды;
4. Воздушные ванны - проветривание помещений;
• - сон при открытых фрамугах;
• - прогулки на свежем воздухе;
• - обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
• - контрастные воздушные ванны.
5. Закаливание
• - ходьба босиком;
• - точечный массаж;
• - самомассаж
• - обширное умывание;
• - полоскание горла;
6. Активный отдых - физкультурно-спортивные и музыкально-спортивные праздники;
• - дни здоровья;
• - физкультурные досуги и развлечения
Работа с детьми:
Ежедневная профилактическая работа: профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, плоскостопия, зрения, точечный массаж, самомассаж, пальчиковая гимнастика, речь с движением,).
Гимнастика пробуждения.
Беседы:
«Чтоб здоровым быть всегда, нужно спортом заниматься!»,
«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»,
«Здоровая полноценная пища».
«Строение тела человека»,
"Беседа о здоровье, о чистоте"
Решение, проблемной ситуации «В нашей группе больной» - учить объяснять сверстникам и младшим детям способы выполнения основных гигиенических процедур, убеждать в необходимости здорового образа жизни; Выставка рисунков «Я учусь быть здоровым».
Театрализованная деятельность: «Чистота-залог здоровья»
Дидактические игры: «Овощи - фрукты», «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу» на развитие тактильно-вкусовых ощущений, «Что полезно и что вредно для зубов?», «Подбери зубную щетку к стаканчику», «Что лишнее?», «Что одеть на улицу», «Одень куклу на прогулку» «Угадай чей голос» «Орёл и крот» «Можно – нельзя» «Полезно – вредно» «Чудесный мешочек»
Сюжетно-ролевые игры: «Больница» (врач – пациент, врач проверяет шофера перед поездкой, «Телефонный разговор» (вызов «Скорой помощи», «Кукла заболела» (воспитывать у детей умение сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному, «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья).
Чтение художественной литературы
• Г. Х. Андерсен «Снежная королева».
• Ю. Прокопович «Зачем носик малышам»
• Сказка С. Михалкова «Как медведь трубку нашёл».
• Стихи Э. Мошковской.
• К. Чуковский «Мойдодыр».
• Загадки и пословицы.
Экскурсия в медицинский кабинет.
Рассматривание пособий «Тело человека», «Органы дыхания», «Органы зрения», «Строение уха».
НОД:
• Цикл занятий «Помощники человека – органы чувств».
«Как мы дышим» «Чистота-залог здоровья» «Ослепительная улыбка на всю жизнь»
Работа с родителями:
• Альбомы о спорте, консультации: «Профилактика инфекционных заболеваний»,
• игры и упражнения для физического здоровья.
• Плакат «Витамины всем нужны, витамины всем важны»,
• Анкетирование «Какое место занимает физкультура в вашей семье», «Физическое воспитание в семье».
• Консультации (Воспитание здорового ребёнка, памятки, рекомендации).
• Индивидуальные проекты – презентации «Как я забочусь о здоровье своего ребенка», «Любимое полезное блюдо моей семьи».
• Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми,
• ширма «Здоровье ребёнка»
Результат проекта :
• Театрализованная деятельность. Театрализованное представление «Чистота- залог здоровья» для детей средней группы и родителей.
Проект «О здоровье всерьез» реализовал поставленные задачи. У детей нашей группы, имеется представление о том, что такое здоровье и как его поддержать. Так же знают о внешних особенностях строения человека, о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье. Умеют обслужить себя, владеют элементарными навыками личной гигиены, культурой приема пищи. Любят заниматься физическими упражнениями, утренней гимнастикой. Дети знакомы с правилами личной безопасности в быту, умеют применять полученные знания в игровых ситуациях. Родители стараются по возможности активно организовывать отдых детей, используя подвижные игры, а так же спортивные игры во время прогулок.