Ольга Тарасенко
Проект «Нравственно-патриотическое воспитание посредством ознакомления детей с историей родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
База внедрения проекта : Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 Улыбка» г. Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Участники : Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель- логопед, родители.
Вид проекта :
по направленности: нравственно-патриотический, познавательно-речевой, информационно-творческий.
по продолжительности: долгосрочный (сентябрь2021- май 2022г);
по количеству участников: коллективный.
Публикация «Проект „Нравственно-патриотическое воспитание посредством ознакомления детей с историей родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Интеграция проекта реализуется по следующим направлениям:
– социально-личностное;
– познавательное ;
– речевое;
– художественно-эстетическое;
– физическое.
Проблема: поиск эффективных путей для формирования духовно- нравственных качеств посредством использования регионального компонента.
Актуальность проекта :
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Начинается оно с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе: это и город, в котором он живет, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички. И, хотя многие впечатления еще не осознанны ребенком глубоко, но они пропущены через детское восприятие, а потому играют огромную роль в становлении личности патриота.
Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей, по которой ходил не раз, с двориком, где посадил первое деревце. Мы считаем, что метод проекта позволяет детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным мотивационным. Поэтому мы продолжаем работу в этом направлении. Расширяя знания детей о традициях, обычаях и культуре края, в котором мы живем.
Продолжается работа с семьями воспитанников, по вовлечению родителей в педагогическую работу по патриотическому воспитанию своих детей.
Проведя диагностическую беседу с воспитанниками нашей группы, я отметила для себя, что у многих из ребят еще недостаточно сформированы культурологические знания, выявились невысокие показатели по следующим показателям освоения программы:
- представление о донском крае, своем населенном пункте, проявление любознательности,
- представление детей о природе родного края, о взаимодействии человека и природы;
- проявление нравственных качеств во взаимодействии с природой, социальным окружением, соблюдение норм и правил поведения и деятельности в природе.
- познавательный интерес детей к истории, к традициям родного края, желание активно её изучать.
С учетом изученного, мной была поставлена цель проекта - продолжить разработку системы по патриотическому воспитанию для формирования духовно-нравственного потенциала у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации данной цели, решаются следующие задачи:
Развитие у дошкольников ценностного отношения к культуре и истории родного края;
Создание обогащённой предметно – пространственной среды, способствующей развитию социальных и психологических качеств личности дошкольника в различных видах деятельности;
Совершенствование профессионального мастерства педагогов во взаимодействии с родителями воспитанников;
Развитие эмоционально – эстетической сферы ребенка в процессе восприятия музыкальных, литературных, архитектурных, изобразительных произведений искусства родного края;
Перед собой я поставила следующие задачи:
1. Продолжить изучение и внедрение в образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста эффективных современных технологий по патриотическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
2. Пополнить предметно-развивающую среду, стимулирующую формирования нравственно- патриотических качеств у детей.
3. Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса для достижения эффективных результатов по обозначенной теме опыта.
4. Выявить эффективность реализации технологии развивающего обучения для формирования духовно-нравственных качеств у старших дошкольников в процессе патриотического воспитания.
Новизна проекта состоит в создании системы использования традиций отечественной культуры во взаимодействии детей, родителей, направленного на формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: Дошкольники будут знать:
• Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
• Наиболее важные исторические события истории родного города и края.
• Символику города и края.
• Писателей и поэтов города и края, их творчество.
• Национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества.
Дошкольники будут уметь:
• Вести самостоятельные наблюдения в природе.
• Узнавать изученные растения и животных.
• Работать с элементами народного творчества.
• Применять игры Донских казаков для организации собственного досуга.
• Применять полученные знания о своей малой Родине в добрых делах и поступках города.
• Творчески мыслить и рассуждать.
План реализации проекта :
1. Организационный этап
Август
2021 г.
Изучение нормативной базы по данному направлению, теоретическое осмысление проекта, анализ условий ДОУ, подбор диагностического инструментария, консультаций для родителей, педагогов; пополнение библиотеки методической литературы, подбор дидактического материала, разработка перспективно-тематического планирования организации экскурсий с детьми старшего дошкольного возраста.
сентябрь 2021г.
Внесение дополнений и изменений в рабочую программу.
октября 2021г.
Подготовка развивающей среды, дидактического материала, подборка картотеки народных казачьих игр.
2 этап -Основной, практический,
Октябрь 2021- март 2022г
Октябрь 2021:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Казачьи посиделки «Покрова Пресвятой Богородицы» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: - воспитывать любознательность, доброжелательное отношение к другим детям, желание и умение участвовать в викторине, соревноваться.
