Челнокова Светлана Викторовна
Проект «Наш любимый С. Михалков»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Наш любимый С. Михалков»
Паспорт проекта
Вид проекта : проектно-ориентированный, информационно -исследовательский, творческий, групповой
Продолжительность проекта : среднесрочный
Сроки проведения: 17.04.2023г. -21.04.2023г.
Участники проекта : воспитатели,. дети, родители
Возраст детей: 5-7 лет
Форма проведения: групповая
Публикация «Проект „Наш любимый С, Михалков“» размещена в разделах
Актуальность: Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании чуткого, внимательного читателя, который любит книги. Книга помогает ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства, развивать восприятие художественного слова. Любой ребенок дошкольного возраста является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых.
Ребёнок XXI века уже не тот, каким был его сверстник 20-30 лет назад. Он иначе воспитывается и развивается. У него появляются другие требования к жизни и представления о ней. Однако в своей природной основе детская душа неизменна, и это главное. Дети во все времена склонны радоваться добру, открыто смотреть на мир, наслаждаясь им и любя жизнь. Поэтому творчество С. В. Михалкова всегда будет актуально, а главное необходимо для духовного и душевно-нравственного становления детей.
Гипотеза: педагогическая деятельность по ознакомлению с писателем будет способствовать развитию у детей желания и стремления познавать творчество других поэтов и писателей, формированию целостной картины мира, развитие литературной речи, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Цель: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с творчеством Сергея Михалкова.
Задачи:
Для детей:
• вовлечь детей в развивающее обучение, активизация познавательного интереса детей к творчеству С. В. Михалкова;
• формирование умения понимать главную идею произведений, правильно оценивать поступки героев, умения высказывать суждения, оценку прочитанного;
• патриотическое воспитание, уважительное отношение к художественной литературе, культуре, стремление к знаниям на примере жизни поэта;
• развитие диалогической речи, общих речевых навыков, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики;
• совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.
• формировать умение обыгрывать сюжеты произведений.
• воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению, умение слушать и слышать других;
• развивать у дошкольников память, внимание, мышление, творческую фантазию, речь;
• развитие организационных навыков (умение работать в группах);
• развитие навыков исследовательской и творческой деятельности;
• вовлекать детей в коллективное творческое дело (тематические рисунки, выставка работ, подбор материала по творчеству С. В. Михалкова);
• приобщать родителей к семейному чтению литературных произведений.
Для педагога:
• развитие профессиональной компетентности в данном вопросе;
• создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания детей старшего возраста;
• наблюдение за развитием навыков и интересов воспитанников;
• активизировать пассивный и активный словарь детей;
• привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Для родителей:
• активное участие в жизни ребенка, осведомленность о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении;
• повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми.
• Для социальных партнеров:
• развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
• становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
•
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Подготовительный этап:
1. Подбор произведений С. В. Михалкова для пополнения книжного уголка; подбор видео- и аудио материаловпо произведениям С. В. Михалкова; подбор материалов для дидактических игр и игр драматизаций;доведение до сведения родителей важность этой проблемы; составление анкеты для родителей «Приобщение детей к чтению»;памятка для родителей «Как знакомить детей с литературным произведением»; консультация для родителей: «Книга в вашем доме»;ознакомление родителей с планом работы по проекту;подготовка конспектов к некоторым мероприятиям по произведениям С. В. Михалкова;разработка перспективного плана мероприятий;создание комфортного предметно-развивающего пространства для организации книжного уголка.
2. Планирование
- Подготовка информационного листа для родителей, в котором в качестве рекомендаций предложены картотеки детских игр, список произведений для домашнего чтения в выходные дни, даются советы по заучиванию стихов с детьми при помощи схем.
- Подготовка выставки в книжном уголке.
- Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, творческое конструирование).
- Подбор и использование дидактических, сюжетно-дидактических игр.
- Выставка детских творческих работ.
Основной этап
Реализация проекта
В процессе работы над проектом ребята погружались в удивительный мир произведений С. В. Михалкова. Совместно с родителями в группе была создана выставка книг С. Михалкова. Дома, совместно с родителями, дети отбирали и приносили в детский сад книги. В группе ребята рассматривали картинки, обсуждали иллюстрации,рассказывали, какие стихи они знают. Вместе с воспитателем пели «Песенку друзей». Обсуждалипрочитанное, заучивали и рассказывали стихотворения С. Михалкова. В ходе эмоционального восприятия забавных и приятных ситуаций в произведениях автора к детям пришло понимание того, что хорошо и что плохо, чего делать нельзя. Читая стихи, в которых присутствуют интересные, весёлые выдумки, хитрости, дети проявляли наблюдательность, решительность, смелость, находчивость.
На основном этапе с ребятами было проведено большое количество бесед и занятий, посвященных творчеству С. Михалкова.
Благодаря проделанной работе, произошло максимальное обогащение знаний и представлений о книге, ее значимости. Большое количество занятий было направлено на развитие связной речи, творческих способности детей, а так же максимальное расширение представления детей о произведениях С. Михалкова.
