Марина Морозова
Проект «С юбилеем, любимый город!»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«С юбилеем, любимый город!»
Описание проекта
Воспитание у дошкольников любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Публикация «Проект „С юбилеем, любимый город!“» размещена в разделах
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», утвержденная Правительством РФ постановлением от 30 декабря 2015 г. № 493 МОСКВА направлена на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества.
Приоритетной задачей стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года " Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва " в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
На основании вышесказанных документов, можно сделать вывод, что воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Поэтому работа по данному направлению должна вестись систематически, планомерно, с раннего детства, во всех группах, в разных видах деятельности. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою страну, город, край, необходимо показать их с привлекательной стороны, чтобы вызвать чувство восхищения и гордости.
Образовательный проект «С юбилеем, любимый город!» направлен на углубление и закрепление знаний о родном городе. В ходе реализации проекта дети приобретут знания о прекрасных местах нашего города, познакомятся с историей города, его символикой, достопримечательностями, известными людьми.
Исходя из этого, работа нашего дошкольного учреждения, в рамках проекта, включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду взрослых;
- развитие интереса к традициям и промыслам города;
- знакомство детей с символами города (герб, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного города;
Актуальность проекта
В процессе работы с детьми по расширению представлений о городе Дзержинске, мы сталкиваемся с тем, что дети испытывают дефицит знаний о родных местах. Также вызывает трудность работа по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями.
Эта проблема становится ещё более актуальной, когда выясняется, что и родители не всегда владеют знаниями об истории своего города.
Таким образом, целесообразно патриотическое воспитание детей организовывать во взаимодействии дошкольного учреждения и семьи, одновременно с детьми и родителями.
На основании выше изложенного и в связи с юбилеем города Дзержинска, у нас появилась возможность составить план работы с детьми и родителями по данному направлению. Возникла идея написания проекта «С юбилеем, любимый город!».
Объект проекта
Познавательная деятельность детей в процессе ознакомления с городом Дзержинском.
Предмет проекта
Совокупность методов и приемов и средств, направленных на развитие творческой инициативы и самостоятельности в процессе ознакомления с родным городом.
Цель проекта : формирование представлений дошкольников о родном городе.
Задачи проекта :
Ознакомление детей с историей родного города, его месторасположением, достопримечательностями, культурой, традициями;
Формирование представлений детей о труде жителей города (химиков, основных профессиях нашего города;
Формирование экологической культуры у детей и их родителей;
Активизация и расширение словарного запаса дошкольников;
Воспитание нравственно-патриотических качеств: гордость, желание сохранить и приумножать богатства своего родного края и страны.
Время выполнения проекта : 23 по 31 марта.
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ.
Необходимые материалы: художественная литература о городе, презентации о Дзержинске, дидактические игры и пособия
Предполагаемый продукт проекта : Создание мини - книги «Мой Дзержинск» (рисунки детей).
Макет «Моя улица», «Мой любимый детский сад».
Содержание проекта :
Для реализации проекта нами была выполнена система определенных мероприятий:
• Социально-коммуникативное развитие – сюжетно – ролевые игры «Семья», «Путешествие по городу», «Строители», «Водители» (воспитатели групп); игры на взаимодействие «Такси», «Экскурсоводы» (педагог-психолог).
Дидактические игры:
«Собери герб Дзержинска».
«Собери из разрезанных картинок виды нашего города».
«Угадай, где я нахожусь».
«Путешествие по карте»,
«Разные дома»,
«Выложи из палочек».
• Познавательное развитие – беседы:
«История города Дзержинска»
Цель: Обогащать и расширять знания детей об истории родного города Дзержинска. Познакомить со значением слов: «растяпа», «химия». Познакомить детей с основными продуктами пищевой и химической промышленности города Дзержинска. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать интерес к истории нашего города. Формировать уважительное отношение к людям труда.
«Достопримечательности города Дзержинска»
Цель: Формировать чувство ответственности за малую Родину и уважения к предкам; познакомить с гербом и флагом города; воспитывать любовь к родному городу, уважение к людям, создавшим культурные достопримечательности города; формировать умение выражать свои мысли.
«Экскурсия в музей ДОУ»
Цель: Продолжать знакомить детей с памятными местами нашего города; учить правилам поведения; воспитывать чувство гордости и патриотизма.
«Улицы нашего города»
Цель: вспомнить с детьми, что в городе много улиц, у каждой есть свое название, а у дома – есть свой номер.
«Символы нашего города»
Цель: ознакомление детей с символами родного города – гербом, флагом, гимном. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам.
«Заводы нашего города»
Цель: Закрепить знания детей об истории возникновения своего города, с предприятиями родного города.
«Известные дзержинцы» (воспитатели групп).
Цель: Познакомить с некоторыми выдающимися людьми, прославившими город Дзержинск.
Викторина «Что мы знаем о нашем городе»
Цель: Обобщить, систематизировать и расширить знания детей о родном городе, его улицах. Закрепить умение правильно называть свой адрес (название города, улицы, номер дома и квартиры). Закреплять навыки узнавания знакомых мест по фотографиям. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, родному городу.
• Речевое развитие
Развитие речи «Мой город».
Цель: Продолжать учить детей составлять описательные рассказы по памяти, совершенствовать навыки монологической речи.
Художественная литература:
Чтение стихов о Дзержинске и Нижегородском крае (Л. Егошина).
В. Маяковский «Кем быть», С. Баруздин «Кто построил этот дом».
• Художественно-эстетическое развитие –
Аппликация «Архитектура нашего города»
Цель: Расширять представление у детей об архитектуре нашего города. Учить передавать в симметричное строение нашего фонтана в работе, дополняя ее необходимыми деталями. Развивать творческое воображение.
Лепка «Площадь Героев»
Цель: Расширять представления детей о памятнике героям. Воспитывать патриотические чувства – любовь к Родине и гордость за Отечество. Отрабатывать и закреплять разнообразные приемы лепки (из целого куска и по частям). Развивать творческое воображение.
Рисование «Город Дзержинск вечером»
Цель: Продолжать формировать представление об архитектуре родного города Дзержинска. Учить передавать в рисунке образ вечернего города - дома светлее неба, в окнах горят разноцветные огни. Развивать чувство композиции, цвета.
Рисование «Мой любимый город»
Цель: Расширять представления детей о родном городе Дзержинске. Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города. Формировать умение передавать в рисунке образ города в любое время года. Развивать творческое воображение, чувство композиции, цвета.
Конструирование «Наш город»
Цель: Продолжать учить детей сооружать постройки по схеме; учить анализировать постройку, выделяя основные части, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга. Развивать способность различать и называть строительные детали (кубик, брусок, пластина, кирпичик, конус, цилиндр). Упражнять в пространственном моделировании; приобщать к совместной деятельности – умению объединятся в небольшие группы; побуждать к речевому и игровому общению; развивать мышление, конструкторские навыки, умение выполнять творческие задания.
Конструирование из бумаги «Дома»
Цель: Формировать умения следовать устным инструкциям. Обучать различным приемам работы с бумагой. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Воспитывать интерес к искусству оригами.
Виртуальные экскурсии по театрам Дзержинска (музыкальный руководитель).
• Физическое развитие – совместное развлечение «Путешествие по городу» (Младший дошкольный возраст, квест «По улицам Дзержинска» (старший дошкольный возраст) (инструктор по физической культуре, педагог-психолог, музыкальный руководитель).
Итоговыми мероприятиями явилось проведение квеста «По улицам Дзержинска», выставка фотографий «Любимые места» (все возраста, выставка рисунков «Подарок городу Дзержинску».
В ходе реализации проекта мы взаимодействовали с:
- Библиотека им. А. С. Пушкина;
- Туристическая компания «Альтаир».
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
- Беседы о Дзержинске,
- Разработка ОД,
-подбор детской художественной литературы для чтения, для заучивания стихотворения наизусть,
- изучение методической литературы по теме проекта,
-подбор наглядного материала по теме.
- Проведение образовательной деятельности,
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений,
-проведение дидактических, сюжетно-ролевых и подвижных игр,
-рисование по теме проекта,
-рассматривание картин, иллюстраций, составление рассказов по ним и из личного опыта,
- слушание гимна Дзержинска,
- проведение серии занятий о городе (Библиотека им. А. С. Пушкина,
- Экскурсия по городу (туристическая компания «Альтаир»)
- Выставки фотографий и рисунков,
- Викторина «Что мы знаем о городе»
- Квест «По улицам Дзержинска»
Список литературы:
Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей : Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
Ребенок в детском саду 2005/05 с. 38 «Нравственно патриотическое воспитание» Е. Г. Михайлова.
Интернет ресурсы.