Творческая выставка: «Мой любимый город», «Я люблю мой детский сад»
Цель: развивать творческие способности детей, желание отражать свои впечатления в рисунках.
Участие в международном тесте по логике «Осень»
Цель: выявить уровень усвоения базовых основ по логике.
Развлечение «Покров»
Цель: систематизировать знания детей о казачьих праздниках; создать эмоциональное настроение
Совместная деятельность родителей и детей :
Сценарий акции для детей старшего дошкольного возраста «Посадишь дерево — сохранишь природу!»
Цель: привлечение детей и родителей к посадке деревьев, как способу улучшения качества экологической обстановки в нашем детском саду и прилегающем к нему парку;
Ноябрь 2021:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Интеллектуальная игра «Что, где, когда?» по теме «Русские богатыри» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: приобщение детей к героическому прошлому русского народа
Организация фотовыставки
«Достопримечательности и природа моей улицы»
Цель: Формирование элементарных представлений детей о достопримечательностях нашего города.
Создание фотоальбомов: «Одежда казаков», «Воспитание мальчиков и девочек в казачьих семьях»
Цель: приобщать детей к культуре донских казаков
Сценарий викторины для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родного города».
Цель: формирование представлений у детей об улицах родного города.
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Внимание, дорога!»
Цель: продолжать формировать у воспитанников знания о правилах дорожного движения.
Организация творческой выставки: «Осень в нашем городе»
Цель: формировать средствами изобразительного искусства чувство любви к родному краю.
Участие в международном творческом проекте «Как прекрасен этот мир»
Участие во Всероссийском конкурсе «Моя мама лучше всех!»
Цель: выявить одарённых и талантливых детей.
Совместная деятельность родителей и детей :
Консультация для родителей на тему : «Роль казачьих подвижных игр в воспитании здорового ребенка»
Цель: познакомить родителей с казачьими играми.
Декабрь 2021 :
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Беседа. Рассматривание иллюстраций «День Воинской славы России. Взятие турецкой крепости Измаила. 24 декабря»
Цель: познакомить детей с историческим прошлым России.
Мастер- класс «А у нас вареники!»
Цель: ознакомление воспитанников с бытом и традициями казаков Дона
Литературный досуг "Сказки Тихого Дона"
Учить детей пересказывать, небольшие сказки, с опорой на иллюстративный материл, выразительно передавать прямую речь персонажей, отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Выставка творческих работ «Казаки Дона».
Цель: Совершенствовать умение изображать портрет человека и передавать характерные особенности посредством рисунка.
Участие в региональном флешмобе «С новым годом, медики!»
Цель: вовлечение детей в общественную жизнь страны
Участие во всероссийском творческом конкурсе «Внимание, дорога!»
Цель:
Участие в Х районном конкурсе новогодней игрушки «Зимняя сказка нашего города»
Цель: развитие творческих способностей участников.
Совместная деятельность родителей и детей :
Буклет для родителей «Приобщение детей к Донским традициям через Казачьи подвижные игры»
Январь 2022:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Просмотр презентации «Казачьи народные традиции» Цель: познакомить воспитанников с народными Святочными гуляньями.
Музыкально- познавательный вечер «Святочные посиделки на Васильев день»
Цель: на примере народных традиций и исторического прошлого родного края воспитывать уважительное отношение к культурным ценностям родного края и народов России.
Экскурсия в краеведческий музей
Цель: знакомство с историческим прошлым нашего города
Участие в международном тесте по логике «Зима»
Цель: выявить уровень усвоения базовых основ по логике.
Совместная деятельность родителей и детей :
Консультация для родителей
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Экологическая акция «Собери макулатуру»-
Цель: учить любить, беречь и приумножать природу родного края.
Февраль 2022:
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Цель: воспитание чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к Родине.
Экскурсия в детскую библиотеку»
Цель: познакомить детей с профессией библиотекарь, заинтересовать детей вместе с родителями на регулярное посещение библиотеки.
Тематический вечер «Великий атаман Дона»
Цель: расширить знания детей об одном из самых известных донских атаманов.
Праздник «Мы — маленькие патриоты нашей необъятной Родины»
Цель: формировать у дошкольников ценностное отношение к культуре и истории своей Родины.
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Защитник Родины моей»
Цель: воспитывать чувство гордости за свою Родину.
