Приложение МААМ

Проект на тему «Тематический музей «Русская народная игрушка» во второй группе раннего возраста

Александра Тельминова
Проект на тему «Тематический музей «Русская народная игрушка» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность

Игрушка – неизменный спутник детей с первых дней их жизни. Игрушки всегда были первыми средствами воспитания и развития ребенка, формирования его характера и качеств личности. Именно русская народная игрушка полна традициями национального искусства и приспособлена к игре. Предназначение русской народной игрушки состоит в том, чтобы ребенок, играя с ней, познавал мир красоты, добра, развивал свое воображение и фантазию. Поэтому так важно с самого раннего возраста познакомить малыша с народной игрушкой.

Публикация «Проект на тему „Тематический музей „Русская народная игрушка“ во второй группе раннего возраста» размещена в разделах

Актуальность проекта заключается в решении задач духовно-нравственного воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с матрешками, ложками, свистульками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Так же одной из задач является просвещение и вовлечение их в образовательных процесс.

Цель проекта : Расширить представления детей о народной игрушке (матрешке, дымковской игрушке, городецких свистульках, Богородская игрушка).

Задачи:

- Способствовать развитию познавательных интересов детей, сенсорного воспитания, логического мышления, внимания, воображения.

- Разработать план использования экспонатов тематического-музея в образовательной деятельности;

- Развивать творческие способности, фантазию детей при изготовлении поделок;

- Содействовать развитию речи: активизировать и обогащать словарь;

- Активизировать участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды группы, установить доверительный контакт в период адаптации детей;

- укрепление взаимодействия ДОО и семьи средствами музейной педагогики.

Участники проекта : воспитатель группы, помощник воспитателя, дети, родители (законные представители).

Срок реализации: с 29.03.2021г. - 09.04.2021г.

Формы проведения: консультации для родителей, беседы, занятия, дидактические игры, физкультурно-оздоровительная деятельность, чтение стихотворений о русских народных игрушках.

Место расположения мини-музея : групповая комната.

Планируемые результаты:

Дети имеют представления о народных игрушках (матрешках, свистульках, дымковской игрушке и т. д.); у детей появляется бережное отношение к окружающим предметам.

Повысился уровень активности родителей, желание принимать активное участие в жизни группы.

Данная форма работы оказалась интересной как для детей, так и для родителей.

Этапы проекта

Этапы Сроки Различные виды деятельности воспитателя с детьми Взаимодействие с родителями

Подготовительный Первая неделя Анализ и изучение методической литературы по теме проекта, подготовка материала к проекту (конспекты НОД, дидактические игры и др.);

Беседа с детьми об игрушках наших дедушек и бабушек, о русских народных игрушках;

Рассматривание русских народных игрушек.

Консультация для родителей «Что такое тематический -музей» (приложение 1)

Объявления для родителей об организации тематического – музея.

Предложить детям вместе с родителями выбрать дома экспонаты для музея народных игрушек.

Беседа с родителями о целях и задачах, особенностях тематического – музея в группе.

Основной Вторая неделя Чтение стихотворений о народных игрушках :

«Матрешка»; «У сестричек, у матрешек» и др. «Картотека стихотворений о народных игрушках» (приложение 2)

Комплекс утренней гимнастики (приложение 3)

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с матрешками» (приложение 4)

Занятие по рисованию на тему «Украсим матрешкам сарафаны» (приложение 5)

Дидактическая игра «Здравствуйте матрешки!» (приложение 6)

Оформление тематического – музея

в группе совместно с родителями + дети

Заключительный Подведение итогов Презентация проекта тематического музея «Русская народная игрушка»

Фотосессия.

Приложение 1.

Консультация для родителей

«Что такое тематический-музей»

Что означает слово «музей»?

Музей - от греч. «museion» - храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня тематические-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных организаций.

Задачи, которые ставит перед собой воспитатель, должны четко согласовываться с основными и неизменными принципами музейной педагогики : предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Что такое музей, это понятно. Но что такое тематический-музей в детском саду?

Во-первых, такой музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, тематический-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Большинство детских садов создают небольшие, уютные, в чем-то даже домашние тематические-музеи. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции. К тому же воспитатель советуется с ними и по вопросу выбора темы. Сотрудникам детского сада необходимо быть и дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся, то детсадовские тематические-музеи с начала своего существования были такими. Любой тематический-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же такой музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как многие дети принимают участие в его создании. Собирание коллекций - занятие увлекательное, и поэтому в мини-музеях немало экспонатов, принесенных воспитателем по собственной инициативе.

Тематические-музеи в группах позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Экспонаты используются для проведения различных занятий, для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора.

На базе тематических-музеев можно организовать кратковременные (часто однодневные) выставки, которые называются «экспресс-выставками».

Экспонаты музея могут, используются воспитателями для работы с детьми для ознакомления с окружающим миром.

Приложение 2.

Картотека стихотворений о народных игрушках

«Матрешка»

Я с таинственной игрушкой заигралась допоздна,

Разбираю, собираю, то их восемь, то одна.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка.

«У сестричек, у матрешек»

У сестричек, у матрешек сарафанчики в горошек.

Разноцветные платочки, нарумяненные щечки.

Веселушки, хохотушки, деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть, и попеть и поплясать.

Не нарадуется взгляд, если выстроятся в ряд,

А попрячутся друг в дружку – видишь старшую подружку.

«У детей в ладошках птички,

С виду птички-невелички,

Только птички не порхают.

В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,

Дети их ко рту подносят,

Дуют в птичек – те свистят,

Всех в округе веселят.

Милые свистульки эти,

Выкрашены ярким цветом,

Деревянные, из глины,

Звук у них певучий, длинный.

Он похож на птичью трель,

На весеннюю капель,

На звенящий ручеек

И на солнечный денек».

Приложение 3.

Комплекс утренней гимнастики.

Вводная часть.

Ходьба друг за другом, на носках. Легкий бег. Построение в круг.

Основная часть.

Хлопают в ладошки дружные матрешки

(дети хлопают в ладоши)

На ногах сапожки (руки на пояс, выставляют поочередно ногу на пятку вперед,

Топают матрешки (топают ногами).

Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево-вправо,

Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево – вправо).

Приложение 4.

Конспект ООД по Ознакомлению с окружающим миром на тему «Знакомство с матрешками».

Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой – «Матрешка».

Задачи:

Образовательные: учить различать по величине матрешек (большая, поменьше, самая маленькая).

Развивающие: развивать внимание, память, активизировать и обогащать словарь ребенка.

Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Материалы и оборудование: трехместная матрешка.

Ход занятия:

Воспитатель ставит на стол большую матрешку: «Дети, посмотрите, какая красавица к нам пришла! Это матрешка! Здравствуй, Матрешка!». Дети здороваются с матрешкой, любуются, рассматривают ее.

Воспитатель. Во что одета матрешка? Какого цвета ее сарафан? Платочек?

Воспитатель (удивленно). Что-то она тяжелая. Посмотрите! (Воспитатель дает детям подержать матрешку.) Может быть там что-то спрятано? Давайте посмотрим!

Скажем вместе: «Матрешка, матрешка, откройся немножко!» Новую матрешку ставят рядом, дети рассматривают, во что она одета, какая из них выше, какая ниже. Затем воспитатель опять предлагает узнать, не спрятано ли что-нибудь во второй матрешке. Дети снова говорят хором те же слова («Матрешка, матрешка, откройся немножко», и появляется следующая матрешка. Выстроив их в ряд по росту, воспитатель обращает внимание на то, что каждая матрешка одета по-своему и что каждая следующая матрешка меньше предыдущей на целую голову. Дети ставят матрешек в кружок и играют в игру «Каравай» (и учат матрешек играть).

- А теперь будем играть по-другому. Матрешки будут друг друга прятать. Воспитатель от имени самой маленькой матрешки просит: «Сестричка, сестричка, спрячь меня!» «А ты скажи, какого цвета на мне платочек, -отвечает матрешка, -тогда спрячу!» И так до тех пор, пока не спрячутся все матрешки.

В заключении воспитатель спрашивает детей:

- Кто к нам приходил в гости?

- Понравилась ли вам матрешка?

Ответы детей.

Приложение 5.

Конспект ООД по рисованию на тему

«Украсим матрешкам сарафаны».

Цель: продолжать учить правильно держать кисточку, наносить яркие пятнышки, мазки, точки на силуэты сарафанов.

Задачи:

Образовательные: активизировать в речи слова «Матрешка», «Сарафан», «Нарядная», «Веселая».

Развивающие: развивать интерес к выполнению простейших танцевальных движений;

Развивать умение держать правильно спину во время рисования, не наклоняться низко над листом, свободной рукой придерживать лист бумаги.

Воспитательные: воспитывать аккуратность в работе с материалами, интерес к изобразительной деятельности, эмоциональную отзывчивость на яркие изображения.

Материал: силуэты сарафанов матрешек ( раскрашенных в разные цвета: красные, синие, желтые, зеленые, кисти, краски, игрушка матрешка, магнитофон, диск с плясовой музыкой.

Ход занятия:

Воспитатель. Кто пришел к нам в гости? (Показывает игрушку). (Матрешка).

-Здравствуй, Матрешка!

Воспитатель (за матрешку). Здравствуйте, дети! (дети здороваются).

Воспитатель. Посмотрите, Матрешка пришла к нам в гости не одна, с ней пришли ее сестрички!

