Мельникова Ольга
Проект «Неизведанное рядом» познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ возраст детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.
Публикация «Проект „Неизведанное рядом“ познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ возраст детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.
Актуальность проекта :
Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в её процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.
Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Сроки реализация проекта : с февраля по май.
Тип проекта :
информационно-практико-ориентированный
Вид проекта :
Исследовательский
Участники проекта :
Дети, воспитатели, родители старше- подготовительной группы.
Цель проекта :
Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта :
-Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы
для решения познавательных задач;
- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту
проверку и делать адекватные выводы.
- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Ожидаемый результат:
1. Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
2. Ребенок может ответить на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решения проблемы, совершать открытия.
3. Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и различных видах детской деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.
4. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.
5. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.
6. Ребенок адекватно владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, умеет договариваться, обмениваться предметами, распределяет действия при сотрудничестве.
Этапы реализации проекта
- Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.
- Разработка перспективного плана работы с детьми.
- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.
- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.
- Составление картотек с опытами
- Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.
- Оформление консультативного материала для родителей.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено :
- специально-организованное обучение в форме занятий;
- совместная деятельность взрослого с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность детей
Формы работы:
- Занятия;
- Эксперименты;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть : индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию:
- Создание проблемной ситуации.
- Поиск возможных решений.
- Прогноз результата эксперимента.
- Проверка возможных решений, исходя из данных.
- Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.
- Обобщение
Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности.
Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.
Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента.
Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента- при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при проведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение четко выразить свою мысль (т. е достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.
Также хорошо прослеживается связь между экспериментированием и формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности- чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Литература
1. Иванова А. И. Организация детской исследовательской деятельности : Методическое пособие. - 3-е издю. ,перераб. И доп. -М. : ТЦ Сфера,2017.-96с. (Мир, в котором я живу)
2. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.- 320с. -(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом : Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. - 2-е изд., испр. - М. :ТЦ Сфера,2016.-192с. (Ребенок в мире поиска)
4. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-218с.
5. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/авт. -сост. Л. А. Королева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016.-64с. -(Методический комплект программы «Детство»)