МААМ-картинки

Проект «Хлеб всему голова!» в старшей компенсирующей группе

Жанна Арефьева
Проект «Хлеб всему голова!» в старшей компенсирующей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитатель: Арефьева Ж. Н.

Тип проекта: Краткосрочный с 09 - 23 ноября

Место проведения: Старшая компенсирующая группа

Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей компенсирующей группы.

Возраст: Старшая группа.

Цель: Сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.

Темочки:

Проблема: С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.

Задачи:

1. Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;

2. Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;

3. Словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;

4. Развивать связные коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;

5. Продолжить знакомить с картинами известных художников;

6. Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;

7. Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Донести до участников проекта важность данной темы.

2. Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.

Основной этап:

• Рисунок «Колосья»;

• Аппликация «Мельница»;

• Лепка хлебобулочных изделий из пластилина;

• Приметы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи о хлебе;

Беседы:

«Как хлеб на стол пришел»;

«Берегите хлеб».

Чтение литературы: сказки «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб».

• Рассматривание репродукций картин русских художников: Ш. Шишкин «Рожь», «Посев», «Уборка», И. Репин «Л. Толстой на пашне», А. Васнецов «Жнецы• Составление узоров и рисунков из круп.

• НОД: «Как наши предки выращивали хлеб»

• Наблюдения, рассматривание презентаций;

• Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;

• Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Кулинария».

• Дидактические игры:

«Что сделано из муки?»

«Что из какой муки испекли»

• Игра с мячом «Скажи, какой»

«Назови профессию»

«Что сначала, что потом»

«Что нужно для работы хлебороба»

«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;

• Речевые игры

«Отгадай, что это?»

«Придумай слово»

• Игра в слова

«Четвертый лишний»

«Кто назовет больше изделий из теста?»

III этап - заключительный:

• проведение итогового мероприятия «Хлеб – всему голова!»

Актуальность: Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Хлеб - это символ благополучия, достатка.

Ожидаемый результат: Дети узнали о профессиях, связанных с хлебом, последовательность выращивания хлеба и как хлеб попадает на стол.

Конспект НОД «Как наши предки выращивали хлеб»

Задачи:

Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;

Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;

Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.

Материалы к занятию:

Демонстрационный:

1) распечатанная презентация «Как наши предки выращивали хлеб»

2) снопик пшеницы, крупы, серп, сито, деревянная расписная посуда, рушник, муляжи хлеба и хлебобулочных изделий.

Ход занятия:

1. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

-Вы любите с мамами ходить по магазинам?

- А какой магазин вам нравится больше всего?

- Почему нравится?

- А я вам тоже сегодня хочу предложить отправиться в магазин.

- Хотите?

- Сможете?

- Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в хлебный край. Вместе с нами отправится наш друг Незнайка. Он тоже любит ходить по магазинам. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут)

Физкультминутка (А. Железнова)

-Мы едем-едем-едем

В далёкий хлебный край.

И чтоб путь был короче,

Ты песню запевай.

Тра-та-та, тра-та-та

Пусть дорога не проста,

Но мы всё сумеем,

Всё преодолеем,

Всё мы делаем, играя,

Вот история какая!

На магнитной доске появляется витрина хлебного магазина.

Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.

- Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)

- Как называется этот магазин?

- Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)

- Верно.

- А из чего изготавливают муку (Из зерен пшеницы)

- А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)

- Ребята, Незнайка не знает, как можно вырастить пшеницу.

-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, прежде чем оно станет хлебом на столе.

Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями орудий труда.

- Хотите помочь Незнайке?

- Сможете?

Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить карточки по порядку. Возникает затруднение, т. к. они не совсем знают последовательность выращивания пшеницы в давние времена. В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:

- Незнайка сомневается, ему кажется, что вы неправильно разложили картинки.

- Смогли мы помочь Незнайке разложить карточки по порядку?

- Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как выращивали хлеб в старину).

- Значит, что нам надо узнать? (Как выращивали хлеб в старину, когда не было машин)

- Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).

- Мне понравилось предложение отправиться в Музей хлеба. Хотите?

- Но сначала назовите правила поведения в музее. (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)

- Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)

- Разрешите мне быть экскурсоводом, вы будете посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!

Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.

- Как вы думаете, всегда ли были трактора, машины?

- Откуда появились на Земле умные машины? (Их придумал и создал человек.)

- Правильно, значит, машины относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать помощницу машину человечеству пришлось пройти очень долгий путь.

Я, хочу рассказать вам одну историю.

