Галина Васильевна Клепцова
Проект «Наедине с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №29
«СИБИРЯЧОК»
Номинация: «Сад чудес»
(проект благоустройства и ландшафтного дизайна
территории МБДОУ д/с № 29)
Проект : «Наедине с природой»
Руководитель проекта :
Васильева Татьяна Валериевна
Состав проектной команды :
Публикация «Проект „Наедине с природой“» размещена в разделах
Клепцова Галина Васильевна
Жуль Татьяна Витальевна
Участники проекта :
воспитанники,
родители
1средней и 2 старшей группы
г. Зеленогорск.
2019 год
Содержание:
1. Введение.
2. Этапы, механизмы и ресурсы (кадровые, финансовые и др.) реализации проекта.
Предпроектный анализ территории :
2. 1 Общие сведения:
2.2 Климатические условия территории.
2.3 Механический состав почвы.
3. Охрана труда участников проекта.
4. Ассортиментная ведомость растений, используемых в проекте текущего года.
5. Образовательная деятельность.
6. План – карта совместной деятельности педагогов и детей в ходе подготовки, разработки и реализации проекта.
7. Смета.
8. Практическая значимость.
9. Список использованной литературы.
10. Приложение.
ВВЕДЕНИЕ
“Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума”. (В. Сухомлинский.)
Дошкольное детство – это ответственный период жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям, ценностной ориентации в нем. Деятельность педагогов по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста имеет большие потенциальные возможности.
Система экологического воспитания в нашем детском саду – это не застывшая данность, это постоянно совершенствующийся процесс. Педагогический коллектив выстраивает его с учетом географических, социальных, культурных особенностей нашей местности в их изменяющемся состоянии.
В достижении целей экологического воспитания коллектив педагогов отдает предпочтение методу проектирования, поскольку именно внутри него возможна максимально активная позиция ребенка в освоении окружающей действительности.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Оптимальной формой реализации экологического, трудового, эстетического воспитания и образования дошкольников является совместная проектная деятельность взрослых и детей.
Поэтому данный вид деятельности приобрел в нашем дошкольном образовательном учреждении большую значимость.
В 2017 году мы оформили центральную клумбу под названием «Цветочная корзина». В 2018 году родилась идея по оформлению клумбы в соответствии с приоритетным направлением МБДОУ по осуществлению деятельности по художественно-эстетическому развитию детей.
В настоящее время в нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется экологическому воспитанию подрастающего поколения, а оно невозможно без прямого контакта с природой. Поэтому в нашем детском саду был создан проект по благоустройству территории.
Современное общество ориентировано на то, чтобы ребёнок получал не только теоретические знания, но и непосредственно практические навыки. Научить человека думать не только о себе, но и об окружающем мире нелегко, особенно эта проблема актуальна для детей - дошкольников.
Охрана и защита природы позволяет детям ощутить свою значимость, взрослость, свою способность делать важные, полезные дела. Участие в проектах позволяет детям реально видеть результаты своей деятельности, приносить радость окружающим, создавать прекрасное. То, чему ребенок в детстве научится при проектировании и воплощении в жизнь, пригодится ему в жизни. Проблема благоустройства и озеленения территории дошкольного образовательного учреждения является актуальной не только для детей, но и для общественности в целом.
Детский сад является резервом для широкого вовлечения детей в трудовую деятельность, резервом для роста познавательной активности. Красивое, яркое оформление территории ДОУ способствует проявлению и развитию творческих способностей детей. Территория ДОУ - это эффективное средство формирования экологической культуры и эстетического чувства детей, становления их нового гражданского сознания. Детский сад – это место развития чувства красоты. Это мир, где каждый должен чувствовать себя комфортно и гармонично; иметь широкие возможности для самореализации на пользу себе и другим; обрести опыт жизненного созидательного успеха.
Необходимость расширения знаний и представлений у детей дошкольного возраста о свойствах и значениях воды в жизни животных, растений и человека. Если дети не поймут о том, что растениям нужна вода, рыбам -вода, пить – вода, руки мыть – вода, то у детей мы не воспитаем ни культурно гигиенических навыков, ни бережного отношения к воде, поэтому в 2019 году возникла идея о создании в детском саду искусственного пруда, который позволит расширить представление дошкольников о водоеме как о экологической системе, водной среде. В связи с этим был разработан проект по созданию искусственного пруда, который получил название «Наедине с природой».
Вода для детей – это всегда радость, поэтому территорию детского сада невозможно представить без водоема. Водоем – это небольшой искусственный прудик, который позволяет осуществлять разнообразные исследования. Возле пруда можно отдохнуть, поиграть, организовать представление. Его создание важно и для развития у детей познавательной деятельности, их эстетического развития, эмоционального комфорта. Водоем будет временным, так как создается в специальной емкости для летнего периода. В водоеме нам удастся вырастить настоящие водные растения – розовый лотос, в прибрежной зоне хорошо растет копытень европейский, ирис сибирский и ирис болотный, астильба розовая, дриоптерис, хоста подорожниковая и монтбреция.
В ходе педагогического поиска были определены направления совершенствования предметно - развивающей среды:
Улучшение микроклимата территории ДОУ (создание пруда, строительство мостика, выращивание и высадка прибрежных растений, наполнение водной среды предварительно выращенными водными растениями);
Обогащение опыта детского познания за счет создания условий для детского экспериментирования на всей территории детского сада;
Педагоги определили, что среда в дошкольном учреждении должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, созданным и изначально существующим на территории ДОУ, формирование умения видеть красоту окружающего природного и рукотворного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами);
- эмоциональный комфорт ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров; оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; грамотное оформление, озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка (воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы).
Цель: расширение представлений детей об окружающем мире, о значение воды в жизни человека, растений, развитие экологической культуры.
Задачи:
- формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника;
- формировать умения и навыки наблюдения за природными объектами и явлениями, установление связи между ними;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- расширять знания детей о видах водоемов, их жителях;
- воспитывать гуманные, бережные, заботливые отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Педагоги осознают необходимость создания условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации.
В нашем детском саду традиционно реализуется тесное сотрудничество с семьями воспитанников, на которое ориентирует нас ФГОС дошкольного образования - взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Создав определенную эколого – развивающую среду, систематически организуя познавательную, трудовую и творческую деятельность детей, мы положили начало формированию человека с экологическим мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде и умеющим жить в относительной гармонии с природой.
В результате реализации проекта дошкольники :
- приобретут знания о свойствах пресной воды, ее агрегатных состояниях (летом - испарение, зимой - замерзание, после ливня - пребывание);
- узнают интересные сведения о водоемах Красноярского края, о возможности создания искусственного водоема в домашних условиях;
- будут проявлять интерес к водным объектам нашего региона;
- будет формироваться бережное отношение к природе;
- овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе;
- сформируется стремление к исследованию объектов природы;
- узнают о значение воды в жизни всего живого;
- узнают много интересного из жизни обитателей пресных водоемов (рыб, земноводных, водоплавающих, животных, насекомых, растений);
- научатся вести наблюдения за растениями, животными и насекомыми;
- будут с интересом заниматься поисковой деятельностью.
Реализация проекта позволит :
- наладить содержательное взаимодействие с семьями воспитанников в экологическом воспитании;
- качественно преобразить дизайн территории ДОУ, тем самым формируя в детях чувство творца.
А еще пруд станет визитной карточкой дошкольного учреждения. Не у всех есть такой объект для наблюдений.
ЭТАПЫ, МЕХАНИЗМЫ И РЕСУРСЫ (КАДРОВЫЕ, ФИНАНСОВЫЕ И Д. Р.) РЕЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Предпроектный анализ территории
2.1 Общие сведения
Детский сад «Сибирячок» расположен в городской зоне г. Зеленогорска, Красноярского края. Дошкольное учреждение окружают жилые дома, рядом расположены школа №176 и магазин «Эскадра». С двух сторон от детского сада находиться проезжая часть и пешеходная дорожка.
МБДОУ д / с № 29 имеет большую прилегающую территорию, состоящую из 12 групповых участков для прогулок детей, спортивной площадки, огорода, зоны отдыха, имеются хозяйственные постройки. Через всю территорию детского сада проходит экологическая тропа, включающая в себя несколько зон: метеоплощадку, березовую рощицу, оздоровительный участок из хвойных растений. Украшают территорию нашего дошкольного учреждения клумба "Палитра", декоративный огород, каменный сад, цветочные бордюры, мини – цветники на участках, деревья и кустарники.
Географическое расположение участка:
Искусственный водоем расположен с северо-западной стороны здания и находится на центральной стороне детского сада. Размеры водоема 165*120*45 см., объем - 300 литров. В утренние часы водоем погружён в тень от здания, после обеда он хорошо освещен.
2.2 Климатические условия территории
Климат нашего региона резко континентальный, для него характерны сильные колебания температур воздуха в течение года. В центральных районах края, где мы проживаем, наблюдается продолжительная зима и короткое жаркое лето. Средняя температура января -18 градусов °C, в июле соответственно +20 градусов С. Длительность периода с температурой более 10 °C составляет примерно 100-110дней. В среднем в год выпадает 316 мм осадков, основная часть – летом. Снежный покров устанавливается в начале ноября и сходит к концу марта. В 2018-2019 году зима была снежная.
Глубина снежного покрова на клумбе составляет 120 см. Это немного больше, чем на других участках, т. к. зимой снег специально убирали в это место. Можно предположить, что весной количество талых вод будет достаточным. При определении наиболее оптимальных сортов цветочных растений, мы учитывали сроки их вегетационного периода. Высадку растений планируем в конце мая, начале июня (после последних заморозков). С июня по август ожидаем период активного цветения.
2.3 Механический состав почвы
Тип почвы - сepыe лесные глееватые и глеевые.
Механический состав почв среднесуглинистый. Содержание физической глины в гор. А1 составляет 34,0-40,4%. Преобладающей фракцией является крупнопылеватая. Илистая фракция по профилю распределена неравномерно.
Максимум ила отмечается в переходном горизонте ВС.
Почвообразующими породами служат покровные лессовидные оглеенные отложения средне- и легкосуглинистого механического состава, с содержанием физической глины 22,8-32,4%.
Содержание гумуса в верхнем горизонте составляет у темно-серых 5,41-5,51%, у серых – 4,02%
Серые лесные глеевые почвы обладают низким естественным плодородием, в основном, из-за переувлажненности и плохих водно-физических свойств.
С этой целью мы решили укрепить дно котлована под пруд с помощью речного камня разной фракции и песка.
Учитывая тип почвы и ее механический состав, проведя исследования по высоте почвенного покрова, стало понятно, что для оформления околопрудной территории необходимо подбирать растения с короткой стелющейся корневой системой. Необходимо удобрить почву под посадку растений вокруг пруда смесью песка, перегноя и чернозема и обеспечить регулярный нечастый полив, который будет благоприятно сказываться на росте и цветении растений.
ОХРАНА ТРУДА УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА
31 мая 2019 года был проведён инструктаж с руководителями проекта к «Летней оздоровительной компании».
Перед началом работы над проектом, воспитатели группы провели с детьми ряд бесед на тему «Основы безопасности при работе со строительным инвентарём». Рассмотрели иллюстрации. Повторили алгоритм работы со строительным инвентарём.
4. АССОРТИМЕНТНАЯ ВЕДОМОСТЬ РАСТЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
В ПРОЕКТЕ ТЕКУЩЕГО ГОДА
Название растения Площадь посадки, м2 Схема посадки,
см х см Количество,
шт.
Многолетние растения
Копытень европейский 0,9 30*30 1
Ирис сибирский 0,4 20*20 1
Астильба розовая 0,9 30*30 2
Ирис болотный 0,25 0,9 50*50, 30*30 2
Дриоптерис 0,4 20*20 2
Лотос розовый 0,1 10*10 5
Хоста подорожниковая 0,9 30*30 1
Монтбреция 0,9 30*30 1
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Цель: моделирование вариантов оформления пруда МБДОУ №29 г. Зеленогорска Красноярского края.
Задачи:
1. Разработать эскизы Пруда, оформить результаты графически.
2. Познакомить детей с сортовым разнообразием водных растений, определить наиболее оптимальные сорта для помещения в пруд.
3. Познакомить детей с сортовым разнообразием растений, определить наиболее оптимальные сорта для оформления территории вокруг пруда.
3. Разработать экологический проект для дальнейшей реализации.
4. Привлечь родителей воспитанников к работе по благоустройству территории детского сада.
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатели 1средней и 2 старшей группы : Васильева Т. В. Жуль Т. В. Клепцова Г. В.
Эта группа детей была выбрана для реализации проекта неслучайно так как дошкольники в этом возрасте очень любознательны. На занятиях экологии они знакомятся со строением растений, с условиями их выращивания, могут принимать участие в посадке, прополке, поливе.
Имея навык художественно - творческой деятельности, ребята могут самостоятельно и с помощью родителей разработать эскиз или макет пруда.
Видя, результаты своего труда, дошкольники, понимают значение проделанной работы, получают эстетическое удовольствие.
Ожидаемый образовательный результат:
Критерии Индикаторы Показатели, %
Предметные результаты
сформированные представления о многообразии водных и почвенных растений.
сформированные знания о строении цветочных растений. Доля детей 1 средней и 2 старшей группы
70
100
Метапредметные результаты
навыки проектировочной деятельности (разработка эскиза пруда и территории вокруг него, составление плана территории). Доля детей 1 средней и 2 старшей группы 40
Личностные результаты
умение осуществлять уход за растениями и периодами их роста и развития.
умение осуществлять наблюдение за агрегатным состоянием воды и ее свойствами.
умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
бережное отношение каждого ребенка к природе. Доля детей 1 средней и 2 старшей группы 80
60
60
100
Программно – тематическое устройство образовательного проекта :
Продолжительность проекта – 6 месяцев (с марта по август). Этот период разбит на этапы по содержанию и характеру деятельности участников.
Агротехнический план создания искусственного водоема
Виды работ апрель май июнь июль август сентябрь
Участники знакомятся с темой,
выделяют её актуальность, планируют деятельность, распределяют обязанности.
Участники проекта определяют наиболее продуктивные сорта растений, разрабатывают эскизы пруда и участка вокруг него.
Подготовка участка к земляным работам (удаление травы, выкапывание котлована, укрепление дна,монтирование пластикового пруда, оформление территории вокруг пруда, помещение в пруд водных растений, уход и наблюдения за ростом растений, наблюдение за агрегатными состояниями воды.
Презентация своей деятельности перед другими группами.
Презентация своей деятельности перед комиссией ЦКиТ
Уборка территории вокруг пруда. Слив воды и очистка пруда.
Подготовка к следующему сезону.
6. ПЛАН – КАРТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ И ДЕТЕЙ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ, РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы разработки и реализации проекта
Описание видов деятельности Время и место проведения Количество участников Результаты Форма регистрации результата
1. Организационный
1.1 Мотивация к участию в конкурсе, целеполагание.
Заседание инициативной группы.
Тема: «Обсуждение содержания экологического проекта «Наедине с природой», предполагаемые формы организации деятельности
с детьми, планирование мероприятий, распределение обязанностей, экономическое обоснование проекта».
1.2.1. Художественно - творческая деятельность с детьми
«Как оформить наш пруд»
1.2.2. Приобретение необходимого оборудования
1.2.3. Сбор наглядного материала и литературы о воде, водоемах, обитателях водоемов и водных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки. Март
Март
Апрель,
Май
Февраль - май
Администрация :
Заведующий
Раевская Е. Д.
Зам. зав. по ВМР: Рыгалова Т. О.
зам. зав. по АХР: Федорова Л. Н. Руководители проекта :
Васильева Т. В.
Жуль Т. В.
КлепцоваГ. В.
Участники проекта :
Дети 1 средней и 2 старшей группы
Воспитатели
Васильева Т. В.
Жуль Т. В.
Клепцова Г. В.
Родительский комитет группы,
зам. зав. по АХР Федорова Л. Н.
Воспитатели группы, родители
2. Проектный
2.1 Определение наиболее продуктивных сортов цветов.
2.2. Подготовка документации проекта
«Наедине с природой»
2.3. Оформление генерального плана
МБДОУ д / с №29
2.4. Разработка эскизов участка «Пруд» Март
Март
Март
Март
Воспитатели-
Васильева Т. В.
Жуль Т. В.
Клепцова Г. В.
Заместитель заведующего по ВМР Рыгалова Т. О.
зам. зав. по АХР Федорова Л. Н.
Воспитатели-
Васильева Т. В.
Жуль Т. В.
Клепцова Г. В.
Дети 1 средней и 2 старшей группы
3. Практический
3.1 Выращивание Розового лотоса из семян.
3.2 Монтаж пластикового пруда
3.3 Оформление искусственного водоема
3. 4 Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений»,
3.5 Ведение дневника наблюдений.
3.6 Проведение занятия по экологическому воспитанию дошкольников.
1. «Виды водоемов»
2.«Какая вода в пруду»
3.«Зачем водоему нужны растения?»
4. «Животные водоемов»
3.7 Сочинение сказок, загадок, рассказов о цветах, водоемах и их жителях.
