Галина Эркина
Использование народных подвижных игр при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии
▼ Скачать + Заказать документы
Использование народных подвижных игр
при ознакомлении дошкольников с культурой Мордовии
Работая по проекту «Культура Мордовии» в группе компенсирующей направленности, мы организовали несколько функциональных центров детской активности. Один из них – центр двигательной активности.
Цель работы центра двигательной активности: гармоничное развитие детей посредством народных подвижных игр.
Темочки:
- Мордовия
- Мордовские народные игры
- Подвижные игры для детей
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Народные подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребёнка. В них ребенок осмысливает и познаёт окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная ловкость ребёнка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребёнок не только познаёт окружающий мир, но и преображает его.
Народные подвижные игры содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции и имеют огромное значение для всестороннего и гармоничного воспитания детей дошкольного возраста. Народная игра несёт символическую информацию о прошлом, передаёт традиции, свойственные менталитету народа соответствует детской природе, удовлетворяет потребность ребёнка в познании и умственной активности, развивает воображение и творческие наклонности.
Задачи центра двигательной активности:
1. Развивать и обогащать речь.
2. Учить действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям.
3. Учить действовать в соответствии с правилами.
4. Воспитывать активную творческую личность.
5. Развивать смекалку, мышление, ловкость, сноровку, ценные морально-волевые качества.
6. Способствовать оздоровлению.
7. Способствовать совершенствованию эстетического восприятия мира.
8. Воспитывать уважение к прошлому народа, культуре.
Представляю вам фрагмент занятия с использованием народных подвижных игр:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем играть с вами в народные подвижные игры. Сейчас я вам покажу платочек, а вы должны отгадать, какой узор изображен.
Показываю платочек с мордовским узором.
Воспитатель: Какой узор на платочке?
Дети: Мордовский.
Воспитатель: Мы с вами будем играть в мордовскую народную игру «Шине и нармонят» («Солнышко и птички»). Но прежде чем начать игру, мы должны с вами выбрать водящего. Как мы выбираем водящего?
Дети: Считалкой.
Воспитатель: Саша, посчитай, пожалуйста.
Саша: Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел месяц погулять,
А за месяцем луна -
Оставайся ты одна.
Встаём в круг. Водящий (Солнышко) в кругу.
Воспитатель: Правила игры: до кого дотронется водящий, тот Солнышко. Начинаем.
Дети: Минь лийхтяма,
Минь лийхтяма,
Пильгса, пильгса,
Топатамо.
Шине! Кафта, колма, ниле -Так!
Тени бойкане кундак.
Дети разбегаются в стороны, а водящий (Солнышко) старается дотронуться до ребёнка. Ребёнок останавливается на месте, становится водящим.
Показываю детям следующий платочек с татарским узором.
Воспитатель: Какой узор на платочке?
Дети: Татарский.
Воспитатель: В какую игру мы будем играть?
Дети: В татарскую народную игру.
Воспитатель: А называется она «Буш урьш» - «Займи место»
Выбираем водящего
Воспитатель: Вова, посчитай, пожалуйста.
Вова: Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Встаём в круг. Водящий в татарской шапочке за кругом.
Воспитатель: Правила игры : круг должен остановиться при слове «Беги». Когда дети бегут навстречу друг другу вокруг круга, не должны дотрагиваться до детей, стоящих в круге. Начинаем играть.
Дети идут по кругу, а водящий за кругом идёт в другую сторону.
Дети: Как сорока стрекочу
Никого в дом не пущу
Как гусыня гогочу
Никого в дом не пущу
Тебя хлопну по плечу
Тебя хлопну по плечу
«Беги»!
Водящий и ребёнок бегут по кругу навстречу друг другу.
Показываю платочек с русским узором.
Воспитатель: Какой узор на платочке?
Дети: Русский.
Воспитатель: В какую игру мы будем играть?
Дети: В русскую народную игру «Горелки».
Воспитатель: Выберем водящего. Розанна, посчитай.
Розанна: Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для ежа,
Эта долька для чижа,
Эта долька для утят,
Эта долька для котят,
А для волка – кожура.
Разбегайтесь кто куда!
Встаем в пары. Водящий впереди, с поднятой рукой с платочком.
Воспитатель: Правила игры: кто первым добежит до водящего, берёт у него платочек, а другой «горит». Дети последней пары бегут к водящему, не задевая детей, стоящих в колонне. Кто первый дотронется до платочка, тот водящий.
Дети: Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три! Беги!
Сзади стоящие дети бегут к водящему. Игра продолжается 2 раза.
Воспитатель: Ребята, в какие народные игры мы с вами играли?
Дети: В мордовскую игру, татарскую игру, русскую игру.
Воспитатель: Понравилось вам играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Вы молодцы, хорошо играли!