Ирина Горохова
Проект для детей с ОНР по закреплению правильных речевых навыков на основе сказок и мультфильмов «Наши любимые сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
НА ОСНОВЕ СКАЗОК И МУЛЬТФИЛЬМОВ «НАШИ ЛЮБИМЫЕ СКАЗКИ»
Авторы проекта учителя-логопеды : Горохова И. Н., Савилова Е. А.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Вид проекта : групповой, оздоровительный, образовательно-творческий.
Продолжительность: годовой.
Публикация «Проект для детей с ОНР по закреплению правильных речевых навыков на основе сказок и мультфильмов „Наши любимые сказки“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
Участники: учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи недостаточно развиты основные компоненты языковой системы: фонетико-фонематической, лексической, грамматической, связной речи; представления об окружающем мире, основные психические процессы. Участие в проекте позволит преодолеть эти трудности.
Цель: создать условия для развития познавательных, оздоровительных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта.
Задачи:
• развивать языковые, слуховые возможности детей, внимание, память, логику, наблюдательность, творческие способности;
• обогащать интонационную культуру речи, словарный запас, активизировать новые и знакомые слова в самостоятельной речи;
• воспитывать самостоятельность, интерес, желание говорить правильно, чётко, логично;
• учить диалогической, монологической связной речи;
• воздействовать на двигательную сферу (общую, тонкую, артикуляционную моторику, эмоциональное восприятие в разнообразных игровых ситуациях;
• закреплять и расширять представления об окружающем мире;
• развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
• развивать познавательную мотивацию, любознательность и воображение.
Основные направления реализации проекта :
• составление годового плана работы;
• включение в режимные моменты просмотр мультфильмов и сказок при изучении лексических тем;
• знакомство с русским народным творчеством и художественной литературой;
• инсценирование, изготовление костюмов, кукол, декораций;
• разучивание песен, стихов;
• творческие работы детей (рисование, аппликации, поделки из различных материалов);
• домашнее задание для детей и родителей : составление и презентация альбома
«Мои любимые сказки»;
• консультативная работа с родителями.
Предварительная работа:
• поисковая работа по подбору аудио- и видеозаписей мультфильмов и сказок по темам, иллюстративного и литературного материала;
• рассматривание иллюстраций к сказкам и художественным произведениям;
• чтение и разучивание литературно-художественного и песенного материала;
• проведение семинара-практикума «Наши любимые сказки» для родителей в родительском клубе;
• изготовление альбома «Мои любимые сказки»;
• изготовление кукол, костюмов и декораций для инсценирования.
Обеспечение:
• годовой тематический план,
• аудио- и видеозаписи мультфильмов и сказок по лексическим темам.
• литературно-художественный и иллюстративный материал.
Работа с родителями:
• консультация «Выдумываем сказку»;
• знакомство с годовым тематическим планом;
• участие в изготовлении альбома «Мои любимые сказки».
Работа с воспитателями:
• продуктивная деятельность детей (рисование, аппликации, поделки из различных материалов);
• подготовка и проведение инсценирования.
Работа с музыкальным руководителем:
• подготовка и проведение инсценирования.
Предполагаемый результат:
• наглядность просмотров повышает осознанность воспринимаемого материала;
• появление и развитие различных эмоциональных переживаний;
• благотворное влияние на познавательную деятельность;
• обогащение чувственной основы;
• развитие лексико-грамматических средств языка и связной речи.
Продукт проектной деятельности :
• изготовление совместно с родителями альбома «Мои любимые сказки».
• выставка детского творчества (рисунки, поделки, аппликации);
• инсценирование по мотивам мультфильмов и сказок.
Презентация проекта :
• альбом «Мои любимые сказки»;
• мультфильмы и сказки (на флешке).
Пояснительная записка
Современная дошкольная педагогика ведёт поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи на основе ФГОС дошкольного образования. Внимание направлено на развитие личности ребёнка. Коррекция недостатков речи помогает повысить возможности и качество речевого развития детей, что ведёт к успешной социализации в обществе.
Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка.
Она воспитывает любовь к родной земле, её истории, традициям. Сказка объединяет взрослого и ребёнка, создаёт особенное настроение, необходимые переживания, вызывает добрые чувства. Сказка помогает возродить в сердцах детей духовный опыт и традиции нашего народа, учит добру, сопереживанию героям, справедливости, различать добро и зло. Глубочайшее воспитательное средство видел в сказке В. Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка и вне его находящимся миром действительности».
Сказка и мультфильм в работе с детьми используются как средство обучения, развития и воспитания. При знакомстве с народным творчеством у ребёнка активизируется и развивается внутренняя слухоречевая память. Сказочный мир увлекает, привлекает, захватывает динамикой событий. Язык сказок и мультфильмов богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями, интересными прозвищами персонажей. Дети учатся думать, оценивать поступки героев, определять значение каждого произведения, находить в нём поучение, нравственный урок, тренируют память, внимание, развивают речь. Сказка и сюжеты фильмов входят в мир детства в форме театрализованной деятельности и превращаются в увлекательную игру, в которой формируются и уточняются представления детей об окружающем мире, расширяется кругозор, развиваются психические познавательные процессы, активизируются коммуникативные качества. Поступки и действия героев открывают детям мир человеческих взаимоотношений. Дети овладевают сценическими навыками, применяя мимику, жесты, характерные движения и интонационную выразительность, учатся фантазировать и импровизировать.
