Калинина Алтынай
Проект «Народная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта: приобщение детей к русской народной культуре, через декоративно-прикладное творчество.
Задачи:
• учить видеть красоту в произведениях народного искусства (народных игрушках: дымковских, филимоновских, матрёшке, предметов быта, одежды);
• формировать интерес к истории, традициям, фольклору русского народа;
Публикация «Проект „Народная игрушка“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
• познакомить детей с традициями русской культуры через народные сказки, пословицы, поговорки, книжные иллюстрации;
• развивать эстетические чувства художественное восприятие, содействовать возникновению положительных эмоций отклика на литературные и музыкальные произведения;
• дать представление о гостеприимстве и хлебосольстве русского народа;
• знакомить с русскими народными музыкальными инструментами, песнями;
• формировать интерес к занятиям изобразительной деятельности;
• развивать чувство ритма, цвета, при продуктивной деятельности (лепке, рисовании, аппликации);
• учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек (козлик, конь. блюдечко. рукавичка, уточка, барышня).
Содержание проекта:
Цель подготовительного этапа: организация деятельности всех участников проекта для определения дальнейшего его содержания и реализации.
Изучение педагогами методической литературы по данной теме, разработка содержательного плана с указанием деятельности продукта детей.
Создание материально-технического комплекта:
подбор литературы для детей: сказки (с красочными иллюстрациями русской народной одежды, предметов быта, инструментов, подбор иллюстраций "узоры", народных игрушек
побор аудио-файлов (народные песни, пляски, звуки музыкальных инструментов); подбор электронных видео-ресурсов: зарождения народных промыслов на Руси, дымковские игрушки, технология её изготовления;
• подбор картотеки дидактических игр по художественно-эстетическому развитию.
• мотивация родителей воспитанников к участию в проекте.
• выявление уровня интереса и знаний детей о народных игрушках.
• наблюдения за детьми в процессе продуктивной деятельности.
Цель основного этапа: организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Знакомство с народными промыслами: матрёшкой, с дымковскими, филимоновскими игрушками.
Мероприятия с детьми в ходе реализации основного этапа:
• Беседы, ситуации общения: об игрушках, труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства. «Кто делает игрушки?», «Как нужно обращаться с игрушками?», "Что бывает красивым? “…
• Рассматривание иллюстраций: одежда, узоры, русские народные сказки, музыкальные инструменты.
• Чтение сказок, стихов, потешек, загадок по теме.
• Опыты-сравнения деревянных, глиняных игрушек.
• Разучивание песенки "Два весёлых гуся «, инсценировка русских народных сказок.
• Знакомство с музыкальными инструментами: гусли, балалайка
• Просмотр видео-презентации: русские матрёшки, презентация «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка».
• Изобразительная деятельность: лепка, рисование, аппликация.
Матрёшка под задорную музыку может пуститься в пляс (дети знакомятся с русскими народными мелодиями). Поиграть на народных инструментах, сделанных из дерева.
С детками можно строить «Домики, мебель для матрёшек», украшать «Фартуки (сарафаны) для матрёшки»
• Организовывать игры-хороводы с матрёшками
• Оформлять детские работы в виде выставки
При знакомстве с дымковскими игрушками, необходимо рассматривать иллюстрации, образцы игрушек, знакомить детей с народной одеждой, основными цветами и узорами дымки, лепить из глины и теста уточек, гусей.
В декоративном рисовании малыши с удовольствием могут украсить эти игрушки или бумажные шаблоны элементами дымковской росписи (с помощью готовых шаблонов, штампов, ватных палочек, кисточек, гуаши).
Кружочки замечательно получаются из обрезков полипропиленовой трубы, разного диаметра. Ватными палочками дорисовываем точки, получается замечательное «дымковское солнышко»
При знакомстве с филимоновской игрушкой педагог знакомит детей с особенностями игрушки, рассказывает о традиционных свистульках: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п.
О родине игрушки, о том, что мастера лепили игрушки и посуду всей семьёй. Мужчины и женщины делали только посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки.
Дети узнают, почему игрушки имеют вытянутую форму; узнают об основном орнаменте: полоски, штрихи, пятна, веточки; о цветах характерных для филимоновской игрушки: малиновый, зелёный, жёлтый цвета.
На заключительном этапе проекта мы пришли к выводу, что работа в данном направлении позволила расширить знания детей о народной игрушке. У детей сформировалось начальное представление об изготовлении игрушек из различного материала, художественной росписи игрушек, элементах росписи тех или иных игрушек. Они называют элементы той или иной росписи, основные цвета; освоили некоторые технические приёмы рисования (концом кисти, ребром ворса, способы рисования различными дополнительными предметами (оттиск, штамповка); умеют составлять узор, при помощи взрослого. Появился интерес к русской культуре (игрушкам, сказкам, песням)
Итоговым мероприятием стало: НОД "В гости к "Дымковской барышне", «Ярмарка игрушек»; выставка: «Русская народная игрушка», создание семейного альбома: Моя любимая игрушка
Дальнейшее развитие проекта: мы планируем продолжить тему проекта в средней возрастной группе. Разработать мультимедийные презентаций для ознакомления с народными игрушками, технологические карты по созданию народных игрушек; разработать информационные буклеты для родителей.
Проект принёс очень хорошие результаты. Приобщать детей к русской народной культуре, через народные игрушки необходимо с самого раннего возраста. Декоративно-прикладное творчество — это самый актуальный способ восприятия детьми «прекрасного», «красивого», «народного». Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование.
Спасибо за внимание