В старину хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили:

- Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. Так как же он на нашем столе очутился? Послушайте мой сказ:

- Жил – был в одной деревне мужик. Захотел мужик есть, глянул, - а хлеба то нет. Решил он хлеб вырастить. -С чего бы начать? – думает.

- А вы как думаете?

Пошёл мужик в поле, да и рассуждает сам с собой.

- Посею-ка я рожь, пшеницу. Приготовился мужик зёрна-то в землю бросать, а земелюшка - матушка ему и говорит:

- Погоди, мужик, зёрна в землю бросать, сначала меня приготовить надо.

Почесал мужик затылок – как землю к севу приготовить, как вы думаете?

А земелюшка ему и подсказывает: - Сначала надо землю вспахать, потом боронить, потом удобрять, потом сеять.

- А знаете ли вы, ребята, чем землю обрабатывали? Посмотрите на картину художника А. Н Комарова «На пашне». Как пахали земельку? Слушайте:

- запрягали коня, подцепляли деревянную соху, шёл крестьянин за сохой, вдавливал её в землю – помогал коню соху тащить.

Боронили также на коне, деревянными боронами. Сеяли вручную, подцепив на плечи сито с зерном (показать зерно) – вот такое зерно и сеяли. Сеяли да приговаривали:

Сею, вею, посеваю,

Хлебом землю засеваю. (Повторите)

ХЛЕБ РАСТЕТ

Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.

Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.

Загадка: отгадайте загадку:

Золотист он и усат

В ста карманах сто ребят. (колос)

-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами)

ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми.

- Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут)

- Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.

Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.

ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

НА МЕЛЬНИЦЕ

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

- Отгадайте, что это?

Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)

- Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница»

Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.

Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)

Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)

Мели-мели, засыпай (те же движения)

И в мешочки набивай (движение «Сито»)

ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

ХЛЕБ НА СТОЛЕ

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

Посмотрите на стол. Сколько разных изделий из муки выпекли хозяюшки! А что еще, кроме хлеба, можно сделать из муки? (Печенье, булочки, блины)

А еще баранки, сушки, сухари, пряники, пироги, кексы, рулеты и ватрушки!

Но главным богатством, символом достатка, на Руси во все времена считался хлеб! Русский народ славился своим гостеприимством. На праздники особо почетных гостей встречали хлебом-солью, подносили им на рушнике (так в старину называли полотенце) свежеиспеченный каравай! Давайте и я вас поприветствую по старинному обычаю!

-Ну, что Незнайка, ты теперь знаешь, как выращивали хлеб раньше?

- Да узнал.

А на память ребята дарят тебе сноп, который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)

- Наша экскурсия в Музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.

- Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?

Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.

- Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Золотые колоски»

Цель: Закреплять знания детей о строении колоса пшеницы. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.

Задачи: Обучающие:

-Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов;

-Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги;

- Развивать умение рисовать фон, изображая небо и землю;

- Развивать видение эстетической красоты в рисунке.

Воспитательные:

- Воспитывать умение работать карандашами аккуратно, закрашивать, не выходя за контур

Предварительная работа: Просмотр презентации: «Откуда к нам на стол хлеб пришёл?» Рассматривание и рисование по точкам колоса, зерна, снопа из колосьев.

Оборудование и материалы: Репродукции картин с изображением пшеничных полей, пшеничных колосьев.

Альбомные листы формата А5, простые и цветные карандаши

Ход занятия

Воспитатель: - В начале занятия давайте отгадаем загадку:

«Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом».

(Правильно это колосок)

Воспитатель: -Давайте вспомни, что мы знаем о пшеничном колосе.

Ответы детей.

Воспитатель: - Пшеница – это зерновая культура. Растет это растение во многих странах мира. В нашей стране повсюду засеяны пшеничные поля. Из зёрен пшеницы получают муку, выпекают из нее хлеб, изготовляют макаронные и кондитерские изделия. Я предлагаю вам сегодня нарисовать рисунок с колосками пшеницы.

Перед рисованием давайте выполним зарядку.

Физкультурная минутка «В землю зёрнышко попало»

1. В землю зёрнышко попало.

(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)

2. Прорастать на солнце стало.

(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая :

«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!»

«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»

(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)

3. Дождик землю поливал, и росточек подрастал!

(Дети медленно встают).

4. К свету и теплу тянулся (руки в стороны)

5. И красавцем обернулся (руки вперёд).

6. Золотые колоски на ветру качаются,

(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз).

7. Низко наклоняются.

Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают:

«Поспел урожай! Приезжай, убирай!

