Водоватова Екатерина Анатольевна
Проект на тему «Здоровье и стресс»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Здоровье и стресс»
«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым :
пусть он работает, действует, бегает, кричит,
пусть он находится в постоянном движении»
Разберём значение Здоровья.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Публикация «Проект на тему „Здоровье и стресс“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2019
Что такое здоровье? В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова: «Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
Здоровье детей – одна из актуальных проблем нашего времени, в частности, для дошкольных учреждений. Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста в РФ показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось с 23 до 15% и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания, с 16 до 17,3%. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно 20 - 27% детей относится к категории часто и длительно болеющих. Почти 90% детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус и т. д. По данным прогнозов, 85% этих детей — потенциальные больные сердечно - сосудистыми заболеваниями. Около 50% детей нуждаются в психокоррекции и характеризуются серьезным психологическим неблагополучием.
Приведенные результаты наглядно указывают на социально-педагогический уровень проблем, которые возникают перед работниками дошкольных учреждений, призванных воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием, что соответствует социальному запросу общества.
Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию.
Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Существует много разнообразных немекаментозных методов воздействия на организм с целью его оздоровления и поддержки, которые можно использовать на базе детского сада. Поэтому и стали востребованными педагогами образовательных учреждений здоровьесберегающие образовательные технологии.
Здоровьесберегающая образовательная технология – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития).
Цель здоровьесберегающей технологии :
- обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
Задачи здоровьесберегающей технологии :
1. Обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе.
2. Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки.
3. Осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы.
Какие же задачи стоят перед нами по укреплению здоровья своего и здоровья наших воспитанников? Выделю основные:
-сохранять здоровье, как физическое так и психическое;
-создать в детском саду педагогически-охранительный распорядок дня, главной задачей которого является постоянная забота об укреплении здоровья детей и сотрудников;
-обучать детей конкретным приемам, укрепляющим их здоровье, в которых самым важным является деятельность по физическому воспитанию;
-создать благополучный психологический климат, обстановку доброжелательности и доверия между детьми, сотрудниками и родителями;
-поиск новых инновационных физкультурно-оздоровительных форм работы.
Обеспечение результативности этих задач наш коллектив начал с создания условий. Ведь эффективность физкультурно-оздоровительной работы зависит от разумной организации развивающей среды, которая максимально ориентирована на интересы дошкольника и укрепление его здоровья. В каждой группе оборудованы «Уголки здоровья». Они оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием. Всё оборудование создано с учетом эстетичности, динамичности, возраста детей, способствует развитию двигательного творчества. Необычное оборудование, сочетание традиционного и инновационного развивает у детей повышенный интерес и желание заниматься физкультурой, стимулирует их двигательное творчество, улучшает эмоциональное состояние.
В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья» :
«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ» (оздоровительные мероприятия в течение дня) :
УТРО
1. Утренняя зарядка
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игровой массаж
4. Мытье рук и лица холодной водой
5. Оздоровительные игры
6. Дыхательная гимнастика
7. Музыкотерапия
8. Спорт.
ЗАНЯТИЕ
1. Перед занятием – игровой массаж; кинезиологическая гимнастика
2. Динамическая пауза, физминутки на занятии
3. Логоритмические упражнения
4. Гимнастика для глаз
ПРОГУЛКА
1. Двигательная активность (бег, игры, упражнения)
2. Подвижная игра
3. Дыхательная гимнастика
ПЕРЕД СНОМ
1. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия)
2. Пальчиковая гимнастика
3. Жевательная гимнастика
4. Музыкотерапия (Во время принятия пищи)
5. Релаксация
6. Аэрофитотерапия
ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ
1. Гимнастика - пробуждения (в постели)
2. Корригирующие дорожки (профилактика плоскостопия)
3. Закаливающие мероприятия (босохождение, контрастно – воздушные ванны, вода, снег)
ПОСЛЕ ПОЛДНИКА
1. Психогимнастика (эмоциональное здоровье)
2. Осанка (профилактика сколиоза)
ВЕЧЕР
1. Пальчиковые игры
2. Музыкотерапия
Я использую в работе с детьми много интересного по нетрадиционным и развивающим формам оздоровления (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, подвижные игры, упражнения для расслабления и правильной осанки, мимические разминки, точечный массаж, профилактические упражнения для носоглотки и др.). Эти формы работы рекомендую своим педагогам, которые проводят их на занятиях всех видов деятельности, прогулках в форме двигательных минуток.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья :
Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия Систематическое использование приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью.
Оздоровительные игры – как часть утренней гимнастики, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции (игры А. С. Галанова «Музыканты», «Шарик лопнул», «Самолётик – самолёт»; Алямовской В. Г, Петровой С. Н. «Уши»).
Гимнастика пальчиковая – с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время) («Пальчиковые игры» Л. Савиной, Е. Белой, Цвынтарного игра «Пальчик о пальчик – тук – тук – тук…», «Дружба»).
Игровой самомассаж (массаж биологически активных точек (БАТ, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, точечный массаж, интеллектуальный массаж Фрица Ауглина, антистрессовый массаж, массаж с помощью су – джок, пластмассовых прищепок) - это первые элементы самопомощи своему организму, учат сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний, повышение тонуса. Проводится в начале занятия, т. к. требует внимания, создаёт положительный эмоциональный настрой для дальнейшей деятельности. Продолжительность 2 – 3 минуты (массаж БАТ «У бабушки Маланьи…», су – джок «Сливу я держу в руке…», прищепки «Гуси, вы, гуси…», интеллектуальный массаж, антистрессовый массаж (приложение).
Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога («Солнечный зайчик», «Угощенье для больного»)
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. При помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления (комплексы упражнений А. Н. Стрельниковой «Разминка», «Наклоны», «Маятник», Б. Толкачёва «Самоварчик», М. Лазарева «Комар», «Жук», закаливающее дыхание (приложение).
Гимнастика корригирующая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей.
Гимнастика ортопедическая – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы/
Жевательная гимнастика – проводится перед приёмом пищи с целью активизации органов, участвующих в принятии пищи (ротовая полость, внутренние органы) (приложение)
Логоритмика - это активная терапия, построенная на системе физических упражнений, в основе которой лежит связь между словом (речью, музыкой и движением.
Цель логоритмики- преодоление речевых нарушений путем развития. воспитания и коррекции у детей с речевой патологией двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи логоритмики:
-оздоровительные (укрепление костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, моторики);
-образовательные (формирование двигательных навыков и умений, пространственных представлений);
-воспитательные (воспитание и развитие чувства ритма, способности воспринимать музыкальную образность);
-коррекционные (коррекция определенного нарушения в определенном возрасте). (Включаю в свою работу игры С. и Е. Железновых, музыкальные динамические игры с движением Т. А. Лобановой – «Согревалочка»и другие)
Кинезиологическая гимнастика
Расскажу немного о проводимой с детьми кинезиологической гимнастике.
В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа, которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями со стороны психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого.
Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
(Мы используем для работы с детьми такие упражнения «Ушки сильно разотрём…», «Колечко», «Ожерелье мы составим. Маме мы его подарим» и др.)
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы. В нашей фонотеке есть специальный музыка для релаксации. Релаксация нередко сопровождается художественным словом.
Коррекционные технологии
Психогимнастика.
Спокойное состояние нервной системы возвращает ребенку здоровье. (этюды М Чистяковой)
Технологии музыкального воздействия – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Технологии воздействия цветом – Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Аэрофитотерапия – метод профилактики респираторных заболеваний. Аромотерапевтическими свойствами обладают только природные масла. Можно использовать ароматизационные лампы. Нюхательные флаконы, ингаляторы, травяные подушечки ( приложение: список рекомендуемых масел). Мы используем пульверизатор или смачиваем бумажную салфетку и кладём на батарею
В процессе работы собран материал по использованию здоровьесберегающих технологий, разработаны картотеки игр и упражнений, составлены памятки для родителей.
Вывод: Итак, сделаем краткие выводы из всего выше сказанного. Применение здоровьесберегающих технологий в воспитании и развитии детей дает положительный результат. Дети быстрее адаптируются в предметно пространственной среде, к сверстникам и взрослым: у них повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям и двигательная активность. Так же хочется отметить улучшение показателей социального здоровья.
Я думаю, что воспитатели и медицинские работники согласятся, что проблема оздоровления детей – это компания не одного дня и деятельности одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива группы и детского сада в целом. Это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на длительный период. Стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.
Это далеко не все инновационные подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, каждый из вас может их продолжить и умножить.
А что же такое стресс?
Как мы знаем формирование детской психики формируется у детей с раннего возраста.
Стресс является неотъемлемой частью современной жизни. В свое время стресс переживает каждый человек. Если стресс возникает у взрослого человека, то большая вероятность того, что он справится с данной ситуацией без особых проблем и последствий. Стресс у детей протекает немного сложнее.
Стресс возникает у детей после столкновения с чем-нибудь новым, неизвестным. Бороться с этим они не в состоянии, так как у них отсутствует опыт. Механизм стресса у детей заключается в том, что что-нибудь нехорошее, неизвестное, вторгается насильно жизнь малыша и начинает преследовать его в виде страхов и воспоминаний. Очень часто ребенку для того, чтобы справиться со стрессом, необходима помощь родителей, а в некоторых случаях и профессионального психолога.
Симптомы стресса у детей
-Частое проявление негодование и возросшая требовательность;
-Ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В возрасте три-пять лет, малыш может брать в рот пустышку, мочиться в штаны;
-Детские страхи сильно усиливаются.
-Могут появляться дефекты речи;
-На новые обстоятельства или на новых людей у ребенка возникает слезная реакция;
-Ребенок становится гиперактивным или, наоборот, активность снижается;
-У ребенка часто плохое настроение без особых на это причин, он становится агрессивным, нервозным.
Причины возникновения стресса у ребенка
У детей условно можно выделить возрастные причины стресса и причины, связанные с семейной обстановкой. Но эти категории следует рассматривать в совокупности, так как они постоянно переплетаются. У детей всех возрастов могут быть такие общие причины стресса – расставание с близкими людьми, развод родителей, смерть близкого человека, травмы, катастрофы, переезд в новее место жительства, гибель домашнего животного. Так же стресс может вызывать применение насилия, появление в семье нового ребенка.
Причины стресса у детей в дошкольном возрасте:
-Для дошкольников стрессов может быть первое знакомство с социальной средой. Ребенок до этого возраста находится в атмосфере всеобщего восхищения и любви. В его окружении только близкие и родные, которые не чают в нем души. А в возрасте два-три года малыш выходит за рамки своей семьи, начинает общаться со своими сверстниками во дворе или в детском саду.
-Самая частая причина, по которой у дошкольников возникает стресс, это поступление в детский садик. Ребенок находится в состоянии стресса, потому что здесь впервые он остается без родителей, а во-вторых, он вынужден длительное время находится со своими сверстниками, не имея опыта общения с ними. Так же причиной стресса является непривычная обстановка, конфликтные ситуации с воспитателями детского сада или с другими детьми.
-Другие причины стресса у малышей дошкольного возраста – просмотр телевизионной программы, которая содержит любую негативную информацию, посещение больницы, принуждение в детском саду соблюдать режим, боязнь одиночества.
Профилактика стресса у детей в дошкольном возрасте
Чтобы предупредить стрессовые ситуации в дошкольном возрасте нужно позволять детям каждый день находится в тишине. Нужно выключать компьютер, телевизор, радио.
Для профилактики стресса нужно как можно больше общаться с ребенком. Нужно разговаривать с малышом, позволять ему высказывать свое мнение, а так же все, что его беспокоит, делился мыслями и впечатлениями. Если малыша мучают ночные кошмары или страхи, то обязательно следует поговорить с ним об этом и убедить его в том, что он в полной безопасности и ничего не грозит ему. Никогда не нужно смеяться над детскими страхами.
Эмоциональное напряжение у детей, как и у взрослых, необходимо вовремя снимать, чтобы оно не нарушило физическое и психическое состояние. Как известно, основной деятельностью детей является игра. Через игру можно не только развиваться, но и лечиться.
Предлагаем вашему вниманию расслабляющие игры для снятия стресса, которые подходят для деток уже с двух лет. Обратите внимание на то, что упражнения, рассчитанные на младших деток, могут выполнять и старшие.
Игра «Я — море»
Ребёнок ложится на спину и расслабляется. Он — море, спокойное, тихое. Положите на животик ребёнка бумажный кораблик. Когда ребёнок дышит, кораблик, как на волнах, поднимается и опускается. Если ребёнку удастся сконцентрировать взгляд на кораблике, он успокоит своё дыхание сам.
Игра «Ветер и солнце»
Ребёнку нужно представить, что он сидит на открытой полянке и вдруг дует холодный ветер. Малышу становится холодно, он прижимает коленки к подбородку, обхватывает их ручками, стараясь согреться. Ветер утихает, и тёплое, ласковое солнышко согревает ребёнка своими лучами — он расслабился, поднял личико к солнышку. Внезапно — новый порыв ветра… (Действия нужно повторить несколько раз).
Игра «Танец с карандашами»
Для этой игры вам понадобятся большой лист обоев, пара восковых мелков, карандашей или фломастеров (можно разноцветные, спокойная музыка.
Положите ребёнка так, чтобы руки от кистей до плеч лежали на обоях. Дайте ему в руки карандаши. Пусть ребёнок закроет глаза, а когда зазвучит музыка, двигает руками, рисуя в такт мелодии. Через 2-3 минуты выключите музыку и вместе рассмотрите получившиеся рисунки.
Игра «Лимонный сок»
Ребёнку нужно представить, что в правой руке он зажал лимон и выдавливает из него сок. Ладонь сжимается в кулак как можно сильнее. А затем — расслабляется. Повторите то же левой рукой.
Игра «Бабочка замёрзла»
«Поймайте» вместе с ребёнком воображаемую бабочку. Она замёрзла, её можно согреть дыханием. Подуйте на свои раскрытые ладони, а ребёнок пусть дует на свои. Через минуту бабочка согрелась, и теперь её надо отпустить — сдуйте бабочку с ладоней.
Таким образом, ребенок в период адаптации подобен прекрасному и капризному цветку: если не создавать благоприятные условия, не заботиться, не поливать, не рыхлить, он очень чутко реагирует и отвечает на дискомфорт. Важно создавать комфортные условия роста и полноценного развития детей. Дети – это наше будущее, и задача каждого педагога - взрастить здоровое, самодостаточное, позитивное поколение, воспитать полноценную личность - достойного гражданина нашей страны.