Участие в региональном онлайн- флешмобе «ПДД соблюдай, по дороге не гуляй»
Цель: формировать навыки безопасного поведения на дороге
Совместная деятельность родителей и детей :
Консультация для родителей «Как воспитать ребенка активным, ловким, смелым и находчивым»
Март 2022
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Литературный вечер «Весенняя капель»
Цель: воспитывать нравственно – патриотические чувства и любовь к родной природе.
Участие в творческом конкурсе чтецов
Цель: воспитание чувства благодарности и уважения к маме.
Краеведческая экскурсия в парк «Природа весной. Первоцветы»
Цель: .уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
Участие в областных экологических акциях «День леса» и «День воды»
Цель: формирование у детей бережное отношение к природным ресурсам России
Участие в конкурсе-выставке детских рисунков
«Единственной маме на свете»
Цель : воспитание чувства благодарности и уважения к маме; развитие творческого воображения.
Участие в межрегиональной акции «Читаем «Сказки Тихого дона» Петра Лебеденко.
Цель: развитие творческих способностей участников
Конкурс «А ну-ка, казачки!»
закрепить знания детей о жизни, быте и культуре Донского казачества; о воспитании девочек в казачьей семье.
Участие в международном конкурсе – игре по физ. культуре «Орленок»
Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни.
Совместная деятельность родителей и детей :
Семинар -практикум по совместному изготовлению атрибутов и костюмов к праздничным мероприятиям.
Апрель2022
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Литературный вечер «Люблю тебя, Пролетарский мой край!»
Цель: знакомство с творчеством местных поэтов, прославляющих наш донской край.
Интерактивная экскурсия в музей казачества
Цель: познакомить с героическими подвигами лихих казаков в годы Отечественной войны 1812 года.
Участие во всероссийском конкурсе изобразительного творчества «Космический корабль на старте»
Участие в Областном конкурсе рисунков любимых героев мультфильмов и детских сказок «Медиамир»
Цель: развитие творческого потенциала у детей средствами медиаобразования
Цель: развитие творческих способностей участников
Участие во Всероссийском творческом конкурсе «Дети за здоровый образ жизни»
Цель: обмен наработанным опытом.
Совместная деятельность родителей и детей :
Совместное участие в районной акции «Мы украсим детский сад».
Цель: пробудить в детях осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по облагораживанию природы родного края.
Буклет для родителей «Казачьи пословицы, поговорки и загадки»
3 этап -обобщающий, май 2022 Май 2022
Образовательная деятельность с воспитанниками :
Проведение спортивного праздника «Путь к здоровью через нормы ГТО»
Цель: провести мониторинг физических качеств воспитанников.
Проведение экскурсии в Культурный казачий центр СКС-90 «РУССИЧ»
Цель: приобщение воспитанников к казачьим видам спорта.
Участие в Х детском фестивале инсценированной песни «Мы поем тебе песню, Победа!»
Цель: активное включения детей и молодежи в процесс патриотического воспитания, увеличение численности коллективов патриотической направленности;
Совместная деятельность родителей и детей :
привлечение родителей к организации и проведению запланированных мероприятий.
Педагогическая диагностика показала, что знания детей о родном крае достаточно глубокие, систематизированные. Дети овладели позитивными образцами поведения в природе и в обществе, усилился их интерес к истории родного края, к людям, их окружающим. Дети приобщились к историческим и духовным ценностям родного края, с уважением относятся к культурным национальным традициям.
Диссеминация опыта с педагогами МБДОУ по теме проекта : «Нравственно- патриотическое воспитание через ознакомление детей с историей родного края».
Методы и приемы:
- диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
- игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
- проектирование;
- конкурсы, викторины;
- экспериментирование;
- коллективно-творческие дела;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин, иллюстраций.
Виды познавательной деятельности в нравственно- патриотическом воспитании :
-организованные занятия;
-совместная деятельность;
-праздники и развлечения;
-наблюдения в быту и природе;
-экскурсии в музей и детскую библиотеку;
-организация конкурсов и рисунков и поделок;
просмотр видеофильмов, слушание музыки.
- сюжетно-ролевые игры с использованием казачьих традиций, обычаев; участие в фольклорных праздниках.
- инсценировки казачьих сказок.
Методы и приемы, используемые в реализации проекта :
- диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
- игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
- проблемные ситуации;
- проектирование;
- конкурсы, викторины;
- экспериментирование; коллективно-творческие дела;
- наблюдения;
- целевые прогулки и экскурсии;
- рассматривание картин, иллюстраций.
