Алия Аргынбаева
Проект «Народная тряпичная кукла» для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Тряпичная кукла - кладезь народной
мудрости, хранительница преданий,
обрядов и традиций своего народа»
М. Е. Салтыков - Щедрин
Актуальность темы
У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Русские не должны терять нравственный авторитет среди других народов - авторитет, достойно завоеванный русским искусством. Мы не должны забыть о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературы, архитектуры, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом рождения личности. Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету.
Публикация «Проект „Народная тряпичная кукла“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
И хочется надеяться, что уцелевшее, та «старина», которая осталась жить в танцах, играх, песнях, воспоминаниях,- сохранится для потомков. И молодому поколению будет легче разобраться во всём и выбрать нужные ориентиры для воспитания своих детей, ориентиры, которые помогут любить Родину - такой, какая она есть.
Мне кажется, что наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек типа «Тетрис», ребёнку совсем не помешает иметь представление о народных тряпичных кукол, счёте на камешках, узелках, о русских народных играх, песнях. Народная тряпичная кукла - удивительно совершенная и ценные рукотворные изделия народной культуры, которые создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Кукла выполняет воспитательную функцию, учит рукоделию, способствует развитию мелкой моторики, творческих способностей ребенка. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы - внимание, память, наблюдательность, воображение, память, речь. Во время работы можно петь, рассказывать сказки, разговаривать, и в этом смысле народная кукла без сомненья сохранила свои магические свойства – это сплачивает семью и настраивает на добрый и позитивный лад.
Знакомя детей с народными тряпичными куклами, мы возрождаем добрую традицию, передаём опыт старшего поколения. В народной тряпичной кукле есть весь арсенал необходимых средств для формирования человека - гражданина своей страны. Пускай сегодня полки магазинов ломятся от барби и винкс, любая девочка будет с удовольствием играть с куклой, сделанной своими руками.
Гипотеза
Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, традициями, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за её пределами.
Цель: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, через ознакомление с народной куклой.
Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить с историей возникновения кукол, способами их использования;
2. Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы;
3. Учить изготавливать тряпичных народных кукол самостоятельно и с помощью воспитателя.
Развивающие:
1. Развивать и обогащать знания о куклах, их разновидностях, способах изготовления, материалах, используемых для их изготовления.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к народной тряпичной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
2. Воспитывать интерес и любовь творчеству, народным играм, народной музыке.
3. Вовлечь родителей в творческую и продуктивную деятельность.
Участники проекта : дети 5-7 лет, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Тип проекта : Познавательно- творческий, долгосрочный.
Сроки реализации проекта : 6 месяцев
Продукт проектной деятельности : папка раскладушка с консультациями, памятка для родителей, презентации, фотоальбом «Куклы-мотанки», мини-музей «Народная тряпичная кукла».
Формы реализации проекта : беседа, информация для родителей, мультимедиа, игры.
Методы проекта : практический, познавательный, наглядный, словесный, опрос.
Предполагаемый результат:
Для детей
1. У детей сформированы знания о русской народной кукле, материалах, необходимых для ее изготовления.
2. Для детей созданы необходимые условия для ознакомления с тряпичной куклой :
-подборка иллюстраций и фотографий;
-альбом с описанием разных видов тряпичных кукол;
-выставка мини-музея «Народная тряпичная кукла».
3. Продолжено воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.
4. Развито умение детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.
Для педагогов:
1. Повышение уровня компетентности в рамках выбранной темы;
2. Распространение педагогического опыта на открытых мероприятиях города, и района, в публикациях на интернет-сайтах.
Для родителей:
1. Вовлечение родителей в познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
Необходимые условия реализации проекта.
-Владение педагогами особенными художественными средствами: умением петь, танцевать, играть на народных музыкальных инструментах.
-Организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности.
-Активное сотворчество взрослого и детей, их общие переживания, чувства сопричастности с действиями героев народного фольклора, умение взрослого включиться в игровое взаимодействие с детьми, способность дать детям возможность проявить самостоятельность, поощрять их воображение и фантазию.
Этапы реализации проекта
Этап 1. Теоретический.
1. Информационный и рекламный блоки.
2. Проведение опроса - анкетирование.
3. Подбор методической литературы, создание библиотеки по народным тряпичным куклам для детей старшей группы.
Этап 2. Подготовительный.
1. Создание предметно — развивающей среды:
-создание дидактических игр;
-создание эстетической обстановки атмосферы национального быта – русский уголок;
-создание уголка сказки, ряжений, уголка «мастерилки».
2. Составление плана работы с детьми.
3. Оформление схем последовательности изготовления тряпичных кукол.
4. Взаимодействие детского сада и социума микрорайона: библиотека школы, СДК, родители.
Этап 3. Практический.
1. Дни открытых дверей;
2. Встречи за круглым столом с родителями, мастер-классы;
3. Практические занятия, консультации для педагогов;
4. Беседы, наблюдения, занятия с детьми по теме проекта;
5. Экскурсия в музей детского сада;
6. Дидактические игры, направленные на закрепление полученных знаний развития творчества и воображения;
7. Совместные экскурсии в школу, библиотеку.
