виктория калабанова
Проект «Здоровый малыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный; участники проекта : дети, родители, педагоги.
Актуальность: Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа, это то, что создает фундамент будущего благополучия личности. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно возрастает. Еще В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». «Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам» - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного, прививать ценностное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Публикация «Проект „Здоровый малыш“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Проблема: Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношениях сотрудников ДОУ с родителями. Ухудшение состояния здоровья детей вызвано рядом факторов: - дискомфортные условия проживания человека в разных регионах. Быстрое истощение резервных возможностей организма зимой, резкие перепады атмосферного давления, температуры, высокая влажность и загазованность воздуха; - ухудшение экологической обстановки, некачественная вода, химические добавки в продуктах питания; - электронно-лучевое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая музыка); - значительное ограничение двигательной активности; - недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни со стороны родителей. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска). Анализ заболеваемости детей нашего ДОУ показал достаточно высокий уровень хронических заболеваний, нарушения осанки, плоскостопия, а так же простудных респираторных заболеваний. Все это вызвало потребность углубленно заняться оздоровлением детей. В этой связи становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности, как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития ребенка.
Цель проекта : приобщение детей к здоровому образу жизни, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья через организованную модель здоровьесбережения в ДОУ.
Задачи: Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни. Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «здоровый образ жизни». Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Ожидаемые результаты:
• повышение интереса детей к физическим упражнениям и спорту;
• снижение уровня заболеваемости детей;
• овладение детьми навыками самооздоровления, здорового образа жизни;
• повышение профессионального мастерства педагогов дошкольного учреждения в здоровьесбережении;
• создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями;
• приобщение родителей к здоровому образу жизни, повышение их компетентности в вопросах физического развития и оздоровления детей, пополнение развивающей среды нетрадиционным физкультурным оборудованием.
Этапы реализации проекта : Этапы мероприятия; ожидаемый результат; сроки.
1 этап аналитический. Изучение литературы, интернет-ресурсов, мониторинг физического развития детей, анкетирование родителей. Опросник для ребенка «Как ты относишься к здоровью и здоровому образу жизни». Получение информации о состоянии здоровья, физическом развитии детей, сформированности представлений о ЗОЖ у детей, родителей. Август - сентябрь Составление планов работы с детьми, педагогами, родителями по приобщению к ЗОЖ Наличие планов: - спортивных мероприятий на год.
2 этап организационный Разработка спортивных развлечений, досугов, картотек здоровьесберегающих технологий. Конспекты спортивных развлечений, досугов, картотеки дыхательной гимнастики, пальчиковой, бодрящей после сна, картотека упражнений для коррекции плоскостопия, нарушения осанки, В течение года гимнастики для глаз. Обогащение развивающей среды. Подбор и изготовление нестандартного оборудования. Наличие нестандартного оборудования в физкультурном зале и группах. В течение года.
3 этап практический
Просвещение родителей и педагогов о ЗОЖ и привлечение к совместным мероприятиям. Клуб для родителей «Здоровый малыш». Консультации для родителей. Консультации для воспитателей.
В течение года
Организация двигательного режима: - проведение с детьми игр-занятий с использованием нестандартного спортивного оборудования, здоровьесберегающих технологий, - индивидуальная работа в кружке «Неболейка»
Картотеки подвижных игр, пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики, бодрящей гимнастики, гимнастики для глаз, физминуток
В течение года
4 этап итоговый
1. Презентация проекта.
2. День здоровья в детском саду!
3. Оформление стенда «Здоровый ребенок»
Пути реализации проекта :
Виды деятельности. Формы организации деятельности. Непосредственно образовательная деятельность.
-Физкультурные занятия 3 раза в неделю, 1 из них на улице
-Физкультминутки в процессе других видов НОД
-Игровые упражнения
-Дыхательная гимнастика
-Пальчиковая гимнастика
-Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием
-Спортивные игры
-Эстафеты
-Соревнования
-Индивидуальная работа с часто болеющими детьми в кружке «Неболейка»
-Релаксация
-Беседы, ситуативные разговоры, решение проблемных ситуаций.
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
-Утренние и корригирующие гимнастики
-Бодрящая гимнастика
-Физкультурные праздники и развлечения
-Дни здоровья
-Игровые упражнения
-Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием
-Спортивные игры (баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей)
-Катание на санках
-Ходьба на лыжах
-Эстафеты
-Викторины
-Длительные прогулки, походы: в парк, к реке
-Физминутки
-Пальчиковая гимнастика
- Релаксация -Гимнастика для глаз
-Дыхательная гимнастика
- Самомассаж
Самостоятельная деятельность детей
-Хороводные, пальчиковые игры
-Игровые упражнения
-Подвижные игры с бегом, прыжками, ползанием, лазанием, метанием
-Спортивные игры (баскетбол, бадминтон, футбол, хоккей).
Взаимодействие с семьями детей
- Анкетирование родителей «О здоровье всерьез»
- Клуб «Здоровый малыш» -Консультации «Закаливание смородиной»
-Консультации «Роль подвижной игры в развитии ребенка»
- Консультация «Как заинтересовать ребенка занятиями физкультурой»
-Дни здоровья -Физкультурные праздники и развлечения
- Информационные листы
- Памятки «Лето без боли», «Зимние забавы с детьми»
-Фотовыставки
-Стенгазеты о здоровом образе жизни
-Тематические консультации, практикумы
-Пешие прогулки, экскурсии
-Изготовление нестандартного спортивного оборудования
Взаимодействие с педагогами педагогами:
- Консультации «Профилактика плоскостопия»,
- Картотека бодрящей гимнастики после сна,
- Картотека дыхательной гимнастики,
- Картотека пальчиковых гимнастик, - Картотека физминуток
Приложение 1
Модель двигательного режима ДОУ
Форма двигательной деятельности Особенности организации
1. Физкультурно-оздоровительные занятия
1.1. Утренняя гимнастика Ежедневно, в зале или на открытом воздухе, длительность 8-12 мин.
1.2. Двигательная разминка во время перерыва между занятиями Ежедневно в течение 1- 2 мин. 1.3. Физкультминутка Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий 35 мин.
1.4. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке Ежедневно, во время утренней прогулки, длительность 20-25 мин.
1.5. Дифференцированные игрыупражнения на прогулке Ежедневно, во время вечерней прогулки, длительность 12-15 мин.
1.6. Оздоровительный бег Ежедневно, в теплый период времени старшими группами во время утренней прогулки, длительность 3-7 мин
1.7. Ходьба по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами Ежедневно, после дневного сна в течение 5-7 мин.
1.8. Гимнастика после дневного сна (комплекс упражнений) Ежедневно, по мере пробуждения и подъёма детей, длительность не более 5 мин
1.9. Игры, которые лечат 1 раз в неделю, подгруппами по (индивидуальная работа по методике А. Галанова) возрастам
2. Специально организованные занятия в режиме дня
2.1. Физическая культура 3 раза в неделю (одно на воздухе)
2.2. Самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно, под руководством педагога, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей
3. Физкультурно-массовые мероприятия
3.1. Дни здоровья 2 раза в год (ноябрь, апрель)
3.2. Физкультурно-спортивные праздники 2-3 раза в год (40 мин)
3.3. Физкультурный досуг 1-2 раза в месяц (30 мин.)
4. Совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи
4.1. Участие родителей в физкультурно-оздоровительных, массовых мероприятиях Подготовка и проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья
4.2. Консультации, информация для родителей Определяется педагогами
4.3. Клуб для родителей «Здоровый малыш» 1 раз в квартал
Приложение 2
Система закаливающих мероприятий
Содержание Младшие группы
Средняя группа
Старшая группа
Подготовительная группа
Элементы повседневного закаливания
В холодное время года допускается колебание температуры воздуха в присутствии детей
1 Воздушнотемпературный режим:
От +21 С До +19 С
От +20 до+18
От +20 до+18
От +20 до+18
Сквозное проветривание (в отсутствии детей)
В холодное время года проводится кратковременное (5-10 минут) t воздуха снижается на 2-3 С
-утром, перед приходом детей
К моменту прихода детей t воздуха восстанавливается до нормальной
-перед возвращением детей с прогулки +21 -во время дневного В тёплое время года проводится в течение всего сна периода в отсутствии детей в помещении. 2 Воздушные ванны: -приём детей на воздухе. В летний период времени -утренняя гимнастика В летний период на участке, в холодный период проводится в зале, группе, одежда облегчённая -физкультурные занятия 2 занятия проводятся в зале, форма одежды спортивная, в носках или чешках. Одно занятие проводится круглогодично на свежем воздухе (t -15) -прогулка -15 -15 -25 -25 -солнечные и воздушные ванны В тёплое время года ежедневно при t +20, +25 от 5 минут до 30минут -хождение босиком Ежедневно в спальне до и после сна; в тёплый период при t +20 (на улице) -дневной сон Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, t воздуха в помещении +18 -физические упражнения ежедневн о ежедневно ежеднев но ежедневно -бодрящая гимнастика ежедневн о ежедневно ежеднев но ежедневно -гигиенические процедуры Умывание, мытьё рук до локтя прохладной водой Специальные закаливающие воздействия Полоскание горла водой комнатной температуры, раствором ромашки, шалфея (старшие группы) 1 Влажная дорожка Хождение по влажной дорожке, ежедневно, после дневного сна 2 Ребристая дорожка Хождение по ребристой доске ежедневно, после дневного сна 3 Самомассаж Массаж биологических точек, ежедневно 4 Дыхательная гимнастика Дыхательная гимнастика, ежедневно Закаливание проводится с учётом группы здоровья, для ЧДБ организуется щадящий режим закаливания
Приложение 3
План физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми Возраст Срок проведения Младшие и средние Старшие и подготовительные сентябрь Поездка на дачу Здравствуй, осень!
октябрь День здоровья Славный доктор Айболит
День здоровья
ноябрь В гости к ежику
«Огневушка»
декабрь Озорные мячики
Не боимся мы мороза
январь Зимние забавы на каникулах
Спортивный праздник «Снеговик – 2015» февраль Храбрецы и удальцы «Мой папа лучший!»
март На помощь солнышку «Мама, я и спорт – это здорово!» апрель День здоровья 7 апреля
День здоровья 7 апреля «Космические приключения» Шашечный турнир май На весенней полянке «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!» июнь Петрушка и друзья Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры». июль Веселый клоун Праздник Ивана Купала
август Фестиваль игр Веселые старты
Приложение 4
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Месяц Виды и формы работы
Ответственный
Сентябрь Анкетирование родителей «О здоровье всерьез». Собеседования. Наблюдение. Обобщение результатов исследования.
Инструктор по физической культуре, психолог, воспитатели, заместитель заведующей по ВР
Октябрь Консультации: «Как заинтересовать ребенка физкультурой»
Наглядная информация (оформление для родителей стендов, папокпередвижек, санбюллетеней, памяток)
Родительские собрания «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»
Инструктор по физической культуре
Воспитатели, медсестра, Инструктор по физической культуре Педагоги
Ноябрь Подготовка совместно с педагогами выставки детской литературы «В стране Здоровья»
Консультация: «Режим и его значение в жизни ребенка»
«День Здоровья» Подготовка совместно с педагогами и детьми выставки стенгазет о здоровом образе жизни
Клуб для родителей «Здоровый малыш»
Воспитатели, Инструктор по физической культуре
Инструктор по физической культуре, муз. руководитель, воспитатели Инструктор по физической культуре
Январь Занятие-практикум «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста»
- Консультация «Зимние забавы»
-Выставка методической литературы о физкультуре, спорте и здоровье
Заместитель завед. по ВР Инструктор по физической культуре Инструктор по физической культуре Воспитатели
Педагог-психолог Февраль Консультация «Влияние психологического климата семьи на здоровье ребенка»
Участие в спортивных соревнованиях «Мой папа лучший!»
Клуб для родителей «Здоровый малыш»
Инструктор по физической культуре Инструктор по физической культуре
Март
Спортивные соревнования «Мама, я и спорт – это здорово!»
Консультация «Утренняя гимнастика – одно из средств оздоровления и профилактики болезней»
Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель
Инструктор по физической культуре
Апрель
Консультация «Роль подвижной игры в развитии ребенка»
День Здоровья
Инструктор по физической культуре, педагоги
Май
Участие в спортивном празднике «Спорт нам нужен, мы со здоровьем дружим!» Консультация «Лето без боли!»
Инструктор по физической культуре, воспитатели
Приложение 5
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии, используемые в нашем дошкольном учреждении: Виды здоровьесберегающих педагогических технологий. Время проведения в режиме дня. Особенности методики проведения. Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Физминутки во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Подвижные и спортивные игры как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр. Воспитатели, инструктор по физической культуре. Релаксация в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы воспитатели, инструктор по физической культуре, психолог. Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю со старшего возраста. Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени. Воспитатели, психолог подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Гимнастика пальчиковая
С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) Воспитатели, логопед.
Гимнастика для глаз
Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.
Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога
Все педагоги
Гимнастика дыхательная
В различных формах физкультурно - оздоровительной работы
Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры
Все педагоги
Гимнастика бодрящая после сна
Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ
Воспитатели
Гимнастика корригирующая
В различных формах физкультурно - оздоровительной работы
Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Гимнастика ортопедичес кая
В различных формах физкультурнооздоровительной работы
Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Технологии обучения здоровому образу жизни
Физкультурное занятие
2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 2530 мин.
Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение.
Воспитатели, инструктор по физической культуре
Проблемно - игровые (игро - тренинги и игро - терапия)
В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом
Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности
Воспитатели, психолог
Коммуникативные игры
1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста
Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.
Воспитатели, психолог
Занятия из серии «Здоровье»
1 раз в неделю по 25-30 мин. со ст. возраста
Занятия из познавательного цикла, могут быть частью познавательного занятия
Воспитатели, руководитель физического воспитания
Самомассаж
В зависимости от поставленных педагогом целей,
Необходимо объяснить ребенку серьезность
Воспитатели, ст. медсестра,
сеансами либо в различных формах физкультурно - оздоровительной работы, в бодрящей гимнастике процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму.
инструктор по физической культуре
Коррекционные технологии
Технологии музыкального воздействия
В различных формах физкультурно - оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей
Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Психо - гимнастика
1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.
Занятия проводятся по специальным методикам
Технологии воздействия цветом
Постоянно Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка
Закаливание
Ежедневно Важное звено в системе физического воспитания детей. Оно обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды. Закаливание дает оздоровительный эффект только при условии его грамотного осуществления. Из всего богатого выбора существующих форм закаливания можно выделить наиболее доступные, которые применяются в нашем детском саду: - нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; - проведение утренней гимнастики на свежем воздухе летом; - прогулки на свежем воздухе. При правильной организации прогулка является одним из важных моментов закаливания. Летом, когда температура воздуха достигает в тени 18 -20 градусов, вся жизнь детей переносится на участок. В холодное время года длительность пребывания детей на воздухе 3,5-4 часа в любую погоду в одежде, не стесняющей активную деятельность ребенка;
- полоскания горла водой комнатной температуры; - босохождение в сочетании с воздушными ваннами проводится на занятиях по физической культуре и после дневного сна. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Приложение 6
Анкета для родителей «О здоровье всерьез» Уважаемые родители! Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребёнка, учитывая его индивидуальные особенности. Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа.
1. Фамилия, имя ребёнка, дата рождения___
2. Дорога до детского сада: • пешком (сколько времени)___ на транспорте (сколько времени)___
3. Гуляет ли Ваш ребё нок в выходные дни: нет да – 1 раз в день, 2 раза в день. 4. Соблюдает ли режим дня: •нет; • иногда; • да, всегда 5. Какие формы активного отдыха предпочитает ваша семья: •Занятия спортом; • Прогулки на природе; • Подвижные игры 6. Сколько времени в день ребё нок: смотрит телевизор в рабочие дни ___ч; в выходные дни ___ ч; проводит у компьютера в рабочие дни ___ ч; в выходные дни ___ ч. 7. Знаете ли вы какие виды профилактики используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)___ ___
8. Знаете ли вы какие виды закаливания используются в детском саду (перечислите, пожалуйста)___ ___
9. Как часто ребёнок употребляет следующие продукты питания (нужное отметить) : консервы (исключая консервы для детского питания); грибы; чипсы, сухарики; газированные напитки; импортные сладости (сникерсы, сладкие плитки, сосательные конфеты и др.) Отметить для каждого из пунктов: А – часто (ежедневно или несколько раз в неделю); Б – иногда (1 раз в неделю); В – редко (1-2 раза в неделю)
10. Стараетесь ли Вы в выходные дни соблюдать режим питания, к которому ребёнок привык в детском саду? да, всегда; иногда; нет.
11. Ваша оценка состояния здоровья ребёнка : хорошее; удовлетворительное; плохое (указать причину) ___
12. Какие профилактические мероприятия Вы проводите с ребёнком дома в связи с эпидемией ОРЗ, гриппа? ___ ___ ___
13. Какими средствами народной медицины Вы пользуетесь во время болезни ребёнка?___ ___ ___
14. Какие, на Ваш взгляд, оздоровительные мероприятия наиболее эффективны в детском саду? ___ ___ ___
Дата заполнения анкеты:___ Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы