Любовь Коростелева
Проект «Наставничество одаренного ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ (пояснительная записка)
Актуальность и востребованность педагогического проекта «Наставничество одаренного ребенка» Современные тенденции социального развития общества ставят перед образованием новые задачи. В числе основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» отмечается выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности, создание среды для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления его потенциала. И это не случайно, поскольку ни компьютеризация, ни совершенное знание нескольких языков, а особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления будут являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
Публикация «Проект „Наставничество одаренного ребенка“» размещена в разделах
- Наставничество. Работа наставника
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
На современном этапе отправной точкой отсчёта, от которой берут начало прикладные исследования и педагогическая практика в нашей стране, является «Рабочая концепция одарённости» под редакцией Д. Б. Богоявленской и В. Д. Шадрикова.
По определению авторов концепции: «Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
На самом деле, у каждого нормального ребенка присутствуют задатки практически к любой деятельности. Но это отнюдь не означает, что можно ожидать одинакового высокого развития одних и тех же способностей у всех детей. Таким образом, интерес и необходимость изучения проблемы детской одаренности никогда не потеряет своей значимости и актуальности.
В отечественной психологии на основе работ Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. Р. Лурия, А. В. Запорожца и других авторов ставится акцент на определяющей роли культуры в развитии ребенка.
Совершенно ясно, что требуются новые методы и формы организации системы образования, позволяющие в короткие сроки заложить в ребёнке знания и умение мобильно реагировать на новшества. Сформировалось общее понимание того, что система наставничества может стать инструментом повышения качества образования, механизмом создания эффективных «социальных лифтов». Наставническая деятельность в сфере образования ориентирована на создание эффективной системы, индивидуальной поддержки каждого одаренного ребенка. Задача учителя-наставника — помочь ребенку раскрыться, найти его сильные стороны и постоянно развивать их. Ведь наставничество — это деятельность не одного дня, а постоянная, кропотливая работа. Соответственно конечным результатом деятельности наставника (и важнейшим поведенческим показателем успешности его деятельности) является обретение сопровождаемым способности к самостоятельным действиям, решению проблем, преодолению барьеров, самоуправлению процессами собственного развития.
Сущность деятельности наставника в образовании включает не только педагогическую поддержку воспитанникам, но и устранение внутренних «образовательных дефицитов» родителей, т. е. создание условий для формирования у них готовности самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных проблем.
Конечно, мы признаем, что живем в век технического прогресса, где даже дети раннего возраста с современной электронной техникой общаются на "ты". Поэтому и проблема одаренности детей перешла в "раннюю возрастную категорию". Вопрос: как определить степень одаренности ребенка, на какие признаки проявления одаренности у ребенка должен в первую очередь обратить внимание, как сопровождать такого ребенка?
Сложно предвидеть дальнейший ход развития ребенка с признаками одаренности, но это не означает, что ранние признаки выдающихся способностей можно игнорировать. Поэтому мы и создали наш проект «Одаренный ребенок»
Проект еще не реализован до конца, реализация закончится в мае 2022 года.
Педагогический проект в старшей группе «Наставничество одаренного ребенка»
(при составлении использовалась методика «Зеркало прогрессивных преобразований»)
Формат проекта: по субъекту индивидуальный, по времени —долгосрочный, по целевой направленности – социально-педагогический.
Наставник проекта: Коростелева Любовь Дмитриевна.
Партнёры: родители воспитанников МАДОУ № 196
Участники проекта: воспитанники МАДОУ № 196
Сроки реализации проекта:
дата начала проекта: сентябрь2021 г.
дата окончания проекта: май 2022г
Продолжительность проекта: 2 года
1. Постановка проблемы: Работа с детьми, способности которых выше среднего потенциала сверстников стихийна, не достаточно систематизирована. Нет четкого понимания того, что именно должен делать наставник одаренного ребенка и что отличает его деятельность от любого другого вида деятельности.
2. Причины: (формулировки с «не» и «нет»).
Ситуация «минус»
Ситуация «плюс»
3. Цель (вытекает из проблемы): Работа над созданием формы наставничества над детьми с признаками одаренности «Воспитатель-ребенок» через совместную работу ребенок-педагог-родитель в течении 2 учебных годов 2020-2021 и 2021-2022.
4. Задачи (вытекают из причин)
5. Этапы реализации и Мероприятия:
Предварительный - Определение понятий «одарённость», «ребенок с признаками одаренности». Анализ изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольника наставником, Фокусировка на проблеме, преобразование ее в цель проекта. Определение путей решения поставленной цели. Срок сентябрь 2020 – март 2021
Основной – Создание формы наставничества над детьми с признаками одаренности «Воспитатель-ребенок» и методических материалов к ней. Срок январь 2021 – январь 2022
Заключительный –Подведение итогов и результативности проекта. Презентация проекта. Передача накопленного опыта работы с ребенком с признаками одаренности в форме портфолио учителю начальной школы. Сроки январь 2022 – май 2022
План мероприятий в ходе выполнения задач
Задачи Мероприятия
1. Опредилить понятия «одаренный ребенок», «одаренность», ребенок с признаками одаренности
1. Изучение литературы по данной теме
2. Формирование базы данных наставляемого ребенка из числа детей группы
2. Разработка Модели ребенка с «признаками одаренности»
3. Проведение педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников.
2. Подготовить методические материалы для сопровождения наставнической деятельности ребенка с признаками одаренности 2.1 Разработка ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут)
2. Организация театрального кружка «Сказка» Программа театрального кружка
2. Разработка тематического планирования для развития творческих способностей.
3. Банк данных «Одаренный ребенок»
4. Участие в мастер-классах и выставках.
3. Помочь родителем освоить необходимые этапы базовых процессов развития ребенка с признаками «одаренности» через создание рабочего тандема: воспитатель, родитель, ребенок
3.1. Анкета для родителей «Карта одаренности»
3.2 Консультация для родителей «Этапы работы с одаренными детьми», одаренных детей»«Памятка для родителей»
3.3 Детско – родительские проекты «Музеи города Хабаровска»
3.4 Совместные с родителями мастер – классах «Новогодняя елочка», «Ромашка»
6. Результат или продукт проектирования:
Модель ребенка с признаками одаренности
Анкетирование родителей по итогам проекта
Методики оценки и выявления признаков одаренности
Диагностика личностной креативности по Е. Е. Туник
Профили одаренности – графики
Индивидуальный маршрут развития для детей с признаками одаренности Программа театрального кружка «Сказка»
Перспективное планирование по программе театрального кружка
Тематическое планирование по развитию
творческих способностей воспитанников
Банк данных «Одаренный ребенок»
Экспресс-анкета «Одаренный ребенок» (для воспитателя)
Детско родительские проект «Музеи города Хабаровска»
Совместные с родителями мастер классы
Мастер класс «Новогодняя елочка», «Изготовление ромашки»
Мастер класс «Новогодняя елочка», «Изготовление ромашки»
Конспекты бесед, НОД по теме проекта.
Детские рисунки.
Календарный план мероприятий проекта.
7. Анализ ресурсов:
Кадровые:
воспитатель - наставник, воспитанники, родители (законные представители).
Материально технические:
Материально-техническая база детского сада.
Финансовые:
Внебюджетные средства детского сада.
8.
Критерии результативности: (Каким должен получиться проектный продукт)
Мы будем считать проект успешно реализованным, если: максимальная реализация потенциальных возможностей и способностей ребенка в ходе проекта, раскроется на 70%,
65% родителей (законных представителей) удаться вовлечь в еденный образовательный процесс поддержки и развития способностей своего ребенка.
Этапы проекта, сроки и мероприятия проекта
№ дата мероприятия ответственные
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Определение понятий «одарённость», «ребенок с признаками одаренности». Анализ изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольника наставником, фокусировка на проблеме, преобразование ее в цель проекта. Определение путей решения поставленной цели. Срок сентябрь 2020 – март 2021
Сентябрь – декабрь 2020
1. Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» (Приложение 1 (Список изучаемой литературы)
2. Разработка Модели ребенка с «признаками одаренности»
(Приложение 2. Модель ребенка с признаками одаренности)
3. Проведение педагогической диагностики индивидуальных особенностей воспитанников. Приложение. 3 (Методики экспертного оценивания компонентов одаренности)
Приложение 4.(Экспресс-анкета «Одаренный ребенок»)
(для воспитателя) Координатор, наставник
Декабрь 2020 – февраль 2021 фокусировка на проблеме, преобразование ее в цель проекта. Определение путей решения поставленной цели. Составление плана проекта. Координатор Наставник
Февраль – март 2021 Подготовка нормативной базы реализации проекта наставничества одаренного ребенка. Определение пар «Воспитатель – ребенок». Выход на паспорт проекта Координатор, наставник
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Создание формы наставничества над детьми с признаками одаренности «Воспитатель-ребенок» и методических материалов к ней. Срок январь 2021 – январь 2022
1 Январь – март 2021 Создание комплекса диагностических Организация комплекса встреч наставника с наставляемым:
1. Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого и с родителями (законными представителями) наставляемого
2. Пробная встреча наставника и наставляемого.
Координатор, наставник, родители
Апрель – декабрь 2021 Создание комплекса диагностических процедур и методов, направленных на выявление и отслеживание развития одаренных детей Координатор,
наставник
Сентябрь 2021- май 2022
Регулярные встречи наставника и наставляемого: совместная работа наставника и наставляемого и родителей (законных представителей наставляемого.) Наставник, родители
Организация текущего контроля достижения планируемых результатов наставником ребенка с признаками одаренности (мониторинг выявления вида одаренности) Наставник
Аналитический отчет по результатам диагностических исследований
Приложение 5 (Диагностика личностной креативности Арины С.) Диагностика личностной креативности Е. Е. Туник
Приложение 6 (Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности)
Приложение 7 (Профиль одаренности Арины С.) Профили одаренности (график) Приложение 8 Наставник
2
Разработка ИОМ
Приложение 9 (Индивидуальный маршрут) Наставник
3Организация театрального кружка «Сказка» Приложение 10 (Программа театрального кружка) Наставник
4Разработка тематического планирования для развития творческих способностей. Приложение11 Наставник
5Банк данных «Одаренный ребенок» Приложение12 («Одаренный ребенок»)
Видео ролик песни «Наша Армия»
https://youtu.be/akab9uEgLPU
Экологическая акция
https://youtu.be/Veme8mtxGQI
Песня «Наш край»
https://youtu.be/2nhSsuuskqo
«День города»
https://youtu.be/GqO2rlW_lew
Стихотворение о войне
https://youtu.be/B6hdo-3IvZo
https://youtu.be/oyPqd_9xxTM
Наставник
6 Участие в мастер - классах,выставках
(Мастер класс «Новогодняя ёлочка) https://youtu.be/h1W2AzVVwIY
Изготовление Ромашки
https://youtu.be/B67n4MqRgCU
Достижения одарённых детей Приложение 13
Наставник, родители
7 Анкета для родителей «Карта одаренности». Приложение 14 (Карта одаренности)
8 Консультация для родителей Координатор
9 Детско – родительские проекты (Исследовательский проект «Музеи города Хабаровска»)
https://youtu.be/UEZcTyZ7EPE
Поздравления с Рождеством
https://youtu.be/BhhUA4qV9Fw
Наставник, родители
10 Проведение мероприятий (конференций, «круглых столов» и др.) по обмену опытом работы с одаренными детьми Координатор
наставник
11 Осуществление информационной поддержки родителей одаренных обучающихся Координатор
наставник, родители
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Заключительный –Подведение итогов и результативности проекта. Презентация проекта. Передача накопленного опыта работы с ребенком с признаками одаренности в форме портфолио учителю начальной школы. Сроки январь 2022 – май 2022
12 Январь – май 2022 год Разработка портфолио
Участие в деятельности сетевых сообществ родителей по проблеме развития одаренности. Куратор, наставник, родители
13 май Презентация проекта
14 апрель Публикация результатов проекта наставничества, кейсов на сайте образовательной организации и организаций-партнеров
Куратор, наставник
15 май Чествование одаренных детей, и родителей на уровне образовательной организации.
Куратор, наставник