8. Семинар внутри детского сада для педагогов, семинар на муниципальном уровне (выступление с презентацией, показ мастер-классов).
Этап 4. Заключительный.
1. Подведение итогов.
2. Презентация проекта на педсовете в детском саду.
3. Презентация проекта на семинаре на муниципальном уровне.
4. Изготовление картотеки: стихов, загадок, колыбельных песен о народной кукле.
5. Изготовление картотеки игр: дидактических, хороводных, пальчиковых, подвижных.
6. Изготовление альбома и технологических карт «Изготовление традиционной русской народной куклы».
Работа с родителями:
1. Изготовление памятки куклы «Берегиня»
Цель: Приобщение родителей в организацию совместной деятельности с детьми дома.
2. Изготовление книжки- раскладушки «Народные тряпичные куклы» (игровые, обереговые, обрядовые);
3. Мастер-класс для родителей с детьми кукла «Масленица».
Работа с детьми:
Интеграция образовательных областей:
Познавательно-речевая деятельность:
- Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).
Цель: познакомить детей с образом народной куклы, историей ее создания и предназначением.
- Знакомство с жизнью и бытом предков.
- Просмотр презентации «Русская народная кукла».
- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка, «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка» (сжигали куклу на праздник Масленицы).
- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле.
- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с народными куклами – «Русские народные куклы».
-Загадки о кукле.
- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).
- Составление описательных рассказов «Моя любимая игрушка».
Художественно-эстетическая деятельность:
- Рисование «Нарисуй тряпичную куклу», «Кукла в национальном костюме».
- Занятие «Иголочка и ниточка».
Задачи: учить детей пользоваться иголкой с ниткой, вдевать нитку в иголку, делать простые стежки («иголка вперед»).
- Изготовление с детьми народных тряпичных кукол.
Игровая деятельность:
-Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Мастерская кукол», «Детский сад».
- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т. д., игра-драматизация по сказке «Терешечка».
-Дидактические игры: «Составь картинку»; «Кто ты куколка моя?»; «Узнай по описанию»; «Узнай элемент узора»; «Закончи узор»; «Народные промыслы»; «Что из чего».
-Пальчиковые игры: «Наперсток»; «Не плачь куколка моя»; «Катины куклы».
Физическо-оздоровительная деятельность:
- русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня». Дети познакомились с народными календарными играми «Баба Яга», Жмурки», «Капуста», «Платок», «Пастух и стадо», развивающие смекалку, ловкость, внимание.
Музыка:
- хороводные игры «Шел козел по лесу», «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…»
- Подбор музыки для проведения непосредственно образовательной деятельности.
-Слушание произведения П. И. Чайковского «Новая кукла».
-Разучивание русских народных песен, песен-закличек, песен-игр, хороводов, колыбельных, игра на народных инструментах.
Также куклы являются неотъемлемым элементом сказкотерапии. В руках детей они становятся не только главными героями уже известных сказок («Снегурушка», «Крупеничка», «Гуси-лебеди» и др.). Ребята с удовольствием придумывают новые истории, концовки сказок, вводят новых героев, разворачивая свои собственные интересные сюжеты с использованием малых форм народного фольклора.
Результатами проведенной работы являются:
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Имеют представление об истории народной самодельной куклы.
4. Самостоятельно изготовили народные тряпичные куклы.
Результаты диагностики – начало проекта :
-дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не владеют достаточными знаниями о содержания народных праздников и народных кукол, не осознают их своеобразие и ценность;
-знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости;
-дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа;
-большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости;
-дети не смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.
Результаты диагностики – завершение проекта :
-у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным куклам и способам их изготовления;
-могут выделить сходство и различия кукол, способны объяснить, что означает та или иная кукла, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания и народными праздниками, к которым приурочено изготовление некоторых кукол;
-у детей наблюдается «положительный» эмоциональный настрой при совместной продуктивной деятельности с родителями и педагогами.
Работая над этой темой, мы поняли: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Думаем, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости и насилия.
Список литературы:
Методическая литература
1. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в детском саду» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
2. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку»
3. Бударина, Т. А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] : методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Л. С. Куприна, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова / – СПБ: «Детство-Пресс», 1999. – 384 с.
4. Косарева, В. Н. Народная культура и традиции [Текст] : занятия с детьми 3 -7 лет/
5. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками : Москва
Детская литература
6. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492
7. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка», «Десятиручка», стихи и загадки.
Электронные (интернет) ресурсы:
8. Тряпичные куклы : www.rukukla.ru
9. Тряпичные куклы : www.krupenichka.ru
10. Тряпичная народная кукла :www.kukla-dusha.net
11. Славянская кукла : www.slavakukla.ru
12. Народная кукла :www.vedjena.gallery.ru.
13. Русские обрядовые куклы :www.club.osinka.ru.
14. Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru
15. Славянская доктрина : www.mirtesen.ru
16. Славянские куклы : www.liveinternet.ru