Гульназ Гатауллина
Проект на тему «Игра как средство развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как средство развития речи
Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и речь у детей возраста от 2 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее достижению. Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора или с игрушками, редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем.
Публикация «Проект на тему „Игра как средство развития речи“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Характерные проблемы развития речи дошкольников :
1. Неумение правильно и грамотно выстроить предложение.
2. Маленький словарный запас.
3. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.
4. Неумение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения
5. Отсутствие культуры речи : неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.
Актуальность проблемы.
Тему считаю актуальной, так как игра - это наиболее доступный ребенку, интересный способ переработки выражения эмоций, переживаний. Игра – это благоприятные условия для развития речи, обогащение словаря, знакомство с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности - воображения, самостоятельности. Чем разнообразнее впечатления детей об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувство, способность мыслить.
Цель проекта :
Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
Задачи проекта :
1. Повышение речевой активности детей.
2. Обогащение и активизация словаря детей.
3. Создание картотеки дидактических игр.
4. Развитие мелкой моторики рук с использованием ритмической и пальчиковой гимнастики.
5. Развитие воображения и творческих способностей.
6. Воспитание умение детей работать в коллективе.
Ожидаемый результат проекта :
-развитие у ребенка умения контролировать собственную диалогическую речь, носящую активный характер, определяемый ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. -рост проявления инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры. -использование различных атрибутов, предметов заместителей, самоделки.
-формирование речевых навыков.
-развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
Вид проекта :Ролевой- игровой. Долгосрочный.
Состав участников. Дети первой младшей группы. Воспитатель. Родители.
Длительность проекта :6 месяцев (ноябрь-апрель)
Этапы реализации проекта.
Поисковый
Определение целей и задач проекта.
Изучение необходимой литературы.
Разработка тематических игр.
Практический
Практическая работа с детьми по плану реализации проекта.
Вызвать у детей интерес к творческой деятельности, игре, общению
Заключительный
Подведение итогов, планирование дальнейшей работы по нерешенным проблемам.
Анализ результатов реализации проекта.
Презентация проекта.
Организационные формы работы над проектом.
Игровая форма обучения:
Дидактические игры
Пальчиковые игры
Сюжетно-ролевые игры
Индивидуальная работа.
Групповая, подгрупповая работа.
Работа с родителями.
Игровая форма обучения – ведущая на ступени раннего детства. Но уже в этом возрасте она не является единственной. На втором году жизни внимание ребенка привлекает многое из того, что его окружает: ребенок может длительно рассматривать картинки, домашних животных, движущийся на улице транспорт. Он с интересом следит за действиями взрослых. Чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающему, направить их внимание на определенные явления, дать нужные сведения, пояснения, воспитателю необходимо организовать с детьми самостоятельные наблюдения за окружающим и говорить с ними по поводу увиденного.
Дидактические игры и упражнения.
Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые воспитателем дидактически направленные занятия, игры и упражнения. На них воспитатель имеет возможность систематически, постепенно усложняя материал, развивать восприятие детей, сообщать им доступные сведения, формировать умения и некоторые важные качества. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать.
Дидактическое упражнение«Угадай, на чем играю»
Цель: закреплять правильное произношение звуков а, у, учить детей произносить эти звуки достаточно громко, различать на слух звучание погремушки, барабана.
Дидактическая игра«Узнай и назови овощи»
Цель: учить детей узнавать и называть овощи, повторять за воспитателем несложные фразы.
Дидактическое упражнение«Автомобили»
Цель: Формировать правильное и отчетливое произношение звука «б» (бь, развивать умение произносить отдельные звукоподражания громко и тихо; ориентироваться в пространстве.
Дидактическая игра «Вежливый петушок»
Цель: учить вежливо обращаться с просьбой.
Дидактическая игра «Давайте познакомимся!»
Цель: закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.
Развиваем пальчики.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Пальчиковые игры.
Цель:развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.
«Семья»
«Мальчик-пальчик»
«Фонарики»
«Кошечка»
«Месим тесто»
«Заготавливаем капусту»
«Цветок»
«Здравствуй»
«До свидания, журавли»
«Капелька»
«Замок»
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Цель: учить малыша вежливости, а также развивать координацию движений и тонкую моторику рук.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Пальчиковая игра «Капелька»
Цель:развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.
Кап-кап, тук-тук
Дождик по дорожке.
Ловят дети капли эти
Выставив ладошки.
Сколько капелек поймали?
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем капли рисовать!
Пальчиковая игра «До свидания, журавли»
Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику, речь.
- "До свиданья, до свиданья,
- Возвращайтесь поскорей! " -
- Провожаем, провожаем
- В путь-дорогу журавлей.
Машем ручкой вслед птицам.
Пальчиковая игра «Заготавливаем капусту»
Цель: развивать координацию движений и тонкую моторику рук.
Мы капусту рубим, рубим
Мы капусту режем, режем
Мы капусту солим, солим
Мы капусту жмем, жмем
Мы морковку трем, трем
Сюжетно-ролевые игры.
Цель: развитие коммуникативных навыков у детей раннего возраста.
Все умения и навыки, которые ребёнок приобретает в игре, связаны с развитием речи. У детей формируется интерес к игре, желание участвовать в ней, ставить и реализовать свои цели.
«Семья»
Цель:формировать начальные навыки ролевого поведения.
«Поликлиника»
Цель: учить повторять несложные фразы.
«В гости кукла к нам пришла»
Цель: активизировать речь детей, помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре.
Для малыша работа и игра – это одно и то же. Задача взрослого – начать игру и, оставаясь при этом равноправным ее участником, увлечь ребенка. Дети с удовольствием включаются в процесс, играючи решая задачи : они развивают мышление, речь, формируют организованность и самостоятельность, открывают радость познания и творчества.
Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую) ;
отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание играть с игрушками;
возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети пытаются осуществлять ролевой диалог.
Перспектива на будущее:
Разработать перспективу проекта “ Игра как средство развития речи” во 2 младшей группе.