Воспитатель: - Сначала подготовим фон для рисунка. Как вы думаете, какой фон мы с вами будем изображать? (Ответы детей).

Воспитатель: - Да, ребята, фоном нам послужит голубое небо и пшеничное поле жёлтого цвета.

Воспитатель: - А теперь нарисуем пшеничные колоски.

Объяснение способа работы.

Воспитатель: - Определите, сколько вы будете рисовать колосков. Потом маленькими черточками задайте длину и направление колосков и начинаем рисовать один из них снизу. Нарисовали одно зернышко, точнее то, что окружает его, с другой стороны второе, потом сверху сбоку еще одно, и рядом еще зернышко и т. д., при этом к верху уменьшая их. Таким же методом нарисуйте другие колоски пшеницы. На каждом кончике рисуем отростки. Потом стебельки делаем объемными, пририсовывая с одной стороны кривую, повторяющую уже нарисованную. Чуть выше и по бокам не так сильно давим на карандаш, чтоб тон был светлей, так закрашиваем стебельки.

(Практическая работа)

Воспитатель:

Вот наше занятие подошло концу. Давайте полюбуемся выполненными работами, посмотрите, какая пшеничная нива у нас получилась.

Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»

1. «Что из какой муки испекли»

Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.

Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.

2. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)

Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.

Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.

3. «Назови профессию»

Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.

Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т. д.)

4. «Что сначала, что потом»

Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.

Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.

5. «Что нужно для работы хлебороба»

Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.

6. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.

Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.

«Из чего сварили кашу?»

Назовите злак, из которого сварили кашу.

Пшенную - (просо)

Гречневую - (гречиха)

Перловую - (ячмень)

Геркулесовую - (овес)

Манную - (пшеница)

Овсяную - (овес)

Кукурузную - (кукуруза)

Речевые игры

Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»

Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.

Ход игры

Попросите ребенка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?». Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка».

Постепенно в подобных играх малыш приучается вслушиваться в слова и их окончания и начнет отвечать точнее, поймет алгоритм выполнения задания.

Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:

«Ржаное - это поле или хлеб?

Пшеничный – это колосок или поле?

Пшеничная – это мука или пирожок?

Пшеничное – это мука или тесто?

Ржаные – это колоски или колосок?

Пшеничные - это пироги или мука?

Хлебные – это крошки или посуда?

Хлебный – это квас или крошки?»

Народные приметы

- Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.

- Комары появились — пора сеять рожь.

- Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.

- Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.

- Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.

- Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.

Пословицы и поговорки

- Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

- Хлеб — всему голова.

- Будет хлеб, будет и обед.

- Пот на спине, так и хлеб на столе.

- Без соли невкусно, а без хлеба несытно.

- Хлеб - дар божий, отец, кормилец.

- Черная земля дает белый хлеб.

- И обед - не обед, коли вдоволь хлеба нет.

- Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.

- Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.

- Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.

- Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.

- Без хлеба и медом сыт не будешь.

- Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.

Загадки

«Вот на мельнице пшеница.

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут, в порошок её сотрут!»

(Мука)

«Он бывает с рисом, с мясом,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят

По кусочку все съедят».

(Пирог)

«Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу.

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня».

(Тесто)

«Что на сковородку наливают.

Да вчетверо сгибают?»

(Блины)

«Маленькое, сдобное

Колесо съедобное».

(Бублик)

«Сидит на ложке.

Свесив ножки?»

(Лапша)

«Состав простой: мука, вода.

А получается еда,

То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки».

(Макаронные изделия)

«Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

(Хлеб)

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД в старшей группе «Хлеб — всему голова»Фотоотчет о НОД в старшей группе «Хлеб — всему голова» Есть в нашем мире ценности, которые никогда не утратят своего значения. Это воздух, земля, солнце, вода, жизнь человека. В один ряд с.

Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова»Краткосрочный проект в средней группе «Хлеб-всему голова» Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Островок» КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:.

Нравственно-патриотический проект «Хлеб — всему голова!» во второй младшей группеНравственно-патриотический проект «Хлеб — всему голова!» во второй младшей группе Краткосрочный, нравственно-патриотический проект на тему: «Хлеб – всему голова!»Проектная деятельность воспитателя 2 мл. группы Беленко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Хлеб всему голова!» в старшей компенсирующей группе
Опубликовано: 6 января 2025 в 12:14
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Хлеб всему голова!» в старшей компенсирующей группе» (включая файлы) размещена пользователем Жанна Арефьева (УИ 1272866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД