Тина Матрёнина
Проект «Волшебная пуговица»
▼ Скачать + Заказать документы
Вы можете стать кем угодно, и никто не заметит этого. Но если у вас отсутствует пуговица, каждый обратит на это внимание.
Э. М. Ремарк
Паспорт педагогического проекта.
Вид проекта : краткосрочный.
Продолжительность проекта : с 25ноября по 6 декабря 2019 года.
Тип проекта : познавательно –творческий.
Участники проекта : дети, учитель –дефектолог, воспитатели, родители.
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность проекта.
Публикация «Проект „Волшебная пуговица“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Пуговицы, пуговки
- Пуговицы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Как известно, не у всех детей в младшей группе получается застегнуть пуговицу. Чтобы поддержать интерес детей к пуговицам, я рассказала о том, что даже такой маленький предмет, как пуговица хранит в себе удивительную историю появления. Так появилась идея моего проекта «Волшебная пуговица». Обычные пуговицы могут выполнять важную функцию: быть средством развития мелкой моторики у малышей, а, следовательно, и вспомогательным материалом для развития речи. Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом.
Цель проекта :
Научить самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы, сформировать у детей представление о многообразии размеров, цвета, форму пуговиц и материалов, из которых они сделаны, привлечь родителей и детей к продуктивному творчеству из пуговиц.
Задачи проекта :
Расширить знания детей об окружающем мире
Познакомить детей с различными видами пуговиц
Учить их классифицировать по цвету, форме и размеру
Развивать мелкую моторику пальцев рук
Развивать познавательную активность, фантазию, творческие способности, образное мышление, коммуникативные навыки;
Воспитывать у детей усидчивость, умение работать в коллективе.
Виды деятельности по теме проекта :
Коммуникативная;
познавательно – исследовательская;
художественно – творческая;
восприятие художественной литературы и фольклора;
трудовая.
Этапы реализации:
I этап – подбор методической литературы, наглядно – дидактического материала;
подготовка презентаций, работа с родителями.
II этап – основной (реализация проекта).
III этап- заключительный, изготовление родителями большого макета новогодней елочки с использованием пуговиц, показ презентации, защита проекта
I –этап Дидактическое обеспечение проекта :
Подбор дидактических, развивающих игры
Игры с пуговицами, с разными видами мозаик.
Составление схем, моделей.
Подбор литературных произведений, презентаций, познавательных мультфильмов по теме.
Консультации для родителей «Блоки Дьенеша в саду и дома»
Памятки для родителей
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, изготовление шаблонов для детей для совместных и самостоятельных игр. Подбор литературных произведений, познавательных мультфильмов по теме.
II-этап, основной :
Беседы с детьми на тему: «Ах, эта пуговица!»
Цель: познакомить детей с классификацией пуговиц, развивать коммуникативные навыки, мышление
Просмотр (мультфильма «Сто пуговиц» (по рассказу Л. Улицкой)
Дидактическая игра: «Пуговичная мозаика» Цель: выкладывание мозаики по образцу и по самостоятельному замыслу;
Привлечение родителей к изготовлению поделок из пуговиц.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, изготовление шаблонов для детей для совместных и самостоятельных игр.
Лепка: «Волшебный цветок».
Цель: развивать воображение, творческий потенциал, мелкую моторику рук.
Чтение стихов о пуговице;
Загадки про пуговицы;
Беседа «Зачем нужна пуговица».
Цель: расширять и обогащать представления детей о быте наших предков, их одежды, развивать наблюдательность, способность анализировать.
Рассматривание пуговиц под лупой. Знакомство с качествами и свойствами материалов, из которых сделаны пуговицы.
Просмотр презентации «Её Величество Пуговица».
Рисование: «Нарисуем пуговицу».
Дидактические игры: «На что похожа пуговица?», «Найди пару»,
Лепка на тему «Моя пуговица»
Дидактическая игра «Застегни и расстегни»
Дидактическая игра «Мозаика из пуговиц» -развивать мелкую моторику, точность движений, сенсорное развитие.
«Выложи узор» - развивать мелкую моторику, внимание, мышление, зрительную память.
Дидактическое упражнение «Какая пуговица» - упражнять детей в описании пуговицы
Восприятие художественной литературы: «Сказки о потерянной пуговице»
Рисование «Придумай и нарисуй свою пуговицу» - развивать внимание, воображение, эстетическое восприятие, творческое мышление.
Учитель-дефектолог:
Игры и упражнения:
«Разложи по цвету»
Цель: развитие восприятия цвета.
«Выложи по увеличению, уменьшению»
Цель: развитие восприятия размера.
«Картинка из пуговиц»
Цель: развитие восприятия формы.
«Волшебный мешочек»
Цель: развитие тактильного восприятия.
«Продолжи последовательность»
Цель: развитие мыслительных операций (последовательность).
«Раздели на группы» (одинаковой формы, одинакового цвета, одинаковой величины)
Цель: развитие мыслительных операций (классификация).
«Сделай фигуру»
Цель: развитие мыслительных операций (синтез).
«Что изменилось?»
Цель: развитие мыслительных операций (анализ).
«Найди отличия»
Цель: развитие мыслительных операций (сравнение).
«Посмотри и запомни»
Цель: развитие памяти.
«Хозяйка», «Муха»
Цель: развитие пространственных представлений.
«Повтори-не ошибись»
Цель: развитие концентрации внимания.
«Вверх-вниз»
Цель: развитие переключения внимания.
III-этап, создание макета большой новогодней елочки для группы, на закрепление навыков пользования пуговицами, создание презентации.
Немного из истории пуговицы.
Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей.
Пуговица» в русском языке имеет то же корень, что и слово «пугать». И ученые считают, что это совпадение не случайно, она служила у нашего народа защитой от темных сил, была оберегом, отпугивающим зло. Для «большей силы» в них подкладывали еще и кусочек металла или круглый камешек, который при движении издавал звук, похожий на звон бубенца.
Доисторические люди скрепляли на себе одежды из звериных шкур при помощи дерева или кости. Позже появились булавки, пряжки, крючки и пуговицы.
В XIV веке пуговицы начали использовать как украшение. Их пришивали на рукав от локтя до манжета, на грудь – от шеи до пояса. Пуговицы изготавливали из золота, серебра, слоновой кости. Они говорили о статусе и богатстве владельца, по ним определялась знатность рода (в зависимости от того, какой рисунок или герб наносился на пуговицу и из какого материала она сделана).
Часто изготовлялись наборы пуговиц, от пяти до тридцати пяти штук на определенную тему: путешествия, сцены колониальной жизни и т. п. Как правило, такие наборы выполнялись на заказ и продавались в шкатулках, обтянутых шелком.
Людей, которые коллекционируют пуговицы, называют филобутонистами. Это увлечение считается абсолютно самостоятельным направлением в коллекционировании
В ходе работы над проектом :
Дети познакомились с историей появления пуговицы, узнали для чего нужна пуговица.
Научились застегивать и расстегивать пуговицы на одежде.
Были проведены занятия по Познавательному развитию, Художественно-эстетическому развитию, конструированию.
Просмотрели познавательные мультфильмы о пуговицах.
Отгадывали загадки о пуговицах.
Создали разнообразные картотеки по теме «Чудо пуговица»
Изготовление презентаций на тему «Волшебная пуговица».
Чтение серии сказок о пуговицах.
Лепили пуговицы, создавали аппликации с пуговицами, выкладывали мозаику из пуговиц
Создан проект «Волшебная пуговица».
Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей.
В ходе работы над проектом достигнуты результаты: повышена познавательная
активности детей. Дети заинтересовались предметам окружающего мира.
Научились устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Познакомились с историей пуговиц, многообразием их форм и материалами из которых изготавливают пуговицы. Научились самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы. Сформировался интерес к коллекционированию.
Была подобрана серия дидактических игр с пуговицами, в которые дети с удовольствием играли. Дети пополнили наш музей рисунками, аппликациями и поделками. Организовали выставку творческих работ родителей и детей. Был сделан уголок творчества. Уровень развития навыков самообслуживания у детей повысился.
Главное, чему научил проект и детей, и взрослых, - это осознание того, что даже самая обычная вещь может хранить в себе удивительное назначение. Ищите, удивляйтесь, открывайте новое!