Татьяна Бесчастная
Проект «Наш дом-природа»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Наш дом природа»
Актуальность: Природа наша щедра и богата, но в то же время хрупка и ранима. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Как научить детей ценить окружающий его мир? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать проект по экологическому воспитанию по теме: «Юные натуралисты». Мы уверены в том, что через поисково–исследовательскую деятельность дети получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность и упорядочить свои представления о мире, об объектах живой и неживой природы, расширить свой кругозор. Для поисково-исследовательской деятельности мы выбрали «Мещерский парк», территориально расположенный вблизи от нашего детского сада.
Публикация «Проект „Наш дом-природа“» размещена в разделах
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Цель проекта : Формировать познавательный экологический интерес детей к окружающей среде, воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе родного края.
Задачи проекта :
-Углублять и конкретизировать представления о живом, растительном мире Мещерского парка.
-Обучить правилам экологически правильного поведения в природе (давать правильную оценку нравственную оценку отношениям, поступкам)
-Выявить значимость «Красной книги», для чего она создана.
-Развивать поисковую деятельность (развивать способность целенаправленно наблюдать за объектами живой и неживой природы, исследовать)
-Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Тип проекта : краткосрочный, рассчитан на 2 недели.
Участники проекта : Дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.
Итоговое мероприятие проекта : Акция в Мещерском парке «Защитим природу»
Продукты проекта : Плакат «Правила друзей природы», календарь наблюдений за погодой «Деревья Мещерского парка», выставка рисунков «Мое любимое дерево», «Пейзаж родного края», «Художница осень», выставка поделок из природного материала «Мастерская Ежика», «Портрет лесного друга», выставка «Птицы и животные Мещерского парка», «Красная книга Мещерского парка», флайеры (листовки) «Помоги природе», экологические запрещающие знаки, фотографии, презентации.
Ожидаемые результаты:
В результате у детей сформируется умение различать особенности и внешний вид каждого дерева, расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т. д.) и через самостоятельную поисково–исследовательскую деятельность получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность.
-Дети больше узнают об истории создания Мещерского парка, почему он так называется.
-У детей проявится живой интерес к объектам и явлениям природы. Дети узнают особенности природы родного края.
-Дети будут внимательнее и бережнее относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к природе, познакомятся с экологическими знаками.
-У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научаться делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
-Дети закрепят знания о животных и их детенышах, птицах, о насекомых, деревьях, растениях парка, исследуют опытным путем условия необходимые для их жизни и роста.
-Дети научаться вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объясняя связи и цепочки в природе
-Экологическое просвещение родителей, привлечение их в общие дела.
Основные формы реализации проекта : деятельность в центрах активности, утренний круг, беседы, наблюдения, экскурсии, игры, просмотр научно-познавательных роликов, мультфильм, презентаций,, организация выставки работ, оснащение предметно-пространственной среды, сотрудничество с родителями
Этапы реализации проектов :
I. Подготовительный. На основе технологии «Трех вопросов»
-Что мы знаем?
-Что хотим узнать?
-Как найти ответ на вопрос?
Уже в дошкольном возрасте дети имеют некоторые представления о значимости природного окружения для человека, о необходимости его сохранения и защиты.
1. Что дети знают о природе?
-Если уничтожить лес, то все животные погибнут. (Алекса)
-Если не будет лесов, то птицам негде жить. (Тимур)
-Деревья нам дают кислород, и их нужно беречь. (Вова)
-Природа нужна, чтобы дышать было легче. (Маша)
-Деревья живые, их нельзя вырубать (Агнесса)
2. Что хотят узнать?
-Какие растения живут в парках? (Алекса)
-Что такое красная книга? (Савелий)
-Почему Мещерский парк так называется. (Тима)
-Какие животные обитают в Мещерском парке. (Вова)
3. Как найти ответы на вопросы?
Чтение природоведческой литературы, просмотр презентаций, роликов, мультфильмов. Экскурсия в парк. Наблюдения. Опыты. Эксперименты.
Взаимодействие с семьей:
Совместные поездки в парк, приглашение на утренний сбор, беседы, консультации, чтение литературы, поиск ответов в интернете, индивидуальные проекты о страницах красной книги.
II. Познавательно-исследовательский.
Дошкольники испытывают потребность в общении с природой, они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что мы не сможем существовать без природы. Учитывая то, что детям необходимо «Живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, была организована поездка в ближайший парк нашего района (Мещерский, в ходе которой мы знакомились с природным окружением парка: растения, деревья, птицы, животные. Был организован сбор гербария, природного материала для поделок.
Дальнейшая работа велась непосредственно в детском саду в центрах активности:
Центр искусства
Рисование деревьев по теме «Мое любимое дерево»
Аппликация «Осенние листочки»
Изготовление пиктограмм «Правила поведения в природе»
Раскраска «Береги живую природу»
Рисование «Птицы Мещерского парка»
Лепка «Животные Мещерского парка»
Оформление плаката «Защитим природу»
Центр драматизации
Игра-миниатюра «Встреча»
Сюжетно-ролевая игра «Лесная больница»
Инсценировка «Разговор с деревом»
Центр строительства
Конструирование из природного материала «Мастерская Ежика»
Конструирование из бумаги «Кормушка для птиц»
Центр математики
«Лесная арифметика»
«Белкины задачки»
Центр кулинарии
«Походная еда» приготовление бутербродов для экскурсии
«Птичья столовая» сбор семечек и круп для птиц
Центр литературы
Изготовление календаря наблюдений за изменениями погоды «Деревья Мещерского парка»
Плакат «Правила друзей природы»
Запись правил к пиктограммам «Береги природу»
Оформление разрешения на проведение акции
Центр воды и песка
Пересаживание ростка земляники в грунт
Посадка семян сосны и ели
Посадка желудя.
Центр науки
Опыт «Как узнать, что лист живой? скелетирование листа
Опыт с цветной водой «Как питается листочек?»
Дидактические игры «С какого дерева плод»
«С какого дерева детка?
Экспериментальная работа «Жил-был росток»
III. Обобщающий этап.
Итоговое мероприятие – проведение акции в Мещерском парке. Цель проведения данной экологической акции: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения. Акция проходила с разрешения руководства школы. Дети подготовили письмо к директору школы, объясняли целесообразность проведения акции, на что получили положительный ответ. Сама акция проходила под девизом «Защитим природу» и послужила хорошей экологической пропагандой среди общественности, имела наглядную агитацию - листовки, плакаты, памятки. В содержание акции входила беседа о необходимости бережного отношения к природе, к ее ресурсам, раздача флайеров с призывом защитить и беречь окружающую природу, макетов кормушек с напоминанием «Покормите птиц зимой». В ходе акций дошкольники продемонстрировали навыки вежливого и тактичного обращения к посторонним людям, пропагандировали экологическую культуру среди посетителей Мещерского парка, показали свои познавательные природоведческие знания.