Инна Касаева
Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5–6 лет «Почемучка»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет «Почемучка»
Период реализации: 1 неделя
Возраст участников: дошкольники старшего возраста
Воспитатель: Касаева И. О.
Декабрь, 2020 год
Актуальность:
Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественнонаучных представлений. В своей работе в этом направлении приоритет отдаю опытам, экспериментам, самостоятельной поисковой деятельности детей.
Темочки:
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Исследовательская, поисковая активность - это естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира : рвет и комкает бумагу и смотрит, что из этого получится; проводит опыты с разными предметами; мешает песок с водой на участке, бросает камешки в лужу, измеряет глубину снежного покрова и т. д. Все это - объекты исследования.
Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными; при выборе объекта исследования; при поиске метода его изучения; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения - представление результатов, полученных в исследовании, что в свою очередь приведет их к интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Проблема: сегодня в дошкольном образовании особенно строго стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность равноценно влияет на развитие личности ребенка способную к саморазвитию и самосовершенствованию, так же как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Поисково– исследовательская деятельность – это не изолированный от других вид деятельности. Она тесно связана со всеми видами деятельности : наблюдением, трудом, речью, экспериментированием и др. Основные методы и формы обучения подчинены решению этих задач.
Новизна: взаимодействия педагога с родителями по формированию познавательных интересов детей в познавательно-исследовательской деятельности как одной из составных условий успешности в жизни.
Гипотеза: использование методов исследовательского обучения в детском саду способствует развитию познавательных процессов и повышению умственных способностей детей дошкольного возраста.
Цель: развитие познавательных интересов, любознательности, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с родителями законными представителями.
Задачи:
организовать РППС группы по познавательно – исследовательской деятельности;
развивать интерес детей к исследовательскому поиску;
стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;
организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников;
развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
формировать опыт соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Тип проекта : познавательно - исследовательский.
Объект исследования: исследовательская деятельность детей старшей группы.
Общие сведения о проекте :
Место реализации: МБДОУ № 83
По методу информационно – практический
По содержанию педагогический
По продолжительности: Краткосрочный (1 неделя)
По форме реализации: групповой
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатель
Возраст детей: 5-6 лет
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Области интеграции: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предполагаемые результаты:
Создание развивающей предметно – пространственной среды в группе - оформление уголка по экспериментированию;
Формирование у детей предпосылок познавательно – исследовательской деятельности, активное участие в экспериментировании, заинтересованное участие детей в образовательном процессе.
Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
Рост уровня любознательности, наблюдательности.
Активизация речи детей, пополнение словарного запаса новыми понятиями. Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.
Методы проекта :
игровой;
творческий;
проблемное общение;
проблемно-поисковый;
опытно – экспериментальный;
использование ИКТ;
развивающие игры.
Этапы реализации проекта :
1 этап - информационный:
определение темы проекта, формулировка цели, определение
задачи проекта;
проработать и подобрать методическую литературу по данной
теме;
подготовить картотеку опытов и экспериментов, в соответствии
с возрастом детей;
организация развивающей среды в группе - оформление уголка
по экспериментированию;
провести наблюдения с детьми природных явлений в реальной
жизни;
анкетирование родителей. Оформление консультативного
материала для родителей.
дать рекомендации родителям проводить опыты и исследования
с детьми в домашних условиях.
подбор наглядно-дидактических пособий, методического и
демонстрационного материала, детской художественной литературы.
подбор оборудования и материалов для оснащения центра
экспериментальной деятельности.
разработка циклов НОД.
2 этап - содержательный.
Реализация запланированных мероприятий.
Привлечение родителей к участию в проекте.
Образовательная деятельность по реализации проекта планировалась в соответствии с ФГОС ДО, т. е. с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, применялась интеграция образовательных областей:
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие НОД :
Вещество. Вода и ее свойства»;
«Воздух - невидимка».
Беседы:
«Откуда берется ветер?»;
«Зачем звери меняют шубку?»;
«Почему все звучит?»
«Где работает воздух?»
«Что растворяется в воде?».
Опыты и эксперименты:
«Чем пахнет вода?»;
«Живой кусочек»;
««Свойства мокрого песка»;
«Как спрятать воздух?»;
«Тонет - не тонет».
Презентации:
«Путешествие маленькой капельки»;
«Воздух - невидимка».
Наблюдения:
«Почему падают листики с дерева?»;
«Рост и развитие растений».
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»;
С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете»;
Рассказ М. Дружинина «Супер - железяка»;
Детская энциклопедия «Все обо всем»
Социально – коммуникативное развитие Дидактические игры:
«Определи на ощупь»;
«Что изменилось?»;
«У кого колечко?»;
«У кого какие детки?»;
«Назови форму»;
«Угадай на вкус»;
«Отгадай по запаху»;
«Достань камешек».
Сюжетно – ролевые игры:
«Купание куклы – «неряшки»;
«Оденем Машу на прогулку»;
«Лаборатория Почемучки».
Магнитные и настольные игры:
«Лото»;
«Что из чего сделано»;
«Почемучка».
Ирга - драматизация:
«Теневой театр».
Трудовая деятельность :
«Уход за комнатными растениями»;
«Уборка рабочего инвентаря после использования».
Художественно-эстетическое развитие Оригами:
«Лодочка»
«Физическое развитие» Артикуляционная гимнастика:
«Ветерок»;
«Горка закрывается — открывается»;
«Подуй на чёлку!»;
«Грибок».
Пальчиковые игры:
«Прогулка»;
«Капель».
Физкультминутки:
«Во дворе стоит сосна».
Подвижные игры:
«Удочка»;
«Совушка»;
«Коршун и наседка»;
«Гори, гори ясно!».
Оснащение развивающей предметно – пространственной среды:
Примерное оборудование для исследовательской деятельности :
Различные ёмкости;
Мерные ложки, воронки разного размера;
Перчатки, фартуки, головные уборы;
Пластиковые трубочки;
Деревянные лопаточки;
Пластиковые контейнеры;
Приборы - помощники: (увеличительные стекла, весы, песочные весы,
компас, магниты, телескоп, лупы, песочные часы, фонарик, свечи и др.);
Пластиковые разноцветные стеклышки;
Медицинские материалы (пипетки, мерные ложки, шприцы и т. д.);
Кинетический песок;
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;
Серии картин с изображением природных сообществ;
Журналы наблюдений.
Материалы для исследования:
Пищевые материалы: соль, сахар, чай, мука.
Природные материалы: камешки разной величины, ракушки, каштан, шишки, жёлуди, кора деревьев, семена, мел, листочки, и т. д.
Бросовый материал: различного вида и цвета бумага, вата, салфетки,
нитки, резина, поролон, кусочки ткани, и т. д.
Правила безопасности:
Работа под наблюдением взрослого;
Сначала спроси - потом экспериментируй;
Вещества для экспериментов брать ложечкой;
Не брать в рот ничего;
Не трогать глаза грязными руками.
Работа с родителями:
Всем известно, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Совместно с родителями мы стараемся многое сделать для развития детей, используя естественные ситуации (по дороге домой или в детский сад, дома на кухне, в магазине, на прогулке). Детям очень интересны совместные занятия и мероприятия с родителями, с целью развития совместных интересов предложили родителям провести дома с детьми ряд опытов и исследований, ответить на некоторые вопросы, например: «Кому нужна вода- и ее роль в нашей жизни?», «Где можно найти воду дома, в природе?» и т. д. Именно поэтому, привлекаем родителей к совместному решению данных вопросов, используя следующие формы:
анкетирование «Детское экспериментирование в семье»;
родительского собрания на тему: «Как прекрасен этот мир, посмотри!»
домашнее задание по подготовке к проекту : «Значение поисково – исследовательской деятельности в развитии ребёнка» (представление презентаций);
привлечь родителей к созданию познавательно- исследовательской среды;
консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».
3-этап - заключительный.
Презентация проекта;
Вывод:
На протяжении реализации проекта дети, родители, воспитатель находились в тесном контакте. Они так же, как и дети были заинтересованы участием в проекте, выполнением домашнего задания, и с гордостью делились результатами своих исследований. Наш проект заинтересовал и привлек более 70% родителей.
Поэтому можно сделать вывод о том, что экспериментальная или познавательно – исследовательская деятельность может служить средством развития познавательных способностей для саморазвития дошкольника.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества
И в заключении хочу отметить, что работая в системе по внедрению познавательно - исследовательской деятельности в группе, дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство детей инициативны и активны в общении, установился тесный контакт с родителями. Все это создает хорошую почву для развития любознательности и сенсорных представлений у детей.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.
Используемая литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,
2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2005.
3. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников».2016г.
4. Л. И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ», 2012г.
5. Использование интернет ресурсов.