Маргарита Зверева
Проект «Нейроигры» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В настоящее время актуальным является использование нейропсихологического подхода в развитии детей дошкольного возраста. Данный подход основывается на последних современных исследованиях в области физиологии, и нейропсихологии, в которых рассматриваются пути коррекции психического развития детей.
Эффективность нейроигр состоит в том, что они являются прежде всего здоровьесберегающей технологией, способствуют развитию всех психических процессов. Посредством применения нейроигр замечено улучшение когнитивного развития дошкольников. Нейроигры способствуют улучшению всех психических процессов ребенка (внимания, памяти, мышления, речи и др., а также развитию его эмоционально-волевой сферы. Улучшение мозгового кровообращения, развитие новых нейронных связей в коре головного мозга, приводит к повышению стрессоустойчивости, обучаемости, адаптированности, снижению конфликтности, возбудимости. Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз.
Публикация «Проект „Нейроигры“ для дошкольников» размещена в разделах
Цель
Формирование мыслительной деятельности и познавательно - речевых процессов у детей дошкольного возраста по средствам игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия.
Задачи проекта
1. Изучить методическую литературу по развитию межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраст;
2. Подобрать и разработать игры и упражнения для детей на развитие межполушарных связей;
3. Стимулировать речевую активность детей;
4. Развивать слухоречевое внимание детей;
5. Развить нейродинамические процессы головного мозга, отвечающие за речь ребёнка;
6. Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление).
Ожидаемые результаты
- развитие умения дослушать до конца, ждать, сохранять в памяти последовательность;
- повышение уровня контроля и регуляции собственной деятельности
- развитие мелкой и общей моторики;
- повышение работоспособности и снижение утомляемости;
- формирование умений взаимодействовать с другими детьми в процессе осуществления проекта;
- проявление активности детей.
Принципы реализации проекта
- Принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях
- Принцип наглядности – предлагает правильный, четкий показ движений педагогом
- Принцип доступности – предполагает учет возрастных особенностей дошкольника
- Принцип систематичности – предполагает регулярность занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом
Принцип динамичности – предполагает постепенное повышение сложности игр и заданий – от более легких к более интересным и сложны
Классификация проекта
Образовательная область Физическая, познавательная, речевая, художественно- эстетическая
Тип проекта Исследовательский, игровой
Вид проекта Групповой
Продолжительность Краткосрочный
Участники проекта Воспитатель, дети, родители
Возраст участников Старший дошкольный возраст
Срок реализации 1 месяц
Этапы работы над проектом
1 этап – подготовительный:
-Подбор и изучение литературы по проблеме межполушарного взаимодействия для развития ребенка;
-Разработка проекта
2 этап – практический:
- Создание условий для реализации проекта
- Подбор игр и упражнений;
- Практическая отработка игр и упражнений;
- Пополнение и оснащение информационными и дидактическими материалами.
3 этап – заключительный:
- Определение эффективности работы по выявлению уровня … подготовленности детей;
- Оценка эффективности проекта : соотнесение полученного результата с поставленной целью;
- Обобщение материалов проекта.
Методы и приемы организации деятельности детей:
• Игры и упражнения на развитие тонкой моторики кистей рук;
• Игры и упражнения на развитие общей моторики и координации движений, пространственной ориентации.
Формы работы: Основная форма работы – включение приемов по развитию межполушарного взаимодействия в программное содержание образовательной деятельности. Методические рекомендации по использованию межполушарных игр, детьми дошкольного возраста Условия успешного выполнения упражнений 1. Основным условием является точное выполнение движений и приемов, педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать детей. 2. Работа проводится как левой и правой рук поочередно, так и согласованная работа обеих рук одновременно. 3. Игры должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Игры, проходящие в ситуации стресса, не имеют интегрированного воздействия. 5. Продолжительность игр зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день. 6. Заниматься необходимо ежедневно. Нами были разработаны и подобраны игры, в которых участвуют одновременно обе руки ребенка
За время проекта у детей закрепились навыки, появились новые умения. Движения приобрели точность, синхронность, спало напряжение при их выполнении. Снизился уровень неловкости и пропала неуклюжесть. Все это способствовало повышению уверенности в себе у детей, снижению тревожности и страха, что он не справится с заданием (что часто наблюдалось на первых этапах работы). Повысился уровень развития как общей моторики, так и мелкой. Дети стали более собраны. Воспроизведение последовательности, которая давалась на слух в начале проекта, сейчас не вызывала затруднений. Качество выполнения заданий для диагностики существенно возросло.
Таким образом:
1. Разработанная стратегия позволит решить проблемные вопросы и достигнуть поставленную цель: дети успешно освоят нейроигры, которые позволят эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были недоступны детям.
2. Будет создана система развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов, детей и родителей.
3. Повысится педагогическая компетентность по данному вопросу.
Литература:
1. Захарова Р. А., Чупаха И. В. Методика «Гимнастика мозга». В сб. : Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
2. Колганова В. С., Пивоварова Е. В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М. : Айрис-пресс, 2015.
3. Пьянова Л. А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
4. Пьянова Л. А., Чаплыгина А. А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование : опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
5. Трясорукова Т. П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д. : Феникс, 2019.
6. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. М. : Генезис, 2008.
7. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М. : Генезис, 2010.
8. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999
Приложение 1
Пальчиковые упражнения
Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
«Наши пальчики»
Понемножку по ладошке
Наши пальчики идут, (пальцы одной руки легко стучат по ладони другой)
Серединку на ладошке
Наши пальчики найдут (то же другой рукой)
Чтоб внимательнее стать,
Нужно точку нажимать (нажимать на центр ладони пальцем другой руки (поменять руки)
Помассировать по кругу, (круговые движения указательным пальцем одной руки по центру ладони другой (поменять руки)
А теперь расслабить руку (легко пошевелить пальцами)
Давим, (крепко сжать кулаки)
Тянем, (напряженно вытянуть пальцы)
Отдыхаем (расслабить кисть)
Мы внимательными станем (скрестить руки на груди)
Лабиринт
Предложить ребёнку, глядя на рисунок, помочь автобусу проехать в зоопарк, а на втором лабиринте помочь детям пройти на пикник. Желательно, чтобы сначала ребёнок проложил путь, опираясь только на зрительно-моторную координацию (т. е. одними глазами, и только потом нарисовал путь карандашом.
Как автобусу проехать в зоопарк?
Как детям пройти через поле на пикник?
Повтори и посчитай
Предложить ребёнку, глядя на рисунок повторить движение руки, пройти по линиям и посчитать количество кругов
Зеркальное рисование.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а
также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
Услышь букву
Взрослый достаточно медленно читает текст. Ребёнок должен хлопнуть, когда услышит слово с условленной буквой, и назвать слово, в котором он её услышал.
Более сложный вариант включает работу над переключением, на пример: «На М хлопни, на Л топни».
«Кулак-ребро-ладонь»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой,
затем — двумя руками вместе.
«Ухо-нос»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности и самоконтроля. Ребенку предлагают левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
Дыхательные упражнения.
Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует решению рациональных задач.
Нейромассаж с мячиком Су-Джок
1. Катится колючий ежик (выполняем круговые движения мячиком между
ладонями) Нет ни головы, ни ножек.
По ладошкам он бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит (перебираем мяч
пальчиками) И пыхтит, пыхтит, пыхтит
Бегает туда, сюда! Мне щекотно? (движения мячом по
пальчикам) Да, да, да! Уходи, колючий еж, (подкидываем мяч)
2. Ежик в руки мы возьмем, (берем массажный
мячик) Покатаем и потрем. (катаем междуладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)
И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на
шипы) Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем
мячик) И немножко покатаем … (ручкой катаеммячик)
Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик)
Приложение 2
Мастер- класс с родителями «Нейроигры за 5 минут»
Актуальность
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда
формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время
это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости
от окружающих взрослых – родителей, педагогов.
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании»,
ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом,
является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития
ребенка. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат
семьи, степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ,
повышением культуры педагогической грамотности семьи.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда
актуальным. Содержание просветительской работы с родителями может
быть самым разнообразным – от консультаций до дистанционных форм
общения с родителями.
Для решения приоритетных задач по установлению партнерских
отношений с семьей каждого воспитанника, объединению усилий для
развития и воспитания детей, созданию атмосферы взаимопонимания,
активизации и обогащения воспитательных умений родителей успешно
применяется одна из форм работы с родителями мастер – класс с обратной
связью в виде «виртуальной гостиной».
Целью является педагогическое просвещение родителей в развитии
ребенка с применением нейроигр.
Задачи: расширять знания родителей в области педагогики; научить
создавать нейроигры из подручных средств и применять их; воспитывать
отзывчивость.
План мастер – класса
1. Сообщение педагога о роли нейроигр в развитии детей.
2. «Нейроигры за 5 минут» - изготовление игр.
3. «Виртуальная гостиная».
Как говорил известный педагог, психолог Иван Петрович Павлов
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки
снова способствуют развитию мозга».
Известно, игра – одно из средств воспитания детей дошкольного
возраста. Играя, ребенок познает мир вокруг себя, получает удовольствие
взаимодействуя друг с другом, старается победить, соревнуется. Игровые
технологии повышают интерес и мотивацию, помогают не бояться
ошибок, развивают коммуникацию. Игра – это естественное состояние и
потребность любого ребенка. В современном мире существует великое
множество разных игр – настольно-печатные (лото, домино, пазлы,
дидактические игры, развивающие игры, словесные (считалки, потешки,
скороговорки и т. п, подвижные игры.
Давайте вспомним с вами как мы проводили время в наше детство:
поднимите руки те, кто в детстве бегал босиком? Кто прыгал на скакалке, в
резиночку, крутил обруч, играл в классики, играли с мячом. А наши
дворовые игры с соблюдением правил: это прятки,12 палочек, казаки-
разбойники, цепи-кованы и многое другое…
А теперь поднимите руки те, кто видит в наше время прыгающих и
бегающих детей на улице? А со скакалкой, с обручем? Современные детки
ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у
компьютера. Да сейчас время цифровых технологий, и от этого никуда не
деться, наши маленькие дети больше нас разбираются в технике и это
здорово. Но мы идем с вами к тому, что в светлом будущем дети будут
психически, физически, соматически ослаблены.
Сегодня, я хочу рассказать вам о нейройграх. И так, что же такое
нейроигры? Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие
развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию
координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к
произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный
настрой. Пугающее слово – нейроигры – не требуют вмешательства
медикаментов. Неироигры являются доступным средством для развития
ребенка. Можно с уверенностью сказать, что нейроигры содержат в себе
развивающий потенциал, а любую развивающую игру отнести к
нейроиграм.
Нейропсихологи (Семако Н. Я., Судовская Н. В., Праведникова И. И.)
рекомендуют применять нейроигры с 3-х лет. Кому предназначены такие
игры? Ответ прост – всем. Такие игры полезны и взрослым, и детям, ведь
они проходят в игровой форме, имеют эмоциональную привлекательность,
многофункциональны, сочетаются с двигательной активностью,
формируют партнерское взаимодействие между ребенком и взрослым.
Уважаемые родители, предлагаю погрузиться в детство, немного
поиграть. Встаньте посвободнее, повторяйте за мной
Замечательно, улучшилось, присаживайтесь. Поиграли сами,
научите дома деток. Чем привлекательны нейроигры? Их можно не только
приобрести в магазине, но и создать самому. Нужно лишь желание, а все
необходимое находится на столах.
Уважаемые родители, предлагаю вам создать свои нейроигры за 5
минут.
1. Нейроигра на развитие координации, внимания «Веселый
ладошки» Материал: лист бумаги А4, фломастеры, клей, картинки овощей.
Структура: вам необходимо обвести обе руки на листе бумаги, затем
приклеить на правую/левую руку овощи так, чтоб они соответствовали
местоположению на пальцах рук, на указательных морковь, на больших
капуста и т. д.
Как играть: предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать овощи, а
затем показать соответствующими пальцами рук, поднимая только
пальчик. Вариация может быть любая – от животных до фигур, главное
фантазия.
2. Нейротаблица на сенсорное развитие «Веселые круги»
Материал: лист бумаги А4, фломастеры, цветная бумага, клей, ножницы,
линейка. Структура: вырезаем круги одного размера 8 шт, разных цветов 2
комплекта. Расчертить пополам лист бумаги, наклеить круги так, чтоб они
не повторяли местоположение.
Как играть: предложите ребенку назвать цвета кругов. Помогите, если
затрудняется. Предложите показывать одновременно левым и правым
пальчиком круги, которые вы назовете.
Если ребенок хорошо знаком с геометрическими фигурами, можно
усложнить, добавить квадрат, треугольник.
3. Нейроигра на развитие моторики «Ходилки - бродилки»
Материал: лист А4, фломастеры, линейка.
Структура: лист кладем вертикально, расчерчиваем на 5 одинаковых
частей. В верхней левой части рисуем круг, в правой верхней части рисуем
овал, затем ниже чередуем овал, круг и так рисуем до конца листа. На
начальном этапе берем один цвет.
Как играть: предложите ребенку погулять пальчиками по листу, где круг
там находится 1 пальчик, где овал – там 2 пальчика. Пусть пальчики
погуляют сверху вниз, а затем обратно. Со временем, усложняйте темп:
сначала медлено – быстрее – быстро.
Вот такие нехитрые игры помогут вашему малышу в полноценном
развитии. Старайтесь избегать директивного тона во время игр. Пусть
ваша игра будет легкой, веселой, интересной. Покажите ребенку, как
нужно играть с улыбкой на лице, а если он не хочет – не заставляйте.
Подождите, пока у ребенка будет настроение или когда он заскучает и
предложите ему игру.
Список литературы:
1. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями. Пособие для работников дошкольных
образовательных учреждений. – М., 2002. – 120с.