Александра Тельминова
Проект на тему «Тематический музей «Русская народная игрушка» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Игрушка – неизменный спутник детей с первых дней их жизни. Игрушки всегда были первыми средствами воспитания и развития ребенка, формирования его характера и качеств личности. Именно русская народная игрушка полна традициями национального искусства и приспособлена к игре. Предназначение русской народной игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего возраста познакомить малыша с народной игрушкой.
Публикация «Проект на тему „Тематический музей „Русская народная игрушка“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Игрушки
- Младшая группа
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2024
Актуальность проекта заключается в решении задач духовно-нравственного воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с матрешками, ложками, свистульками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Так же одной из задач является просвещение и вовлечение их в образовательных процесс.
Цель проекта : Расширить представления детей о народной игрушке (матрешке, дымковской игрушке, городецких свистульках, Богородская игрушка).
Задачи:
- Способствовать развитию познавательных интересов детей, сенсорного воспитания, логического мышления, внимания, воображения.
- Разработать план использования экспонатов тематического-музея в образовательной деятельности;
- Развивать творческие способности, фантазию детей при изготовлении поделок;
- Содействовать развитию речи: активизировать и обогащать словарь;
- Активизировать участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды группы, установить доверительный контакт в период адаптации детей;
- укрепление взаимодействия ДОО и семьи средствами музейной педагогики.
Участники проекта : воспитатель группы, помощник воспитателя, дети, родители (законные представители).
Срок реализации: с 29.03.2021г. - 09.04.2021г.
Формы проведения: консультации для родителей, беседы, занятия, дидактические игры, физкультурно-оздоровительная деятельность, чтение стихотворений о русских народных игрушках.
Место расположения мини-музея : групповая комната.
Планируемые результаты:
Дети имеют представления о народных игрушках (матрешках, свистульках, дымковской игрушке и т. д.); у детей появляется бережное отношение к окружающим предметам.
Повысился уровень активности родителей, желание принимать активное участие в жизни группы.
Данная форма работы оказалась интересной как для детей, так и для родителей.
Этапы проекта
Этапы Сроки Различные виды деятельности воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями
Подготовительный Первая неделя Анализ и изучение методической литературы по теме проекта, подготовка материала к проекту (конспекты НОД, дидактические игры и др.);
Беседа с детьми об игрушках наших дедушек и бабушек, о русских народных игрушках;
Рассматривание русских народных игрушек.
Консультация для родителей «Что такое тематический -музей» (приложение 1)
Объявления для родителей об организации тематического – музея.
Предложить детям вместе с родителями выбрать дома экспонаты для музея народных игрушек.
Беседа с родителями о целях и задачах, особенностях тематического – музея в группе.
Основной Вторая неделя Чтение стихотворений о народных игрушках :
«Матрешка»; «У сестричек, у матрешек» и др. «Картотека стихотворений о народных игрушках» (приложение 2)
Комплекс утренней гимнастики (приложение 3)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с матрешками» (приложение 4)
Занятие по рисованию на тему «Украсим матрешкам сарафаны» (приложение 5)
Дидактическая игра «Здравствуйте матрешки!» (приложение 6)
Оформление тематического – музея
в группе совместно с родителями + дети
Заключительный Подведение итогов Презентация проекта тематического музея «Русская народная игрушка»
Фотосессия.
Приложение 1.
Консультация для родителей
«Что такое тематический-музей»
Что означает слово «музей»?
Музей - от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.
Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня тематические-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных организаций.
Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики : предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.
Что такое музей, это понятно. Но что такое тематический-музей в детском саду?
Во-первых, такой музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, тематический-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние тематические-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.
Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские тематические-музеи с начала своего существования были такими. Любой тематический-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же такой музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.
Тематические-музеи в группах позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.
На базе тематических-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками».
Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.
Приложение 2.
Картотека стихотворений о народных игрушках
«Матрешка»
Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна,
Разбираю, собираю, то их восемь, то одна.
Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.
«У сестричек, у матрешек»
У сестричек, у матрешек сарафанчики в горошек.
Разноцветные платочки, нарумяненные щечки.
Веселушки, хохотушки, деревянные подружки.
Любят в прятки поиграть, и попеть и поплясать.
Не нарадуется взгляд, если выстроятся в ряд,
А попрячутся друг в дружку – видишь старшую подружку.
«У детей в ладошках птички,
С виду птички-невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек – те свистят,
Всех в округе веселят.
Милые свистульки эти,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек».
Приложение 3.
Комплекс утренней гимнастики.
Вводная часть.
Ходьба друг за другом, на носках. Легкий бег. Построение в круг.
Основная часть.
Хлопают в ладошки дружные матрешки
(дети хлопают в ладоши)
На ногах сапожки (руки на пояс, выставляют поочередно ногу на пятку вперед,
Топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево-вправо,
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево – вправо).
Приложение 4.
Конспект ООД по Ознакомлению с окружающим миром на тему «Знакомство с матрешками».
Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – «Матрешка».
Задачи:
Образовательные: учить различать по величине матрешек (большая, поменьше, самая маленькая).
Развивающие: развивать внимание, память, активизировать и обогащать словарь ребенка.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к окружающим.
Материалы и оборудование: трехместная матрешка.
Ход занятия:
Воспитатель ставит на стол большую матрешку: «Дети, посмотрите, какая красавица к нам пришла! Это матрешка! Здравствуй, Матрешка!». Дети здороваются с матрешкой, любуются, рассматривают ее.
Воспитатель. Во что одета матрешка? Какого цвета ее сарафан? Платочек?
Воспитатель (удивленно). Что-то она тяжелая. Посмотрите! (Воспитатель дает детям подержать матрешку.) Может быть там что-то спрятано? Давайте посмотрим!
Скажем вместе: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Новую матрешку ставят рядом, дети рассматривают, во что она одета, какая из них выше, какая ниже. Затем воспитатель опять предлагает узнать, не спрятано ли что-нибудь во второй матрешке. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко», и появляется следующая матрешка. Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. Дети ставят матрешек в кружок и играют в игру «Каравай» (и учат матрешек играть).
- А теперь будем играть по-другому. Матрешки будут друг друга прятать. Воспитатель от имени самой маленькой матрешки просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, -отвечает матрешка, -тогда спрячу!» И так до тех пор, пока не спрячутся все матрешки.
В заключении воспитатель спрашивает детей:
- Кто к нам приходил в гости?
- Понравилась ли вам матрешка?
Ответы детей.
Приложение 5.
Конспект ООД по рисованию на тему
«Украсим матрешкам сарафаны».
Цель: продолжать учить правильно держать кисточку, наносить яркие пятнышки, мазки, точки на силуэты сарафанов.
Задачи:
Образовательные: активизировать в речи слова «Матрешка», «Сарафан», «Нарядная», «Веселая».
Развивающие: развивать интерес к выполнению простейших танцевальных движений;
Развивать умение держать правильно спину во время рисования, не наклоняться низко над листом, свободной рукой придерживать лист бумаги.
Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе с материалами, интерес к изобразительной деятельности, эмоциональную отзывчивость на яркие изображения.
Материал: силуэты сарафанов матрешек ( раскрашенных в разные цвета: красные, синие, желтые, зеленые, кисти, краски, игрушка матрешка, магнитофон, диск с плясовой музыкой.
Ход занятия:
Воспитатель. Кто пришел к нам в гости? (Показывает игрушку). (Матрешка).
-Здравствуй, Матрешка!
Воспитатель (за матрешку). Здравствуйте, дети! (дети здороваются).
Воспитатель. Посмотрите, Матрешка пришла к нам в гости не одна, с ней пришли ее сестрички!
- Какие матрешки? (Нарядные, веселые).
