Нина Румянцева
Проект «Пришла коляда — отворяй ворота» для детей подготовительной группы комбинированного вида
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Пришла коляда – отворяй ворота!» для детей подготовительной группы.
Составили: воспитатели Румянцева Н. Ю., Жидкова Е. В., музыкальный руководитель Виноградова Е. А.
Темочки:
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Актуальность проекта : Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала, так как это «область духовной культуры человечества, которая выражая мировоззрения народных масс, объективно представляет собой образно –художественное отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа. С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: краткосрочный, одна неделя с 14.01 – 18.01.
Тип проекта : творческий, познавательно-информационный, развлекательный.
Цель проекта :
Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.
Задачи для детей :
Поддержать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками и самим принять участие в «колядовании»
Разучить музыкальный фольклорный материал, использовать в повседневной жизни;
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Задачи для родителей:
Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным праздником «Рождественские Святки».
Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным русским обычаям, традициям, фольклору и костюму.
Задачи для педагогов:
- Создание сценария праздника, подбор музыкального материала.
- Создание среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
- Пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-творческой деятельности детей.
1-этап. Подготовительный.
Подбор материалов.
Скачивание из Интернета:
• Народные игры для детей и взрослых.
• Репродукции картин Елизавета Меркурьевна «К празднику Рождества Христова», К. Е. Маковский «Святочные гадания», Б. Кустодиев «Крещенское водосвятие».
Подбор литературы:
• Колядки, загадки, скороговорки, небылицы.
• П. Н. Воздвиженский «Рождество Христово», Н. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка», Е. Санин «Рождественский ангел».
Подбор музыкальных произведений и разучивание текстов песен, колядок.
Подготовка материалов для организации творческой и познавательно – исследовательской деятельности:
• Костюмы, платки, шапочки для ряженых;
• Деревянные ложки, бубны, маракасы;
• Изготовление макета «Вертепа», Вифлеемской звезды, декораций деревенской избы.
• Атрибуты для игр: клубочек, шапочка «Пирога»
Составить сценарий музыкального развлечения «Пришла коляда – отворяй ворота!»
2-й этап. Основной. Интеграция в образовательные области.
Образовательная область «Окружающий мир».
• Ознакомительная беседа о значении, обычаях праздника «Рождество Христово» и следующей за ним Святочной недели.
• Ответить на вопросы: «Что такое Святки?», «Как праздновали Святки в старину?», «Кто такие колядовщики?», «Что значит колядовать?»
Образовательная область «Речевое развитие», «Чтение художественной литературы».
• Чтение и заучивание колядок, небылиц, скороговорок;
• Чтение П. Н. Воздвиженский «Рождество Христово», Н. Рутенин сказка «Рождественская ёлочка», Е. Санин «Рождественский ангел».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие».
• Изготовление «Вертепа»(коллективный труд)
• Аппликация «Вифлеемская звезда»
• Музыка. Разучивание песен «Рождество Христово празднуем», р. н. п. «Пришли колядки», «Белый снег».
Образовательная область «Коммуникация». Разучивание п\и «Пирог», р. н. и «Клубочек», «Уж я улком шла».
3-ий этап. Заключительный.
1. Итоговое занятие – развлечение «Пришла коляда – отворяй ворота!»
2. Колядование по группам детского сада.
3. Чаепитие.
Работа с родителями.
1. Спонсорская помощь родителей в приготовлении пирога к чаю.
2. Рекомендации по проведению бесед с детьми о праздниках «Рождество Христово», «Святки».
3. Заучивание стихов и песен, колядок.
Приложение.
Сценарий занятия – развлечения «Пришла коляда – отворяй ворота!»
Сценарий развлечения «Пришла коляда – отворяй ворота!»
Под песню «Яркая звёздочка» дети в русских нарядных костюмах входят в зал и встают в шахматном порядке (парами, тройками)
Вед. Наступило Рождество
Долго ждали мы его
Святки празднует народ:
Веселится и поёт.
Песня «Рождество Христово празднуем»
Вед. В этот зимний вечерок
Вьется над трубой дымок,
Месяц светится над ней,
А в избе полно гостей.
Здесь и красны девицы,
Раскрасавицы – сестрицы,
Добры молодцы кругом,
И хозяйка за столом.
