Татьяна Неверовская
Проект «Наш Дом-Южный Урал» подготовительная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта.
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э. К. Суслова.
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу.
Публикация «Проект „Наш Дом-Южный Урал“ подготовительная группа» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Так было всегда. Если проследить историю русского этноса, мы увидим, что, кроме восточных славян, в формировании этого этноса приняли участие финно–угорские, тюркские, балтийские племена и народности. Еще раз подчеркнем: все они внесли вклад именно в русскую национальную культуру.
В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. Кто усомнится в том, что такие писатели, как Фазиль Искандер, Василь Быков, Чабуа Амирэджиби, Геннадий Айги, такие художники, как Таир Салахов, такие артисты и режиссеры, как Резо Габриадзе, Армен Джигарханян, продолжающие работать в своей национальной культурной среде и культурной традиции, в то же время являются и достоянием русской культуры?
Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. По итогам социологического исследования, проведенного в августе 2008 г. информационно-правозащитным конфликтологическим Центром «Аркаим» в рамках проекта «Защита прав населения и иностранных граждан», Челябинская область не находится в зоне повышенного уровня нетолерантных отношений. Тем не менее, негативные моменты все-таки имеют место. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции и заметных личностей своего и других народов, внесших вклад в социально-экономическое, культурное развитие региона, известных в России и мире.
В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в директивах государственных документах: «В законе об образовании», «Концепции государственной национальной политики».
С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Реализация данного проекта требует от педагогов и родителей пополнить знания о различных компонентах национальных культур народов, населяющих Южный Урал. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.
Цель проекта
Способствовать обучению и воспитанию детей на идеях народной педагогике Южного Урала, помочь детям войти в мир народной куль туры, сделать ее своим достоянием.
Задачи:
- способствовать обогощению первичных представлений о природе, культуре истории народов Южного Урала
-формировать эмоционально-положительное отношение к представителям Южного Урала;
-развивать умение творчески и самостоятельно применять поликультурные знания в разных видах детской жизнедеятельности.
-познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала.
-дать представление о национальных жилищах татар, башкир, русских.
-приобщать детей и родителей к играм народов Южного Урала.
Субъекты проекта :
1. Дети от 6 до7 лет
2. Воспитатели
3. Родители
Ожидаемые результаты:
1. Приобщение детей к разным видам национальной культуры народов Южного Урала
2. Развитие у детей интерес к русским, башкирским, татарским народным играм.
3. Приобщение к исполнению детьми колыбельных песен, потешек, прибауток в театрализованных играх, на фольклорных праздниках
Срок реализации проекта : годовой (2015-2016г).
Этапы:
название сроки содержание
Подготовительный
этап Сентябрь-октябрь - Подборка методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного материала
-подготовка дидактических игр, пособий.
-обновление предметно-развивающей среды.
Основной
этап Ноябрь-апрель - Реализация запланированных мероприятий
- Привлекать родителей к участию в мероприятиях детского сада осуществлению проектной деятельности.
- Осуществлять взаимодействие с социокультурными учреждениями города путём реализации плана сотрудничества.
Заключительный
этап май - Предоставить результаты и итоги проекта
-обобщить и распространить наработанный материал
Комплексно-тематическое планирование.
(подготовительный школьный возраст).
Сроки реализации проекта
План мероприятий Работа с родителями
Сентябрь- октябрь Тема: «Одежда Южноуральцев».
Рассказ:
-Одежда древних южноуральцев
Презентации:
-«Знакомство с русской национальной одеждой»,
-«Знакомство с казачьей национальной одеждой»,
-«Знакомство с татарской национальной одеждой»,
-«Знакомство с башкирской национальной одеждой»,
Художественно- эстетическое развитие
- Аппликация «Русский национальный костюм»
-Аппликация «Сапожки – ичиги»
-Лепка «Уральские мастера-ювелиры»
-Рисование «Уральские сказы».
-Рисование «Башкирский национальный костюм»
- Чтение сказки «Ленивый сын»
- С. Васильев «На Урале»
- Л. Татьяничева «Живу я в глубине России»
Тема: «Человек и его семья».
Рассказ:
- Познакомить со смысловым значением слова «человек».
- «Население Челябинской области»;
- «Уральский край»;
- «История рассказа об Урале- батюшке».
-Рассматривание иллюстраций «Башкирия», «Уфа», «Татарстан», «Казань», «Россия», «Москва».
Художественно- эстетическое развитие
- Аппликация «Наш край Урал»
-Рисование «На Урале живут красивые люди»
-Чтение легенды «Происхождение башкир»
-Конкурс поделок из бросового материала (куклы).
-. Обшить куклу в национальный костюм.
Оформление альбома «Наш край».