3. Разучивание с детьми стихов, загадок, песен
о цветах и водоемах. Май
Май
Май,
Июнь
Июнь, Июль
В течение всего проекта
Июнь,
Июль
Май, июнь
Июнь - август
Воспитатели: Васильева Т. В.
Воспитатели группы, родители
Воспитатели:
Васильева Т. В
Жуль Т. В.
Клепцова Г. В.
Дети 1 средней и 2 старшей группы
Воспитатели:
Васильева Т. В
Жуль Т. В.
Клепцова Г. В.
Дети 1 средней и 2 старшей группы
Воспитатели группы.
Воспитатели:
Васильева Т. В.
Жуль Т. В.
Клепцова Г. В.
Дети и родители
Воспитатели Васильева Т. В.
музыкальный руководитель: Пенькова О. В.
4. Итоговый (аналитический)
4.1 Составление сборника детских рисунков.
4.2 Развлечение
4.3 Подведение итогов реализации проекта. Апрель
Август
Август Дети 1 средней и 2 старшей группы
Все участники проекта
Все участники проекта
Способы оценки результата: наблюдения за детьми, беседы, анализ продуктов творчества детей.
Форма проведения презентации: развлечение
7. СМЕТА
Статья расходов Запрашиваемая сумма, руб. Вклад из других источников, руб. Всего, руб.
1. Оплата труда привлечённых специалистов (включая налоги)
2. Командировочные и транспортные расходы в т. ч.
3. Аренда помещений и оборудование
4. Приобретение оборудования, в т. ч.
5. Приобретение средств малой механизации и сельскохозяйственного инвентаря, в т. ч.
1. Оборудование для труда (лопаты, лейки, ведра, грабли).
2. Материал для отсыпки пруда (камень речной разной фракции)
3. Песок.
6. Расходные материалы, в т. ч.
1. Тетради и альбом для оформления результатов наблюдений.
2. Карандаши, краски (гуашь, фломастеры.
3. Ватман.
4. Гафрированная бумага.
Камень разной фракции
5. Краска для покраски мостика
7. Расходные агроматериалы, в т. ч.
доски деревянные для изготовления мостика.
8. Семена розового лотоса, посадочный материал.
9. Издательские расходы, в. т. ч.
10. Банковские расходы
ИТОГ:
Экономическое обоснование проекта :
Для реализации проекта требуются специальные материалы и оборудование, указанные в таблице №1.
Трудозатраты среди сотрудников детского сада оплачиваются с учетом затраченного рабочего времени, а также поощряются дополнительной стимулирующей надбавкой (10%). Родители и дети участвуют в проекте добровольно, оказывая безвозмездную помощь.
8. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
Проект имел практическую значимость для всех участников. Были выявлены интересные идеи по модернизации и дизайну территории. Выбрана лучшая творческая работа детей на общем голосовании.
Сформированы знания о водоемах Красноярского края, о возможности создания искусственного водоема дома, о свойствах пресной воды, ее агрегатных состояниях (летом - испарение, зимой - замерзание, после ливня - пребывание, о значении воды в жизни всего живого; сформирован интерес к водным объектам нашего региона; получены навыки экологически безопасного поведения в природе и бережного отношения к ней; получены навыки проектировочной деятельности (разработка эскиза пруда, составление плана территории, исследовательской, творческой и поисковой деятельности; выработано умение осуществлять наблюдение за растениями, животными и насекомыми; сформирован интерес к водным объектам нашего региона и жизни обитателей пресных водоемов (рыб, земноводных, водоплавающих, животных, насекомых, растений).
9. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алёшина Л. П. Глобус/ Л. П. Алёшина. - Л. : Детская литература,1987
2. Дзятковская Е. Н. Основы экологического дизайна / Е. Н. Дзятковская, Д. К. Дзятковский – Иркутск,1986.
3. Кокорева Н. П. Любить труд на земле / Н. П. Кокорева. - М: Просвящение, 1987.
4. Кудрявцев, Д. Б. Как выращивать цветы / Д. Б. Кудрявцев. - М. : Просвящение 1995
5. Лопатина, А. Д. Сказки о цветах и деревьях / А. Д. Лопатина. – М. : Сфера, 1998
6. Усачёв, А. В. Школа безопасности / А. В. Усачёв. - М. : АСТ,1996
7. Использование интернет - источников.