Елена Гроппер
Проект «Народная роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : педагог дополнительного образования Гроппер Е. Ю.
Срок реализации проекта : 1 год
Вид проекта : практико-ориентированный.
Субъекты выполнения проекта : дети, педагог, воспитатели, родители.
Основное средство сплочения детей и взрослых – совместная организаторская деятельность детей и взрослых. Одна из таких форм – коллективное творческое дело.
Публикация «Проект „Народная роспись“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
В настоящее время необычайно возрос интерес к народному творчеству, к предметам ручного художественного труда. Изделия народных мастеров активно входят в окружающую культурную среду, воспитывают нравственно и эстетически. Каждый предмет-носитель жизненного опыта, идущего иногда из исторических глубин.
Народное искусство привлекает к себе удивительной художественной цельностью, художественной силой. Нельзя не восхищаться произведениями народного творчества : в форме вещей, их орнаменте, в изображениях отражены идеалы народной эстетики. В самых казалось бы простых и незатейливых вещах народ утверждал свое понимание красоты, вырабатывал свои особенности цветового решения. Орнамент становился одним из наиболее выразительных средств декоративности, и в то же время он наполнялся разносторонним и глубоким содержанием.
Актуальность проблемы
Ремесло по росписи является частью народного искусства, частью фольклора. Не случайно термин «фольклор» трактуется и как народное творчество, и как народная мудрость, и как народные знания, опыт. Народное искусство, как уникальный мир духовных ценностей – это корневая система, питающая дерево современной культуры. Чем больше утрачивает современный человек связь с народными корнями и культурой своего народа, тем явственнее становится его духовное обнищание. Не случайно в настоящее время так остро возникла необходимость обращения к народному искусству.
При этом развитие творческих способностей у детей, осваивающих этот вид художественной деятельности, должно осуществляться в единстве с формированием духовно-нравственных качеств личности и ценностных ориентаций. Опора на национальное, народное искусство, родное и близкое, позволяет сделать молодое поколение наследниками своей культуры, передать им традиции, мироотношение их предков, вписать в их сознание национальную культуру во всем многообразии и многоцветии. Я обратила внимание на то, что все дети практически не знакомы с нашей родной культурой. Отсюда и тема проекта звучит таким образом: «Народная роспись».
Основная идея проекта – воспроизведение народной росписи на бытовых предметах нашего времени, художественное переосмысление наследия наших земляков. В ходе реализации проекта предполагается тщательное исследование разной народной росписи, сбор материала, видеопрезентаций, изучение источников по народной росписи.
Важной частью проекта станет не только фото-, видео- и мультимедийная фиксация, но и художественная составляющая, а также будет проведен мастер – класс для всех желающих.
Цель проекта :
познакомить детей с видами народной росписи и научить их основам народного художественного творчества.
В связи с поставленной целью, ставятся следующие задачи:
Развивающие:
-развивать творческие способности и задатки через освоение народной росписи;
- способствовать формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, через вживание в национальную культуру.
Обучающие: - научить основам художественной грамотности; - научить элементарным композиционным приемам; - прививать практические навыки по росписи и умение творчески ее использовать. Воспитательные: - создать в студии соответствующую эстетическую среду; - приобщать детей к народным традициям; - приучать к самостоятельности, трудолюбию, коллективизму, сотворчеству.
Этапы реализации проекта :
I. Подготовительный.
1. Предварительная работа:
- вычленение проблем;
- выяснение её актуальности для детского сада.
В процессе бесед с детьми, были выявлены слабые знания о народных традициях, промыслах, о народной росписи. Детям были предложены вопросы:
-Что такое народные традиции?
-Какие народные росписи вы знаете?
Беседа показала, что многие дети не могут ответить на вопросы, касающиеся народных промыслов, росписи.
В связи с этим и было решено создать данный проект.
III. Аналитический.
Участие детей в проектной деятельности способствует развитию интеллектуальных возможностей дошкольников, их творческих способностей, детской любознательности, а также проявление интереса к народным традициям. Собранный материал в ходе проекта обогатит предметную развивающую среду в группах. Работа в проекте позволит привлечь родителей к совместной деятельности со своими детьми. Это положительно сказывается на эмоциональном фоне семьи и познавательной и творческой активности.
Данный проект – это еще одна попытка расширить кругозор не только детей, но и взрослых.