-Экскурсия в музей «Родной край»
-Подборка иллюстраций, открыток о крае
-Подборка открыток о Башкирии, Татарстане, России
Ноябрь- январь Тема: «Жилище и предметы народного быта семьи»
Рассказ:
-«Русская крестьянская изба»;
-«Казачий дом»;
-«Башкирская юрта»;
-«Башкирская деревянная изба»;
- «Башкирские предметы народного быта».
-«Русские предметы народного быта».
Художественно- эстетическое развитие
- «Русская изба» (рисование)
- «Уральская домовая роспись» (рисование)
-«Волшебные узоры Урала» (рисование)
- «Башкирское жилище (юрта)» (рисование)
- «Башкирская домовая роспись» (рисование)
- «Коврик для гостей» (аппликация)
-«Башкирское полотенце (аппликация)»
-«Русское полотенце (аппликация)»
- «Уральские посиделки»(рисование)
-«Уральские сказы П. Бажова»
-Е. Г. Лопатина «Сказка о том, как лев спас деда Еремея»
Тема: «Природа Южного Урала».
- Почвы и растительность Южного Урала.
-Лекарственные растения Челябинской области.
- Полезные ископаемые Челябинской области.
- Природные зоны Южного Урала.
-Почва Южного Урала. Охрана почвы.
- Путешествие по Уральскому лесу.
- Путешествие по рекам и озерам Урала.
- Путешествие по Уральским лугам.
-Путешествие по городу Магнитогорску (природный аспект)
- История жизни животных и человека на Южном Урале.
-Заповедники и парки Южного Урала.
Дидактические игры:
- «Угадай-ка», «Чьи следы?»,
«Найди гнездо», «Кто как кричит».
Художественно- эстетическое развитие
- Сказки уральских писателей Н. Никонов «Певчие птицы»
«Народные промыслы».
С. Васильев «На Урале»,
-Е. Г. Лапатина «Сказка об умной уточке»
«Сказка о том, как появилась уральская домовая роспись».
-Г. Струве. «Моя Родина»
- Басыр Рафиков «В лесу»
- Совместные рисунки «Юрта», «Русская изба»
- Изготовление ковриков, одеял, подушек для макета «Юрта»
- Подбор башкирских пословиц
- Подбор русских пословиц о труде, работе, семье, гостеприимстве.
- Сбор фотографий, предметов народного быта.
- Разучивание с детьми «народных примет о природе»
- Подбор фотографий о природе: (реки. озера, леса).
- Изготовление климатических карт.
- Конкурс рисунков «Мой родной край».
- Сбор материала о заповедниках и парках Южного Урала.
Февраль-март Тема: «Народные праздники и фольклор»
Фольклор:
- знакомство с русскими колыбельными песнями «Ай люли люленьки»,
«Баю, баю, забываю»
-пестушками
«Тятеньке - сажеь»
Потягушеньки-порастушеньки»,
«Та, та, та,та»;
- небылицами,
«Из-за тучи, из-за гор», «Рано утром, вечерком», «Ехала деревня мимо мужика».
-русские пословицы и поговорки
-башкирские пословицы и поговорки
-татарские пословицы и поговорки
Художественно- эстетическое развитие
-Лепка «Башкирское угощение»
- Рисование «Масленица»
-Рисование «Ой блины, блины, блины, ой блиночки мои»
- Аппликация «Пасхальные яйца»
- Н. Кондратковская
Что мы Родиной зовем
- Гимн нашей области (стихи В. С. Алюшкина)
-Л. Татьяничева
«Света и цветы»
П раздники:
-«Калядки»
-«Масленица»
-«Пасха»
-«Троица»
- «Праздник Ивана Купалы»
- «Курбан- байрам»
- «Ураза- байрам»
- «Каргатуй»
- «Сабантуй»
-«Телек».
- Помощь в подготовке к русскому национальному празднику «Пасха», «Масленица».
- Изготовление атрибутов к празднику.
Апрель- май Тема: «Народные игры, забавы семьи»
Подвижные игры:
Русская народная игра
- «Дед Мороз»
- «Чурилки»
- «Грачи летят»
- «Золотые ворота»
- «Овечки»
- «Капуста»
- «А мы Масленицу дожидали».
Татарская народная игра
-«Земля, вода, огонь, воздух»
- «Ласточка»
- «Татарский плетень»
- «Спутанные кони»
- «Хромая курица»
- «Продаем горшки»
- «Темербай»
- «Юрта».
Башкирская народная игра
-«Ласточки и ястребы»
- «Белая кость»
- «Конное состязание»
- «Биштат»
Художественно- эстетическое развитие
- Башкирские народные сказки «Ленивый Аусаф», «Человек и его дело»
- Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», «Аленушкины сказки»,
«Сказка про храброго зайца». - Изготовление атрибутики к подвижным играм.
- Конкурс рисунков
«Знаменитые спортсмены Южного Урала».
- Развлечение для родителей «Мы играем».