Любовь Пироженко
Проект «Наш город — Иркутск»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Наш город - Иркутск»
Любовь к Отчизне начинается
с любви к своей малой Родине
- месту, где человек родился.
В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, приобщение к миру его культуры.
Актуальность темы
Публикация «Проект „Наш город — Иркутск“» размещена в разделах
- Иркутская область, Иркутск
- Проекты, проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Для личностного развития ребенка большое значение имеет приобщение к культуре родного города. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить Гражданина своего Отечества - Личность гуманную, социально компетентную, активную, самостоятельную, интеллектуально развитую, творческую, с яркими индивидуальными особенностями.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русский традиций.
Цель проекта : воспитание патриотизма на основе создания благоприятных эмоциональных условий при ознакомлении детей с родным городом.
Задачи проекта :
1. Формировать интерес у детей к родному городу, знания доступные пониманию; представления о достопримечательностях своего города : названиях улиц и его исторических памятниках, архитектурных
сооружениях и традициях города.
2. Развивать бережное отношение к природе, достопримечательностям города.
3. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь, учить свободно мыслить и фантазировать.
4. Воспитывать чувство гордости за свой город, уважение к каждому человеку.
Воспитать, любовь к родине в процессе организации творческой, продуктивной и игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Вид проекта : комплексный
Участники проекта : дети 6-7 лет (подготовительная группа, воспитатели, педагог организатор, водители.
Сроки реализации проекта : краткосрочный (один месяц).
Прогнозируемый результат.
Реализация проекта позволит :
повысить детскую и педагогическую компетентность в вопросах истории и культурных ценностях города Иркутска;
поможет сформировать заботливое отношение к родному городу;
приобрести детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
Реализация проекта
1 ЭТАП Информационно-технологический:
Подбор материала и литературы по теме проекта;
Планирование работы с детьми.
2 ЭТАП Практический:
Реализация проекта через познавательно-исследовательскую, коммуникативную, игровую, художественно-эстетическую деятельности.
Форма организации
Содержание
Непосредственно образовательная деятельность Тема: «Мой любимый Иркутск»
Цель: Познакомить детей с достопримечательностями родного города, с его историей, развивать познавательные, коммуникативные компетенции, воспитывать патриотизм, любовь к своему родному краю.
Тема: «Иркутск столица Приангарья»
Цель: Продолжать знакомить с историей города Иркутска, развивать познавательные, коммуникативные компетенции, воспитывать патриотизм, любовь к своему родному краю, уважение к своему народу, к его прошлому и настоящему.
Тема: «По старым улицам Иркутска»
Цель: Дать представление детям о том, что Иркутск - старинный город, в Иркутске есть старые здания, которые сохранились до нашего времени и есть новые современные здания. Прививать любовь к родному городу.
Творческое рассказывание «Город, в котором я живу».
Цель: уметь включать воображение, проявлять творчество, создавая новые образы, описывая их.
Экскурсии, целевые прогулки Экскурсия по микрорайону, знакомство с улицами.
Цель: напомнить названия улиц, что на них расположено: детский сад, магазины, библиотека.
Экскурсия на сквер им. Кирова, вечный огонь; бульвар Гагарина (памятник Александру 3); нижняя Набережная (памятник первопроходцам).
Цель: знать, какие общественные здания, достопримечательности есть на улице, уметь рассказывать о них, описывать особенности, отмечать их значимость для горожан.
Посещение Краеведческого музея, музей Тальцы.
Беседы с использованием презентаций «Иркутск – культурный центр Сибири», «Родной город Иркутск, символика», «Памятники нашего города», «Что такое улица и по каким правилам она живет», «Байкал».
Цель: знать название родного города, его основные достопримечательности, название главных улиц и площадей; познакомить с символикой характеризующую город; знать какие службы заботятся о порядке на улицах города, чем они занимаются; дать представление детям об озере Байкал.
Продуктивная деятельность Рисование:
«На улицах нашего города»
Цель: Учить самостоятельно придумывать и изображать жилой дом, опираясь на общественные представления о строении зданий и архитектурных элементах.