1. Наглядные методы: рассматривание иллюстраций, наблюдение, просмотр презентаций;
2. Практические методы: моделирование, игры, простые опыты;
3. Словесные методы: беседы, чтение книг, заучивание стихов наизусть, импровизированные и подготовленные рассказы детей и/или воспитателя.
Основные формы реализации проекта :
- непосредственно-образовательная деятельность;
- в свободной деятельности;
- целевые прогулки по городу;
- виртуальные экскурсии с различной тематикой о городе;
- праздники, развлечения;
- тематические выставки;
- тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
- встречи с участниками исторических событий, людьми искусства;
- работа в мини-музеи детского сада.
- Чтение художественной литературы
Формы взаимодействия с родителями в процессе реализации проекта :
- Рассказы родителей о своих семьях.
- Рассматривание семейных альбомов.
- Экскурсии с детьми по городу и Донскому краю.
- Посещение музеев, достопримечательностей города.
- Совместные праздники, посиделки, развлечения, конкурсы, родительские
- собрания.
- Оказание помощи в материальном обеспечении проекта : предметы домашнего, обихода, предметы народно-прикладного искусства, предметы живописи, художественная литература.
Результаты работы:
1. Детей
- дошкольники имеют представление о донском крае, своем населенном пункте, проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, склонны наблюдать, экспериментировать;
- владеют основными культурными способами деятельности, способны проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др, имеют заинтересованность в познании истории и культуры родного края, общении с ней;
- имеют социокультурный опыт, как опыт жизнедеятельности ребенка, приобретаемый и реализуемый в ходе познания произведений искусств донских авторов, общения в различных видах деятельности; положительное отношение к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх.
2. Во взаимодействии с родителями была обеспечена положительная динамика формирования духовно-нравственной культуры каждого ребенка.
4. Для себя же определила ближайшие и дальнейшие перспективы профессионального развития: самостоятельный творческий поиск профессионально значимой информации и использование собственного опыта в качестве источника обучения.
Литература по обеспечению проектной деятельности :
1. Арапов-Пискарева Н. А.
Мой родной дом. Литагент «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2004.-457с.
2. Буре Р. С. Социально - нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. М. : Мозаика - Синтез, 2012. 80 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. // Психология развития. СПб: Питер, 2001. 512 с.
4. Гаврилова Т. П. О воспитание нравственных чувств. М. : 2000. 276 с.
5 Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
6. Александрова Г. А. Моя Россия! Патриотическое воспитание старших дошкольников. Рабочая тетрадь. Санкт – Петербург. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015.
6. Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Москва: Творческий центр «Сфера», 2010.
7. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2015.
8. Дошкольник. Образование «Родной край». Методические рекомендации по организации и содержанию образовательного процесса в ДОУ Ульяновской области в 2010-2011 г. г. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2010.
.9 Дьяченко В. Ю., Власенко О. П. Маленькие шаги в большой мир. – Волгоград: Учитель, 2007.
10. Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Москва: ТЦ Сфера, 2010.
11. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.
12. Майданкина Н. Ю. Войди в мир игры. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков. – Ульяновск: УИПК ПРО, 2013.
13. Пантелеева Н. Г. Знакомим детей с малой Родиной. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2015.
14. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфра, 2012.
15. Шорыгина Т. А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.
16. Шорыгина Т. А. Моя семья. Методическое пособие. - Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.
17. Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.
18. Шорыгина Т. А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. - Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.
19. Шорыгина Т. А. Мудрые сказки. Беседы с детьми о пословицах и крылатых выражениях - Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.
20. К. Г. Малыхин "История Донского края" издательский центр " Март" 2006г.
21. В. П. Аникина " Живая вода" устное творчество русского народа,издательство "
Детская литература" 1975г.
22. Ю. Ф. Сухарев Страницы
казачьей истории " Лазоревый цвет" г. Чапаевск 2001г.
23. Астапенко Г. М. Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков 17-20 веках – Ростов н/Д, 1994 г.
24. Астапенко М. П. Хрестоматия по истории Донского казачества. Ростов н/Д, 1994 г.
Журналы: «Управление ДОУ» №4-2008г, №8 – 2006
«Старший воспитатель» №1,2 – 2007г
25. Левченко В. С. История Донского края. Ростов н/Д, 2005г
26. Чумичева Р. М., Ведмедь О. Л. Ценностно – смысловое развитие дошкольников (на материале истории и культуры Донского края). Ростов н/Д, 2005г.