- Какого цвета у них сарафаны? (Дети перечисляют цвета, использованные в сарафанах матрешек).
- Что это у матрешек? (Воспитатель показывает на сарафаны матрешек).
- Нарядные матрешки? Веселые? Да, они очень веселые! Вот что они сами о себе говорят:
Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки-невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за ними не успеть!
- Хотите потанцевать с матрешками?
Воспитатель танцует с детьми под музыку или напевает мелодию.
Мы веселые матрешки.
(хлопают в ладошки).
Ладушки, ладушки!
На ногах у нас сапожки.
Ладушки, ладушки!
(Выставляют ноги на пятку, то правую, то левую. Хлопают в ладоши.)
Раскраснелись наши щечки.
(Прикладывают пальчики к щекам.)
Ладушки, ладушки!
(Хлопают в ладоши).
(Держат за воображаемые кончики платков.)
Ладушки, ладушки!
(Хлопают в ладоши).
Сарафаны наши пестры.
Ладушки, ладушки!
(Стоя на месте, поворачиваются из стороны в сторону.)
Мы похожи, словно сестры.
(Наклоняются друг к другу.)
Ладушки, ладушки!
(Хлопают в ладоши).
Воспитатель: «Мы матрешек отыскали, с ними мы потанцевали. А теперь большой матрешке нарисуем мы горошки - желтый, красный, голубой – сарафанчик стал цветной!
- Вы хотите сделать матрешкам подарок? (Да).
- Тогда раскрасьте им сарафаны, чтобы они стали еще наряднее и могли переодеться в новые сарафаны!
- Чем можно украсить сарафаны матрешкам? (цветами, листьями, точками).
- Как можно нарисовать листья? (Посмотрите, можно приложить весь ворс у кисточки, вот так. (Показ приема рисования).
- А как можно нарисовать точки? Самым кончиком кисточки. Вот так (показ).
(Дети рисуют на силуэтах сарафанов мазки всей кистью, между ними – горошки, маленькие точки концом кисти. Воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости оказывает помощь.)
- Что мы с вами нарисовали? (Сарафаны).
- Дети, матрешкам очень понравилось, как вы украсили сарафаны! Молодцы! А вам нравятся сарафаны, которые вы раскрасили? (Ответы детей). Отправим их на выставку. Пусть все полюбуются, а потом подарим матрешкам!
- Нашим гостям пора уходить домой. До свидания, матрешки!
Воспитатель (за матрешек). До свидания, дети!
Дети – «До свидания, матрешки!»
Приложение 6.
Дидактическая игра «Здравствуйте, матрешки!»
Цель: учить соотносить предметы по величине; понимать и использовать в речи слова большая, меньше, самая маленькая матрешка; раскладывать картинки слева направо от большей к меньшей; развивать зрительную память, внимание, умение выполнять задание по подражанию, по словесному указанию; воспитывать вежливость, аккуратность в обращении с картинками.
Материал: три картинки с изображением матрешек (от большой до самой маленькой, «дорожка» (полоска бумаги).
Ход игры: Воспитатель. К нам в гости пришли сестрички-матрешки. Здравствуйте, матрешки! Вот самая старшая, самая большая сестричка-матрешка (воспитатель кладет картинку, вот сестричка-матрешка поменьше, а вот самая маленькая сестричка-матрешка (картинки выкладывает по очереди, по мере рассказа, на «дорожку».
-Кто пришел к нам в гости? (Матрешка).
- Где самая большая (поменьше, самая маленькая) матрешка?
- Какая это матрешка? (Самая большая).
- А эта? (Поменьше)
- А эта? (Самая маленькая)
Затем воспитатель перемешивает картинки.
- Хочешь поздороваться с матрешками? Поставь их на дорожку: сначала самую большую (ребенок выполняет, поменьше (ребенок выполняет, самую маленькую. Поздороваемся с матрешками: «Здравствуйте, матрешки!»