«Наш родной край»
Цель: Воспитывать у детей любовь к родному краю, учить детей передавать картину города, его цветовой колорит. Закреплять умение оформлять свой замысел, композиционно располагать изображение на листе бумаги.
Конструирование из строительного материала.
«Мой любимый город».
Цель: Продолжать учить устанавливать связь между создаваемыми ими постройками и тем, что они видят в окружающей жизни (дома, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
Пластилинография.
«Герб Иркутска»
Цель: Продолжать формировать технические умения и навыки работы с материалами для лепки, побуждать использовать дополнительные материалы.
Аппликация.
«Флаг Иркутска», «Герб Иркутска», «Иркутский острог»
Цель: Учить детей применять свои знания и умения при изготовлении флага.
Тестопластика.
«Байкальские нерпы»
Цель: Продолжать формировать технические умения и навыки работы с материалами для лепки, побуждать использовать дополнительные материалы.
Дидактические игры «Самый внимательный горожанин»
Цель: Знать название родного города, названия главных улиц, площадей: о том, что город – это крупный населенный пункт, административный, промышленный, культурный центр.
«Если бы ты стал мэром города, что бы ты изменил»
Цель: Знать о том, что городом управляет мэр (как детским домом – директор, ему помогает правительство города (взрослые, которые отвечают за свой участок работы).
«Что происходит в городе в разное время суток?»
Цель: Знать о том, что разные службы города обеспечивают жизнь горожан круглосуточно, уметь систематизировать предложенный наглядный материал по временам суток.
«Транспортные службы города»
Цель: Знать какой пассажирский транспорт перевозит людей в городе, по каким правилам он работает, какой грузовой транспорт используется в городе, для чего: о том что в больших городах есть аэропорты и вокзалы.
Художественная литература Чтение стихов об Иркутске, загадывание загадок.
Цель: Закреплять умение детей слушать и эмоционально воспринимать содержание произведений; уметь отгадывать загадки, объясняя, по каким признакам угадан объект.
«Моя родина родная!» (Ахмеева Екатерина)
«Мой Иркутск». (Сергей Попов)
«Есть возможно, уголок красивей».
«Три века». (Марк Сергеев)
«Иркутск». (Константин Ведов)
«Наш Иркутск - прекрасный город».
«Мой Иркутск».
«Иркутску посвящается».
«Стихотворение об Иркутске».
«Сказки и рассказы с берегов Байкала». (М. Тропина)
Видеофильмы «Наш Иркутск», «Байкал».
Цель: Внимательно смотреть фильм, получать эстетическое удовольствие от просмотренного, отвечать на вопросы по содержанию.
Вечера, развлечения Игра - Развлечение «Путешествие по городу».
Цель: Уметь представлять образ, передавать его через выразительные средства пантомимики, речь: взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в игре: самовыражаться в знакомых играх, стихах, проявлять творческую индивидуальность.
Викторина «Знаешь ли ты свой город».
Цель: Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу. Расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями.
Другие формы работы Рассматривание фотографий, открыток, геральдики Иркутска.
Цель: Познакомить детей с архитектурой зданий, имеющих художественное и историческое значение, воспитывать чувство любви к своему родному городу.
3 ЭТАП Итоговый:
Презентация проекта, организация выставки работ детей по художественному творчеству.
Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для социальной реабилитации дошкольников, формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Обеспечение проектной деятельности
- Фотографии; наборы открыток; книги, собранные вместе с детьми.
- Дидактические игры.
- Видео, презентации.
- Методическая, художественная литература.
Методическое обеспечение
1. Алёшина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом.» – М. : ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
2. Алёшина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников.» – М. : ЦГЛ, 2004. – 156 с.
3. Шорыгина Т. А. «Нравст венно – патриотическое воспитание». – М: Прометей; Книголюб, 2005. – 128 с.
4. Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?». - М. : ТЦ Сфера, 2005. -192 с.
5. Виноградова А. М. «Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников».
6. Подборка: Детский журнал «Сибирячок»
7. Алябьева Е. А. «Итоговые дни по лексическим темам. Книга 1» - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 224 с.
8. Фотографии Иркутска.
9. Презентации об Иркутске.