Предполагаемый результат:
- для детей:
дети получат знания о творчестве С. Михалкова;
разовьется кругозор и миропонимание ребенка;
совершенствуется умение понимать главные идеи произведений, умение анализировать художественные произведения и делать выводы;
повышение интеллектуального уровня детей;
активизация познавательного интереса детей при работе с книгой;
будет проявлено творчество: совершенствование навыков сюжетного рисования к произведениям писателя;
познакомятся с правилами общения с книгой;
выучат некоторые стихи С. Михалкова;
совершенствуется умение выразительно читать стихи;
обогатится словарный запас;
развитие связной речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики;
развитию интереса к литературе и чтению;
- для педагогов:
удовлетворённость проведенной работой и результатами проекта;
собран и систематизирован материал по теме проекта;
сформировано умение практического и творческого применения знаний в учебно-воспитательной деятельности;
создана соответствующая предметно-развивающая среда, способствующая психологическому благополучию и здоровью детей.
- для родителей:
появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей;
появится желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы;
будет оказана поддержка в развитии познавательно – поисковой деятельности детей, в оснащении развивающей среды группы.
- для социальных партнеров:
Воспитание культурного, социально адаптированного человека к жизни в обществе.
Продукты проектной деятельности
Конкурс чтецов в группе, художественная галерея по произведениям С. Михалкова. Литературно-речевой досуг «Нам весело живётся!» (по произведениям С. В. Михалкова)
Презентация проекта : фотоотчёт для родителей.
Организационный компонент. Реализация проекта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Дидактические игры: «Что нужно для супа?»,«Из какого стихотворения картинка?».
Настольные игры: «Собери сказку».
Сюжетно – ролевые игры: «Библиотека», «Книжкина больница», «Поликлиника», «Аптека».
Рассматривание иллюстраций книг С. Михалкова.
В рамках проекта провели беседы : вводная беседа с детьми «Почему дети любили стихи Сергея Михалкова, а Михалков детей нет». «Правила для книжного уголка», «Моё любимое стихотворение С. Михалкова».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения, творческой активности.
Беседы: Беседа с детьми о правилах поведения в транспорте, «Почему надо хорошо есть?», «Зачем нам нужен светофор?», «Моё домашнее животное», беседа о маме,нравственная беседа «Что такое сила воли?»
Познавательно-исследовательская деятельность:
• Экскурсия к перекрестку со светофором;
Образовательная область: «Речевое развитие»
Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, знакомство с книжной культурой.
Разучивание стихотворений «Мой щенок», «Юля плохо кушала», «Сашина каша», «Дядя Степа» (отрывки из произведения).
Распределение ролей и разучивание стихотворения «А что у вас?»
Разучивание считалочки «Котята»
Отгадывание загадок «Из какого произведения строчки?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведенийискусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки,художественной литературы, фольклора.
Рисование: «Дядя Стёпа-Милиционер»
Пластилинография: «Трезор»
Сюжетная аппликация «Веселый щенок» по произведению С. Михалкова «Мой щенок»
Конструирование:«Котята» (оригами с прорисовыванием деталей)
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование представлений о ЗОЖ, физкультминутки, подвижные игры:
Хороводные игры:
Утренняя гимнастика:
Ленивая гимнастика в постели:
Дыхательная гимнастика:
Артикуляционная гимнастика:
Заключительный этап
На заключительном этапе была оформлена выставка детских работ по произведениям С. В. Михалкова. Ребята приняли участие в муниципальном конкурсе чтецов ««Что такое счастье…», а так же, участие во Всероссийской интеллектуальной викторине для воспитанников ДОУ, посвящённой творчеству С. Михалкова (из цикла викторин «Приключения воробышка Кеши») «Дело было вечером, делать было нечего…». В результате участия, ребятам были присвоены призовые места.
Оформлен фотоотчет для родителей по результатам проведенной работы.
Результаты реализации проекта :
Во время реализации проекта дошкольники узнали много полезной и интересной информации о творчестве С. В. Михалкова.
В группе были созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством С. В. Михалкова : создана библиотека произведений С. В. Михалкова, система работы по ознакомлению детей с произведениями С. В. Михалкова.
В результате, дети подготовительной группы познакомились с жизнью и творчеством С. В. Михалкова. Через знакомство с биографией писателя дети знакомились с историей страны.
Речь детей стала выразительнее. Дети соблюдают паузы, выделяют главное слово в предложении. Дети научились высказывать свои предположения. Дети стали относится к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
Повысилась способность договариваться, оказывать друг другу поддержку.
Активный словарь детей пополнился новыми словами, образными выражениями, стихами.
Получен плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, лепка).
Было осуществлено вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы.
Рефлексивный компонент
Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний о творчестве замечательного российского писателя С. В. Михалкова. За время реализации проекта дети выучили наизусть многие стихи С. Михалкова.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
• наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
• получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие способности.
Литература:
1. Вераксы Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М. : «Мозаика- Синтез», 2011. – 336с.
2. Детская литература // под ред. Е. Е. Зубаревой М., 1985г.
3.. Новиков А. М., Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности).- М. :Эгвес,2004.
4.. Русская литература для детей // под ред. Г. Д. Полозовой М., 1998г.
5.. «Сергей Михалков - Детям», М. ,1999г.
6.. Сергей Михалков «О тех, кто лает», М. ,1985г.
7. .Инновации в логопедическую практику. Сост. О. Е. Громова. – М. , :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
8. .Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ. Сост. Г. Н. Сергиенко. — Воронеж, 2006