Гатаулина Оксана
Проект «Наш культурный досуг в выходные дни»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №3 ИМЕНИ Л. П. ДАНИЛИНОЙ» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ГОРОДСКОМУ ОКРУГУ КОРОЛЕВ
Проект «Наш культурный досуг в выходные дни»
в старшей группе № 17 «Ромашка» МБОУ «Гимназии №3 им. Л. П. Данилиной»
Воспитатели: Гатаулина О. Ш
Прохорова М. В
г. Королев 2022-2023 год
Долгосрочный проект «Наш культурный досуг в выходные дни.»
Публикация «Проект „Наш культурный досуг в выходные дни“» размещена в разделах
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Правильно организованный семейный досуг выполняет восстановительную функцию семьи, т. е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья ее членов, удовлетворение различных духовных потребностей.
Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Всё будет зависеть от того, с каким настроением семья будет подходить к организации того или иного дела, насколько все ее члены будут увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.
Культурный уровень родителей определяет уровень культурного развития детей, их желания и интересы, что в значительной мере влияет на организацию досуговой деятельности. Если у родителей есть какие-либо увлечения, то дети охотно разделяют их. Но это происходит только в том случае, если они оказываются активными участниками увлечения родителей, а не его пассивными наблюдателями.
Большое влияние на детей оказывает то, как родители проводят время в кругу своей компании. Если это просто вечеринки с застольем, разговорами и анекдотами, то они особого интереса у детей не вызывают. Тем более что дети в таких случаях чаще всего предоставлены сами себе. Но если такая компания устраивает игры, конкурсы, театральные представления совместно с детьми, то все это может быть в последующем использовано и детьми в их праздниках и утренниках.
Важное место в организации досуга семьи занимают традиции и связанные с ними совместные дела. Как известно, традиция – это обычай, установившийся порядок в поведении людей, в их быту. Семейными называются такие традиции, которые переходят из поколения в поколение, передаются как талисман по роду из семьи в семью. Семейные традиции, заполняя свободное время семьи, являются залогом ее счастья и взаимопонимания. В такой семье не создается предпосылок для появления вредных привычек, возникновения непонимания, отчужденности, озлобленности между ее членами, не остается места скуке. У ребенка, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется образ семьи, который он проносит через всю свою жизнь, и это залог того, что, став взрослым человеком, он создаст свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.
У детей, в семьях которых не уделяется должного внимания организации детского досуга, формируются такие шаблоны поведения, которые ведут к эгоизму, замыканию их в кругу своих собственных интересов. Предоставленные сами себе младшие ребята тянутся к подросткам, подражают их времяпрепровождению, копируют его. Но если подростки в своей семье не получили никакой досуговой «квалификации», то они тоже не знают, как себя содержательно занять. Поэтому родителям необходимо помнить, что человек формируется не только и не столько под влиянием услышанного или прочитанного, но в большей мерев процессе собственной деятельности. Досуговая деятельность в этом процессе занимает одно из ведущих мест. Именно через нее ребенок развивается психически, физически и эмоционально, познает окружающий мир, усваивает социальные, моральные, этические нормы и правила. Совместная деятельность формирует систему ценностей семьи, положительно и эмоционально окрашивает познавательную деятельность, приводит к социально значимому творчеству и духовному общению. «В процессе совместной деятельности предстают в новом свете перед детьми сами родители, а те, в свою очередь, иными видят своих детей».
К сожалению, следует отметить, что в семьях с высоким уровнем социального сиротства, находящихся на социально-психологическом сопровождении в проекте укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Королев) совместная досуговая деятельность родителей с детьми характеризуется низким уровнем знаний и осознания ее важности для оптимизации детско-родительских отношений. В семьях преобладают следующие виды занятий: просмотр телепередач, прием гостей, застолье. Наличие конфликтности в семье, эмоциональной автономии, атмосферы отчуждения, приводят к раздельному проведению досуга. Так, большинство родителей под совместным досугом с ребенком подразумевают мероприятия, которые они проводят в период свободного времени отдельно от ребенка, но находясь с ним на одной территории (например, родители смотрят телевизор, а ребенок в этой же комнате играет). В семьях данной категории досуг может иметь социально-отрицательный и делинквентный характер.
Таким образом, одним из основных направлений работы специалистов проекта укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Королев) становится поиск путей совершенствования семейного воспитания, направленных на решение задач по обучению родителей совместным формам проведения развивающей досуговой деятельности в семье.
На основании вышесказанного, специалистами НОУ «Центр Развития Семейных Форм Устройства Детей» проекта укрепления семьи «Вместе с мамой» (г. Королев) при помощи социальных партнеров была разработана и апробирована программа «Город на ладошке».
Цель проекта – оптимизация детско-родительских отношений в семьях «группы риска» социального сиротства, формирование культуры семейного досуга и отдыха.
Задачи проекта :
раскрыть важность проведения досуга совместно с детьми;
сформировать позитивное и конструктивное взаимодействие между членами семьи;
пополнить арсенал знаний родителей по вопросу проведения совместного досуга с детьми;
сформировать активную позицию у родителей в отношении необходимости проведения и организации совместного досуга с детьми;
повысить информированность родителей о местах проведения досуга с детьми;
повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей;
закрепить правила поведения детей в общественных местах;
обогатить и расширить словарный запас детей;
активизировать мыслительные и познавательные процессы у детей.
Сроки реализации: 2 года
Основные принципы работы с участниками проекта :
Принцип первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье, благополучие своих детей).
Принцип безопасности. Перед каждым мероприятием проводится инструктаж по технике безопасности. Ответственность за жизнь и здоровье детей во время проведения мероприятий несут родители.
Принцип «Не навреди!». Вся информация предлагаемая участникам, не должна наносить вред, должна быть тщательно взвешена и проанализирована.
Принцип практикоориентированности информации. Вся информация предлагаемая участникам, должна быть доступной и полезной в жизни.
Принцип доброжелательности. Проявление уважения к каждому участнику, признание ценности личности самой по себе, ее неповторимости и целостности, создание положительной мотивации и атмосферы доброжелательности, доверия, способствующей эффективному развитию каждого участника.
Принцип безоценочности. Отсутствие оценочных суждений, направленных в адрес участников программы.
Принцип учета жизненного опыта участников. Содержание занятий, ролевые ситуации, язык изложения должны быть понятны и доступны участникам программы.
Принцип конфиденциальности. Каждый участник программы имеет возможность выразить свои чувства, переживания, мысли, при этом исключено разглашение любой информации, полученной о человеке.
Принцип обратной связи. При реализации программы необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности участников группы, степень открытости – закрытости в процессе общения, предоставление исчерпывающей информации и возможности проведения индивидуальных бесед и консультаций.
Ожидаемые результаты реализации проекта :
В ходе мероприятий по оптимизации детско-родительских отношений, формированию культуры семейного досуга и отдыха могут быть получены следующие результаты:
члены семьи позитивно и конструктивно взаимодействуют друг с другом;
уровень психолого-педагогической культуры родителей повысился;
психологический микроклимат в семье улучшился;
у родителей повысился арсенал знаний по вопросу проведения совместного досуга с детьми;
дети владеют знаниями о правилах поведения в общественных местах, успешно их применяют;
словарный запас у детей обогатился и расширился;
активизировались мыслительные и познавательные процессы.