Татьяна Бабенко
Проект «Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии и Чувашии»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта :
Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них ребенок осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.
Публикация «Проект „Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии и Чувашии“» размещена в разделах
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Чувашия. Чувашская Республика
- Чувашские народные игры
- Темочки
Народные подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
Цель проекта :
-приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре древних народов, населяющих территорию республики, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям;
-формировать интерес к истории культуры, желание изучать культуру коренных народов;
-воспитывать чувство уважения и понимания труда и таланта народов Мордовии и Чувашии.
-формировать у детей интерес и ценностное отношение к чувашским и мордовским народным играм через физическое воспитание.
Задачи:
-изучить этнографическую, этнопедагогическую и научно-художественную литературу;
-собрать и систематизировать дидактический материал в группе;
-составить план, разработать занятия;
- систематизировать сведения о труде жителей Мордовии и Чувашии;
-формировать уважение к традициям и обычаям;
-знакомить с устным народным творчеством;
-знакомить детей с национальными особенностями физического воспитания (игры и упражнения на воздухе, народные игрища).
-обогащать содержание двигательной деятельности ребенка чувашскими и Мордовскими подвижными играми.
-развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию)
-приобщать детей и родителей к народным играм.
Сроки реализации проекта :
сентябрь-октябрь(2014)г. г.
Средней продолжительности.
Пути реализации:
-подбор народных подвижных игр на русском, чувашском и мордовском языках;
-широкое использование истинно-народных старинных игр, подвижных игр, адаптированных к современным условиям.
-разработка цикла физкультурных занятий на основе подвижных чувашских и мордовских игр, сюжетов народных сказок и легенд для старшей группы;
-организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев.
Ожидаемые результаты:
-укрепление здоровья детей, развитие интереса к физической культуре на основе чувашских и мордовских подвижных игр, физкультурных занятий.
-приобщение детей к языку, истории, традициям чувашского и мордовского народа.
Реализация проекта :
Забота о здоровье детей, опора на чувашские и мордовские традиции воспитания, сотрудничество с родителями.
Она включает следующие разделы:
1. Народные подвижные игры
2. Сюжетные физкультурные занятия
3. Традиционные праздники, развлечения, игрища
на основе современных сказок и легенд.
1 этап. Подготовительный.
Задачей I раздела «Чувашские и Мордовские народные игры» является: обогащение содержания двигательной деятельности дошкольников чувашскими и мордовскими народными подвижными играми.
Знакомство с историей возникновения игр, традициями, обрядами. Использование чувашской и мордовской речи, использование краеведческих материалов и произведений национальной культуры : картины, репродукции чувашских и мордовских художников, фольклор, слайды и т. д.
По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Сами названия игр подсказывают, чем занимались и какой образ жизни вели наши предки. Игра «Стрельба из лука» («Ухранпемелле») доносит до нас отвагу, меткость, смелость чуваша-воина, охотника. Игра «В лошадку» («Лашалла»). «На пахоте» («Акара») рассказывают о том, что чуваши издавна занимались земледелием. Через игры, праздники из поколения в поколение передавались лучшие национальные традиции
2 этап. Основной.
Задачи:
-знакомить детей с народной культурой
-создавать условия для проявления ловкости и выносливости в подвижных играх и спортивных упражнениях;
- знакомить ребенка с чувашскими и мордовскими народными играми
1. Познавательные занятия :
-беседы: «Народы Республики Мордовии и Чувашии», «Жители Мордовии и Чувашии», «О природе и жизни людей в Мордовии и Чувашии».
-чтение художественной литературы
Мордовские народные сказки : «Дочка с веретёнце», «Лиса и медведь», «Мышь и сорока», «Старуха Йома и две девушки».
Чувашские народные сказки : «Мышка вострохвостик», «Девушка на Луне», «Золотая сумка», «Как один парень царевну рассмешил»
-создание национального уголка: литература и иллюстрации о столицах республик Мордовии и Чувашии, папки: «Растения мордовского края», «Растения чувашского края», «Животные мордовского края», «Животные чувашского края», альбом «Мордовский и Чувашский народный костюм».
2. Подвижные игры Мордовии :
-«Шине и нармонят» («Солнышко и птички», «В круги (Кирькссэ)», «В курочек» («Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш., «Раю – раю».
Подвижные игры Чувашии :
Журавушка (Тарналла, Слепой баран (Сукар такалла, Отгадай имя (Ятне пел, Пустая изба (Пуша пуртле)-
3. Открытое занятие (Развлечени
3 этап. Заключительный.
Конспект открытого занятия в рамках методической недели.
Цель:
гармоничное развитие детей посредством народных подвижных игр.
Задачи:
1. Развивать и обогащать речь.
2. Учить действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.
3. Учить действовать в соответствии с правилами.
4. Воспитывать активную творческую личность.
5. Развивать смекалку, мышление, ловкость, сноровку, ценные морально-волевые качества.
6. Способствовать оздоровлению.
7. Способствовать совершенствованию эстетического восприятия мира.
8. Воспитывать уважение к прошлому народа, культуре.
Ход занятия:
До небес богатые леса…
Инструктор. В лесах Мордовии обитают разные животные. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте и изобразите повадки животных.
1. «Заяц». Зимой белый, летом серый. /прыжки на двух ногах с продвижением/.
2. «Волк». Сёрмав ракша вирьганть лыты, ярсамс вешни. /бег широким шагом/.
3. «Лиса». Пулозо покшке, мазый сонсь, рыжой ды ёжов. /бег семенящим шагом/.
4. «Медведь». Тельня уды, кизна ярсы медте ды инзейде. /ходьба с опорой на руки и ноги/.
Сейчас я вам покажу платочек, а вы должны отгадать, какой узор изображен.
Показываю платочек с мордовским узором.
Воспитатель: Какой узор на платочке?
Дети: Мордовский.
Воспитатель: Мы с вами будем играть в мордовскую народную игру «Шине и нармонят» («Солнышко и птички»). Но прежде чем начать игру, мы должны с вами выбрать водящего. Как мы выбираем водящего?
Дети: Считалкой.
Воспитатель: Саша, посчитай, пожалуйста.
Саша: Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел месяц погулять,
А за месяцем луна -
Оставайся ты одна.
Встаём в круг. Водящий (Солнышко) в кругу.
Воспитатель: Правила игры: до кого дотронется водящий, тот Солнышко. Начинаем.
Дети: Минь лийхтяма,
Минь лийхтяма,
Пильгса, пильгса,
Топатамо.
Шине! Кафта, колма, ниле -Так!
Тени бойкане кундак.
Дети разбегаются в стороны, а водящий (Солнышко) старается дотронуться до ребёнка. Ребёнок останавливается на месте, становится водящим.