Анна Савостина
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей второй младшей группы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский[/i]
Пояснительная записка
В проекте представлена система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник и нетривиального изобразительного материала, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Публикация «Проект „Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества детей второй младшей группы“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Актуальность:
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности : формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Для этого делается акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель:
Знакомство детей II-ой младшей группы с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию.
Задачи
Для детей
Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.
Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Для родителей
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
Стимулировать их совместное творчество с детьми;
Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
Срок реализации проекта : март 1-2 неделя.
Тип проекта : творческий.
Вид проекта : краткосрочный
Участники проекта : дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты:
Наличие у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение младшими дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный:
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме;наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
Основной:
Познавательное развитие :
Беседа «Профессия –художник»
«Осенний лес»(применение трафаретов сухих листьев)
«Крошки-осьминожки»(Рисование ладошками)
Экспериментальная деятельность «В гостях у королевы кисточки (кляксография)»
Наблюдение «Снег кружится, снег ложиться»
Д/и «Подбери цвет»
Д/и «Составь узор»
Речевое развитие :
Чтение сказки Н. Забила. «Карандаш».
Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»
Чтение В. Сутеев «Капризная кошка»
Заучивание стихотворения «Кисточка»
Р/и «Назови какого цвета.», «Доскажи словечко»
Физическое развитие :
Пальчиковая гимнастика «Киса кисточку взяла.», «Рисовали, рисовали -наши пальчики устали»
П/и «Краски», «Паравоз».
М/и «Что рисуем мы не скажем, а тихонечко покажем»
Дыхательная гимнастика «Сдувание краски с трубочки из-под сока на бумагу»
Художественно-эстетическое развитие :
Рисование ватными палочками «Снег идет»
Рисование солью «Сосульки»
Коллективная работа «Елочка-крпасавица»(ладошки + подушечки пальчиков)
Заучивание стихотворения «Кисточка»
Д/у «Дорисуй фигуру»
Социально-коммуникативное развитие :
Развлечение «Девочка чумазая»
Театрализация сказки «Карандаш» Н. Забила.
Работа с родителями:
Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования дома и в саду»
Выставка рисунков «Вот как дома мы рисуем!»
Ожидаемые результаты реализации проекта :
В результате выполнения проекта будет достигнуто :
формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
рост уровня развития мелкой моторики, улучшение координации движений рук детей.
повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах;
представление проекта «Увлекательное рисование» на уровне детского сада.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения проекта откроется возможность его дальнейшего развития. Проект определил те области деятельности, которые нуждаются в проведении изменений в соответствии с современными требованиями.
Дальнейшая реализация проекта позволит продолжить работу по формированию художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Предполагаемый результат
Дети
Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Формы работы с детьми:
Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.