Учителя-логопеды работают в тесной взаимосвязи с родителями, воспитателями, музыкальным руководителем и строят коррекционную работу на материале изученной сказочной тематики. Используя её содержание, статьи коллег из журналов «Дошкольное воспитание» и «Логопед», мы составили и предлагаем проект «Сказки вместе с нами» для детей старшего дошкольного возраста. Надеемся, что наша публикация найдёт отклик среди педагогов и поможет в коррекционной работе с детьми логопедической группы.
Литература
1 Гуськова А. А. Формирование словаря и связного высказывания детей с общим недоразвитием речи на материале сказок. / Гуськова А. // Логопед. – 2008.- № 4.- с. 32-33.
2 Кабачкова Ж. В. Сказка как средство развития речи и воспитания детей. /Кабачкова Ж. //Логопед. -2009.- № 6.- с. 64-66.
3 Шулика Е., Шинкарёва М., Потапова И., Закутина Л. Развиваем выразительность речи. /Шулика Е. // Дошкольное воспитание. - 2006.- № 8.- с. 13-18.
Тематическое планирование в старшей логопедической группе
Месяц Неделя Лексическая тема Мультфильм, сказка.
Сентябрь 3 Овощи. Огород. Репка. Мужик и медведь.
4 Фрукты. Сад. Гуси-лебеди
Октябрь 1 Осенняя ярмарка Мешок яблок.
2 Грибы, ягоды Под грибом.
Земляничный дождик.
3 Осень. Стихи.
4 Одежда, обувь. Чудесные лапоточки.
Пузырь, соломинка и лапоть.
Ноябрь 1 Человек. Мойдодыр. Человек
Предметы гигиены. рассеянный с улицы Бассейной.
2 Дикие животные. Волк и 7 козлят. Лиса и волк.
3 Домашние животные. Усатый-полосатый. Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка.
4 Домашние птицы. Петушок и бобовое зёрнышко.
Лисичка со скалочкой.
Декабрь 1 Зима. Снегурочка.
2 Зимующие птицы. Сова. Дятел и тетерев.
3 Зимние забавы. Снеговик-почтовик.
4 Праздник ёлки. Два мороза. 12 месяцев.
Январь 3 Игрушки. Мой весёлый звонкий мяч.
4 Дом. Теремок.
Февраль 1 Мебель. Три медведя.
2 Посуда. Лиса и журавль.
3 Продукты питания. Маша и медведь.
4 Наша армия. Каша из топора.
Март 1 Ранняя весна. Заюшкина избушка.
2 Семья. 8 Марта. Красная шапочка.
3 Транспорт. Паровозик из Ромашково.
4 Профессии. Чем пахнут ремёсла? Какого
цвета ремёсла?
Апрель 1 Живой мир жарких стран. Детки в клетке. Где обедал
воробей?
2 Живой мир полярных зон. Умка. Айболит.
3 Перелётные птицы. Лягушка-путешественница.
4 Подводный мир. Кот-рыболов.
Май 1 Мой город. Моя страна. Стихи.
2 День Победы. Стихи.
3 Цветы. Насекомые. Муха-цокотуха. Стрекоза и
муравей.
4 Лето Дед Мороз и лето. Радуга.
Тематическое планирование в подготовительной к школе группе
Месяц Неделя Лексическая тема Мультфильм, сказка.
Сентябрь 3 Овощи. Огород. Чипполино.
4 Фрукты. Сад. Гуси-лебеди
Октябрь 1 Откуда хлеб пришёл? Колосок.
2 Грибы, ягоды Земляничный дождик.
3 Осень. Стихи
4 Одежда, обувь. Кот скорняк. Заяц портной.
Ноябрь 1 Человек. Мойдодыр.
2 Дикие животные. Волк и 7 козлят. Лиса и волк.
3 Домашние животные. Зимовье зверей.
Сестрица Алёнушка и братец
Иванушка.
4 Домашние птицы. Гадкий утёнок.
Декабрь 1 Зима. Снегурочка.
2 Зимующие птицы. Сова. Дятел и тетерев.
3 Зимние забавы. Два мороза. 12 месяцев.
4 Праздник ёлки. Щелкунчик.
Январь 3 Игрушки. Чебурашка.
4 Дом. Три поросёнка.
Февраль 1 Мебель. Три медведя.
2 Посуда. Федорино горе.
3 Продукты питания. Два жадных медвежонка.
Горшочек каши.
4 Наша армия. Оловянный солдатик.
Март 1 Ранняя весна. Стихи.
2 Семья. 8 Марта. Гуси-лебеди.
3 Транспорт. В порту. Тачки.
4 Профессии. Дядя Стёпа. А что у вас?
Апрель 1 Живой мир жарких стран. Айболит.
2 Живой мир полярных зон. Пингвинёнок Лоло.
3 Перелётные птицы. Серая шейка.
4 Космос. Стихи.
Май 1 Мой город. Моя страна. Стихи.
2 День Победы. Стихи.
3 Цветы. Насекомые. Дюймовочка.
4 Школа. Школьные принадлежности. Золотой ключик, или
приключения Буратино.