Анна Симора
Консультация для воспитателей «Образовательная область «Познавательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОКЛАД по теме
«Образовательная область «Познавательное развитие»
Маленький ребенок по сути своей – «большая почемучка». Он все хочет
знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А
от того, сколько разного и интересного ребенок увидел, зависит то, какими
знаниями он будет обладать.
Темочки:
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
Что дает познавательная деятельность?
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу ребенка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание. Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе ребенок познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками. В результате этого активизируются психические и волевые процессы, развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому педагоги должны четко придерживаться разработанных критериев.
Что такое ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно:
к объему образовательной программы и ее структуре;
к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты
программы;
к полученным результатам, которых смогли добиться учителя -
логопеды, учителя - дефектологи, воспитатели, обучающие дошкольников.
Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего
образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и
вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ.
ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались
конспекты занятий, направленные на познавательное развитие
дошкольников.
Задачи познавательной деятельности
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ преследует следующие задачи:
Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов
ребенка.
Формирование действий, направленных на познание окружающего
мира, развитие сознательной деятельности.
Развитие творческих задатков и воображения.
Формирование знаний о самом себе, других детях и людях,
окружающей среде и свойствах различных предметов.
Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер,
количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и
следствие.
Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие
культурные ценности.
Даются представления о национальных праздниках, обычаях,
традициях.
Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме
для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного
мира и работают с местными экземплярами.
Формы работы по развитию познавательной деятельности
Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их
возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и
окружающего пространства. Мы, воспитатели, стараемся так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в
ДОУ, относятся:
личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
применение различных дидактических заданий и игр;
использование приемов в обучении, которые помогают в становлении
у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи,
пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются
своеобразные игры. Познание через игру, так как игра в дошкольном
возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без
игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с
предметами. На этом строится работа педагогов по познавательной
деятельности.
Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится
зарядка, артикуляционная гимнастика, гидромассаж.
После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке.
Во время экологических игр развивается активность и любознательность.
Во время прогулки воспитатель использует подвижные игры, проводит наблюдение за природой и ее изменениями.
Игры, основанные на природных объектах, помогают
лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет,
систематизирует знания, обогащает словарный запас.
В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно.
Каким хотят видеть своего ребенка родители?
В разное время данный вопрос имел разные ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А сомнения в итоге приводят к собственному выводу.
Главное - научить малыша сомневаться в собственно знаниях, в их способах получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче. Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну - и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без сомнения.
По-современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать знания "на блюдечке". Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это только запомнить. Но по рассуждать, поразмышлять и прийти к
собственному выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к
творчеству, самореализации и, соответственно, независимости и
самодостаточности. Как часто нынешние родители слышали в детстве, что
они еще не доросли, чтобы спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите
детей высказывать свое мнение, сомневаться и искать ответ.
Познавательное развитие в ДОУ по возрастам
С возрастом у ребенка меняются возможности и потребности.
Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для
детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими
исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без лишних деталей.
Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы становятся более
многогранными, и большее место начинают занимать образные игрушки,
помогающие развитию воображения. Часто можно увидеть ребенка,
играющего с кубиками и представляющего их машинками, потом строящим
из них гараж, который потом становится дорогой. В более старшем возрасте
предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль отводится
знаковым предметам. Образно-символический материал выходит на первый
план после 5-ти лет.
А как же малыши? Особенности познавательного развития у двух–
трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей
обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими,
простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к
примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с
игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать
вещами, подражая маме или папе.
Средняя группа
Познавательное развитие в средней группе предполагает продолжение
расширения представлений о мире, развитие словарного запаса. Необходимо
наличие сюжетных игрушек и бытовых предметов. Группа оборудуется с
учетом выделения необходимых зон: музыкальная, природный уголок, зона
книг, место для игр на полу. Весь необходимый материал размещается по
принципу мозаики. Это значит, что используемые детьми предметы
располагаются в нескольких отдаленных друг от друга местах. Это
необходимо, чтобы дети не мешали друг другу. Познавательное развитие в
средней группе предполагает и самостоятельные исследования детей. Для
этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой раскладывается материал
о холодном времени года в доступных детям местах. Это могут быть книга,
карточки, тематические игры. В течение года материал меняется, чтобы дети
каждый раз получали новую порцию идей для размышления. В процессе
изучения предоставленного материала малыши исследуют окружающий мир.
Не забываем об эксперименте
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование
экспериментов и опытов. Их можно проводить в любой режимный момент:
во время умывания, прогулки, игры, занятий. При умывании легко объяснять
детям, что такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась
грязь. Детки сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно
сравнивать воду. Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи
пить нельзя, а из крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а
бывает «грибной», когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и
податливы. Давайте им пищу для размышления. Темы по познавательному
развитию выбираются с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши
изучают свойства предметов, то более старшие дошколята уже способны
понять устройство мира.