- Какие матрешки? (Нарядные, веселые).

- Какого цвета у них сарафаны? (Дети перечисляют цвета, использованные в сарафанах матрешек).

- Что это у матрешек? (Воспитатель показывает на сарафаны матрешек).

- Нарядные матрешки? Веселые? Да, они очень веселые! Вот что они сами о себе говорят:

Мы матрешки, мы сестрички,

Мы толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за ними не успеть!

- Хотите потанцевать с матрешками?

Воспитатель танцует с детьми под музыку или напевает мелодию.

Мы веселые матрешки.

(хлопают в ладошки).

Ладушки, ладушки!

На ногах у нас сапожки.

Ладушки, ладушки!

(Выставляют ноги на пятку, то правую, то левую. Хлопают в ладоши.)

Раскраснелись наши щечки.

(Прикладывают пальчики к щекам.)

Ладушки, ладушки!

(Хлопают в ладоши).

(Держат за воображаемые кончики платков.)

Ладушки, ладушки!

(Хлопают в ладоши).

Сарафаны наши пестры.

Ладушки, ладушки!

(Стоя на месте, поворачиваются из стороны в сторону.)

Мы похожи, словно сестры.

(Наклоняются друг к другу.)

Ладушки, ладушки!

(Хлопают в ладоши).

Воспитатель: «Мы матрешек отыскали, с ними мы потанцевали. А теперь большой матрешке нарисуем мы горошки - желтый, красный, голубой – сарафанчик стал цветной!

- Вы хотите сделать матрешкам подарок? (Да).

- Тогда раскрасьте им сарафаны, чтобы они стали еще наряднее и могли переодеться в новые сарафаны!

- Чем можно украсить сарафаны матрешкам? (цветами, листьями, точками).

- Как можно нарисовать листья? (Посмотрите, можно приложить весь ворс у кисточки, вот так. (Показ приема рисования).

- А как можно нарисовать точки? Самым кончиком кисточки. Вот так (показ).

(Дети рисуют на силуэтах сарафанов мазки всей кистью, между ними – горошки, маленькие точки концом кисти. Воспитатель следит за осанкой детей, при необходимости оказывает помощь.)

- Что мы с вами нарисовали? (Сарафаны).

- Дети, матрешкам очень понравилось, как вы украсили сарафаны! Молодцы! А вам нравятся сарафаны, которые вы раскрасили? (Ответы детей). Отправим их на выставку. Пусть все полюбуются, а потом подарим матрешкам!

- Нашим гостям пора уходить домой. До свидания, матрешки!

Воспитатель (за матрешек). До свидания, дети!

Дети – «До свидания, матрешки!»

Приложение 6.

Дидактическая игра «Здравствуйте, матрешки!»

Цель: учить соотносить предметы по величине; понимать и использовать в речи слова большая, меньше, самая маленькая матрешка; раскладывать картинки слева направо от большей к меньшей; развивать зрительную память, внимание, умение выполнять задание по подражанию, по словесному указанию; воспитывать вежливость, аккуратность в обращении с картинками.

Материал: три картинки с изображением матрешек (от большой до самой маленькой, «дорожка» (полоска бумаги).

Ход игры: Воспитатель. К нам в гости пришли сестрички-матрешки. Здравствуйте, матрешки! Вот самая старшая, самая большая сестричка-матрешка (воспитатель кладет картинку, вот сестричка-матрешка поменьше, а вот самая маленькая сестричка-матрешка (картинки выкладывает по очереди, по мере рассказа, на «дорожку».

-Кто пришел к нам в гости? (Матрешка).

- Где самая большая (поменьше, самая маленькая) матрешка?

- Какая это матрешка? (Самая большая).

- А эта? (Поменьше)

- А эта? (Самая маленькая)

Затем воспитатель перемешивает картинки.

- Хочешь поздороваться с матрешками? Поставь их на дорожку: сначала самую большую (ребенок выполняет, поменьше (ребенок выполняет, самую маленькую. Поздороваемся с матрешками: «Здравствуйте, матрешки!»

Публикации по теме:

«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей«Русская народная глиняная игрушка». Региональная особенность руками детей В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием.

Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии «Русская народная игрушка»Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии «Русская народная игрушка» Фотоотчёт об интегрированном музыкальном занятии "Русская народная игрушка" Русская национальная культура, традиции и искусство народов.

Мини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возрастаМини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возраста Мини-музей «Народная игрушка» для детей старшего дошкольного возраста. «Человек,не знающий своего прошлого,не знает ничего (народная мудрость).

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект на тему «Тематический музей «Русская народная игрушка» во второй группе раннего возраста
Опубликовано: 24 сентября 2024 в 11:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект на тему «Тематический музей «Русская народная игрушка» во второй группе раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Александра Тельминова (УИ 3150079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД