Татьяна Богданова
Проект «Нейродинамическая гимнастика как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
АКТУАЛЬНОСТЬ
В последние годы значительно увеличилось количество детей с нарушениями речи. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Публикация «Проект „Нейродинамическая гимнастика как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Нейропсихологические игры и занятия
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах.
В последнее время особое внимание уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной) Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям имеющим различные нарушения в развитии.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна для детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Нормативно-правовая база проекта
• Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
• Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2);
• Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии»;
• Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми».
Тип проекта
• Педагогический, творческий, долгосрочный.
Участники реализации проекта
• -учитель-логопед;
• Дети дошкольного возраста;
• педагог- психолог;
• Родители (законные представители) воспитанников.
Образовательный продукт
• Нормативно-правовая база, регламентирующая проектную деятельность (положения, приказы и т. д.).
• Методическое сопровождение (тематическое планирование, сценарные планы и т. д.).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Тема проекта
Нейродинамическая гимнастика как средство развития и коррекции речи детей дошкольного возраста.
Цель проекта
Через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнастики создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи.
Задачи проекта
•Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейродинамических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения;
•Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми-логопатами дошкольного возраста;
•Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекции речи детей дошкольного возраста,
•Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в работу по развитию речи у детей дошкольного возраста.
Сроки и этапы реализации
Срок реализации проекта - 1 год.
• I этап – Организационный (сентябрь 2022 г.)
• II этап – Основной (октябрь 2022 г. - апрель 2023 г.)
• III этап - Аналитический (май 2023 г.)
Модель реализации проекта
1. Самообразование.
2. Работа с детьми.
3. Работа с родителями.
4. Работа со специалистами ДОУ
5. Методический инструментарий.
Практическая значимость проекта
Проблема заключается в том, что с каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями.
Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику работы с детьми –логопатами инновационных образовательных технологий.
Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.
Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Речевой центр в группе «Акварельки».
2. Логопедический кабинет.
3. Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, нейрокарточки различной направленности, картотека игр по звуковой культуре речи, консультативный материал для педагогов и родителей).
4. Мультимедийное оборудование (ИКТ).
Итоги проекта
Разработка методического пособия «Умная» нейрогимнастика», которое может использоваться педагогами как для работы с детьми с нарушениями речи, так и с детьми не имеющими отклонений в развитии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дети с нарушениями речи имеют системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, приводящие к расстройствам эмоционально-волевой, личностной сфер, снижению работоспособности, отставании в развитии двигательной сферы. На основании научно-практических исследований был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания (астма, аллергии, некоторые виды сердечных аритмий и т. д., общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, задержка речевого развития, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.
Практическая значимость использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики в системе занятий состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей дошкольного возраста, но и развивать, исправлять недостатки устной речи, а также, в последствие, предупредить нарушения чтения и письма будущих школьников.