Посиделки здесь у нас,
Мы сюда позвали вас
Поиграть, повеселиться,
В русский пляс с душой пуститься,
Раз – два, раз – два, начинается игра!
Р. н. м. «Ах, вы, сени» Игра с клубочком.
Дети поют: Встанем вместе мы в кружок,
Будем мы катать клубок,
У кого клубок замрет,
Тот для нас плясать пойдет.
Вед.
Ох, любят же у нас под Новый год колядовать. Целую ночь по всем дворам Бога славят, хозяев тешат.
Р. н. песня «Пришла коляда»
Вед.
А помните ли вы традиции коляды? Во время колядования жители села ходили по дворам, стояли под окнами, испоняли особые величальные песни, называемые по их припеву «колядками».
Колядное величание – это, прежде всего, пожелание небывалого, сказочного, благополучия и богатства в семье.
Одаривание при колядовании не просто плата, а обряд,обеспечивающий удачу семьи в наступившем году. Самым весёлым развлечением на колядках было «ряжение»
Вед. У меня для вас есть интересная игра, она про сказки, называется «Добавлялки». Поиграем?
Игра «Добавлялки»
Вед.
1. ОК- ОК-ОК- покатился (колобок)
2. СУ-СУ-СУ- петушок прогнал (лису)
3. ЦО-ЦО-ЦО—снесла курочка (яйцо)
4. ЙОК-ЙОК ЙОК – не садись на (пенёк)
Ребёнок.
Под покровом ночи звёздной
Дремлет русское село.
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело.
Песня «Белый снег»(дети стоят в кругу)
Вед.
Ох, на улице мороз! Пока колядовщики холодили по дворам, они замёрзли. Кто же их согреет, если не сами себя? Поиграем в игру «Уши замёрзли».
Ход игры.
Вед. Говорит: «У нас замёрзла правая рука» После этого каждый участник берёт своего соседа за правую руку и продолжает двигаться по кругу.
Звучит мелодия «Бубенцы».
Вед. Продолжает: «У нас замёрзла левая нога»
Вед. продолжает: «У нас замёрзла левая нога»…
«…уши….»
«…. правое плечо…»
«… правый мизинчик….»
«…левое колено….»
Дети садятся на стулья.
Выходят два ребёнка.
Хором. Пришла коляда!
Отворяйте ворота!
Встречайте гостей со всех волостей!
1 реб.
К вам на святки
Идут колядки…
2 реб.
Здравствуйте! С Новым годом, со всем родом!
Чтоб здоровы были, много лет жили!
Вместе.
Желаем вам счастья, здоровья!
Песня «Коляда»
Приходила коляда
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому куричья нога…
Овин с овсом,
Жеребца с хвостом!
Коляда – моляда прикатила молода!
Несколько детей ведут козу и говорят:
Дети: Мы не сами идем,
Мы козу ведем.
Где коза ходит,
Там земля родит.
(Коза садится в кругу)
Все : Коза, вставай!
Коза.
Ме-е-е!
Все: Коза, вставай!
Коза: Ме-е-е!
Все. Коза, вставай!
Коза. Решето овса!
Наверх колбаса!
Да три куска сала,
Чтоб коза встала!
(Все смеются, выносят горшок с ложкой, подают козе, она «ест»)
Реб.
Нашей козе не много надо,
Корец гречки на перепечки,
Да корец овса на конце хвоста.
Коза встаёт, всех «бодает», грозит кулаком и сразу уходит.
(Дети бегут на стульчики)
Вед. В этот праздник такой долгожданный и прекрасный всегда пекли пироги.
-- Коляда, коляда,
Ты не хочешь пирога?
Игра «Пирог!
Ход игры.
Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине водящий «пирог»
Все говорят (поют)
Он такой высоконький,
Он такой широконький
Он такой мяконький
Режь его, да ешь!
(После этих слов бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов» (дети сели на стулья)
Вед. Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег с полтину.
Вед. Ребята, посмотрите, какой у нас чудесный праздничный пирог со свечами. Давайте загадаем желание и задуем свечи, чтобы оно сбылось
(Дети встают вокруг ведущего, загадывают, дуют и встают в полукруг)
Вед. Вот и закончились наши посиделки. Поздравляем всех с праздником!
Звучит песня «Торжествуйте, веселитесь!»
Вед. предлагает пойти коледовать в группы детского сада. А в своей группе угощаются пирогом.