Настя
Проект в младшей группе «Не плачь, малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Не плачь, малыш!»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Вид проекта : социально-значимый.
Участники проекта : дети подготовительной группы, дети группы раннего возраста, воспитатели.
Дети подготовительной группы всегда проявляют большой интерес к окружающим их явлениям. Находясь, каждый день на прогулке рядом с площадкой детей раннего возраста, старшие дошкольники обратили внимание на то, что малыши часто плачут и расстраиваются. Поинтересовавшись у воспитателя причиной плохих эмоций, дети проявили чуткость и отзывчивость, и предложили свою посильную помощь в адаптации малышей к детскому саду. Решив пойти навстречу желанию детей помогать и заботиться о детях раннего возраста, мною был составлен и реализован проект «Не плачь, малыш!».
Публикация «Проект в младшей группе „Не плачь, малыш“» размещена в разделах
Актуальность проекта : адаптация детей раннего возраста к детскому саду – трудный и эмоциональный процесс, который в значительной мере может быть облегчен помощью детей старшего дошкольного возраста, которые уже адаптированы к условиям ДОО и могут помочь малышам социализироваться. В то же время у детей старшего дошкольного возраста в процессе помощи малышам развиваются навыки межличностного общения и формируются такие важные социально-значимые качества как умение заботиться о ближнем, доброта.
В этой связи, реализация проекта с участием детей подготовительной к школе группы для успешной адаптации малышей к условиям ДОО является весьма актуальной.
Цель: формирование и закрепление социально-значимых качеств личности у старших дошкольников при участии их в процессе адаптации малышей к детскому саду; создание опыта взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей старшего дошкольного и раннего возраста в пространстве детского сада в ходе реализации совместного образовательного проекта.
Задачи: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- формирование положительных взаимоотношений старших детей с детьми младшего возраста (умение спокойно выполнять их просьбы, желание оказывать, другому помощь, проявлять ласковое отношение, сочувствие);
- развитие навыков повседневного взаимодействия детей разного возраста друг с другом,
- формирование и закрепление культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста с помощью старших товарищей,
- развитие умения старших детей понимать эмоциональные реакции других детей, правильно на них реагировать,
- совершенствование у детей старшего дошкольного возраста умения управлять своими чувствами, организовывать свое поведение,
- развитие навыков совместных игр старших детей с детьми раннего возраста.
Планируемый результат проекта :
• Формирование у детей старшего возраста таких личностных качеств как: доброта, участие.
• Сокращение периода прохождения детьми раннего возраста острой и подострой фаз адаптации, облегчение привыкания к новым условиям.
• Становление партнёрских, доверительных отношений между детьми раннего и старшего дошкольного возраста.
Основные средства реализации проекта :
В период адаптации детей к ДОО предложить старшим дошкольникам помочь малышам освоиться в новой среде обитания, используя для этого разнообразные приемы и способы:
• Ежедневное посещение старшими дошкольниками группы раннего возраста во время самостоятельной игровой деятельности детей.
• Игрушки-забавы (заводные, музыкальные, шумовые и т. д., отвлекающие малышей от негативных эмоций).
• Игровые ситуации, направленные на освоение навыков самообслуживания ребенком и его знакомство с культурой поведения.
• Подвижные игры и физкультминутки, сближающие малышей друг с другом и со старшими детьми.
• Адаптационные игры.
• Пальчиковые игры.
• Музыкальные игры для снятия эмоционального напряжения.
• Элементы телесной терапии (обнять, погладить).
Этапы проекта
1. Подготовительно - организационный
2. Основной этап
3. Заключительный этап
Стратегия и тактика проектных действий
Этапы Содержание деятельности
I этап
Организационный
1. Изучение методической литературы.
2. Подборка игр на формирование навыков общения и социального доверия, игровых ситуаций, игр-забав, пальчиковых игр, и обучение детей организовывать их самостоятельно.
3. Создание условий для проведения игр в группе (социально-эмоциональные уголки, насыщенные богатым содержанием).
II этап
Основной 1. Формирование у детей элементарных знаний и представлений об основах бесконфликтного общения через активное использование различных этюдов, упражнений: «Песенка друзей», «Погремушка», «Хоровод», «Самая счастливая», «Зайка», «Ты грустишь». Используется сборник «Азбука эмоций»
Цель: учить детей осознавать свои переживания и понимать эмоции других детей, управлять своими эмоциями.
2. Вовлечение детей в самостоятельную игровую деятельность совместно с малышами.
Адаптационные игры:
Игра «Разговор с игрушкой» Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.
Игра “Большие – маленькие” Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Игра «Вот Я какой!», “Это Я”, “Наши ножки”, “Пляшут наши детки!” Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.
Игры “Покачай малыша!”, “Подари любовь и тепло”,“Прыгай веселей”, “Как живёшь?”. Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру.
Игра “Прятки с платком”. Цель: помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, познакомиться с детьми, доставить радостное настроение.
Игра «Бабочки на весеннем лугу». Цель: регуляция процессов возбуждения и торможения, снижение уровня тревожности, развитие пластики движений.
3. В целях разнообразия межличностного общения предоставить возможность старшим дошкольникам использовать:
- музыкальные игры для снятия эмоционального напряжения: Игра "Звонкий бубен". Цель: учить детей совершать ритмичные действия с бубном под музыкальное сопровождение, подражая сверстнику.
Игры под фонограмму "Маленькие ладушки", "Все на ножки становитесь", "Автобус", "У жирафа пятна", "Тук-тук". Цель: учить детей действовать со сверстниками, развивать чувство музыкального ритма.
- подвижные игры: «Бегите ко мне!» Цель: умение ориентироваться в пространстве, укрепление мышц туловища и ног, развитие двигательной активности.
«Лови меня» Цель: развитие координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
«Догони мяч» Цель: развитие ловкости, инициативы, дисциплинированности, терпения, тренировка зрения и слуха.
«Собираем шарики» Цель: развитие элементарных навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном положении, укрепление мышц туловища.
«Покати мяч ко мне» Цель: развитие ловкости, координации движений.
«Кот и мыши» Цель: развитие внимания, ловкости, быстроты.
- использование игрушек-забав, (неваляшка, юла, заводные движущиеся игрушки, говорящие игрушки и др.)
- использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики: пальчиковые гимнастики «Игрушки», «Ягоды», «Грибы», «Деревья», «Одежда», «Обувь», «Капуста», «Замок», «Овощи», «Фрукты», «Осень», «Части тела».
-использование физкультминуток для снятия эмоционального напряжения: «Хомка-хомка, хомячок»,
«У реки росла рябина», «Утром встал гусак на лапки», «Спал цветок и вдруг проснулся», «Солнце».
III этап.
Заключительный 1. Рефлективная беседа со старшими дошкольниками «Как мы помогали малышам».
2. Итоговое мероприятие: организация и проведение развлечения для малышей – инсценировка сказки «Курочка Ряба».