Жанна Арефьева
Проект «Хлеб всему голова!» в старшей компенсирующей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Арефьева Ж. Н.
Тип проекта: Краткосрочный с 09 - 23 ноября
Место проведения: Старшая компенсирующая группа
Участники проекта: Воспитатели, родители, дети старшей компенсирующей группы.
Возраст: Старшая группа.
Цель: Сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Темочки:
- Педагоги компенсирующей направленности
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2025
Проблема: С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Задачи:
1. Уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;
2. Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями;
3. Словообразование родственных слов от слова «хлеб», употребление относительных прилагательных;
4. Развивать связные коммуникативные навыки: монологическую и диалогическую речь;
5. Продолжить знакомить с картинами известных художников;
6. Познакомить с произведениями разных авторов, посвященных хлебу;
7. Закрепить представление о том, что хлеб нужен каждому человеку;
План реализации проекта:
Подготовительный этап:
1. Донести до участников проекта важность данной темы.
2. Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации.
3. Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Основной этап:
• Рисунок «Колосья»;
• Аппликация «Мельница»;
• Лепка хлебобулочных изделий из пластилина;
• Приметы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, стихи о хлебе;
Беседы:
«Как хлеб на стол пришел»;
«Берегите хлеб».
Чтение литературы: сказки «Легкий хлеб», «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Ломоть хлеба», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб».
• Рассматривание репродукций картин русских художников: Ш. Шишкин «Рожь», «Посев», «Уборка», И. Репин «Л. Толстой на пашне», А. Васнецов «Жнецы• Составление узоров и рисунков из круп.
• НОД: «Как наши предки выращивали хлеб»
• Наблюдения, рассматривание презентаций;
• Подбор иллюстраций о сельскохозяйственных машинах;
• Сюжетно-ролевая игра: «Семья»; «Кулинария».
• Дидактические игры:
«Что сделано из муки?»
«Что из какой муки испекли»
• Игра с мячом «Скажи, какой»
«Назови профессию»
«Что сначала, что потом»
«Что нужно для работы хлебороба»
«Кто больше назовет хлебобулочных изделий»;
• Речевые игры
«Отгадай, что это?»
«Придумай слово»
• Игра в слова
«Четвертый лишний»
«Кто назовет больше изделий из теста?»
III этап - заключительный:
• проведение итогового мероприятия «Хлеб – всему голова!»
Актуальность: Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Хлеб - это символ благополучия, достатка.
Ожидаемый результат: Дети узнали о профессиях, связанных с хлебом, последовательность выращивания хлеба и как хлеб попадает на стол.
Конспект НОД «Как наши предки выращивали хлеб»
Задачи:
Расширить представления дошкольников о выращивании хлеба в старину, когда не было машин;
Познакомить с орудиями труда, которыми пользовались наши предки, способами получения муки, выпечкой хлеба, сравнить их с современными техническими средствами;
Воспитывать уважение к хлеборобам и хлебу.
Материалы к занятию:
Демонстрационный:
1) распечатанная презентация «Как наши предки выращивали хлеб»
2) снопик пшеницы, крупы, серп, сито, деревянная расписная посуда, рушник, муляжи хлеба и хлебобулочных изделий.
Ход занятия:
1. Введение в ситуацию
Воспитатель собирает детей около себя.
-Вы любите с мамами ходить по магазинам?
- А какой магазин вам нравится больше всего?
- Почему нравится?
- А я вам тоже сегодня хочу предложить отправиться в магазин.
- Хотите?
- Сможете?
- Предлагаю всем вместе отправиться в путешествие в хлебный край. Вместе с нами отправится наш друг Незнайка. Он тоже любит ходить по магазинам. (Дети садятся в воображаемый поезд и едут)
Физкультминутка (А. Железнова)
-Мы едем-едем-едем
В далёкий хлебный край.
И чтоб путь был короче,
Ты песню запевай.
Тра-та-та, тра-та-та
Пусть дорога не проста,
Но мы всё сумеем,
Всё преодолеем,
Всё мы делаем, играя,
Вот история какая!
На магнитной доске появляется витрина хлебного магазина.
Ребята, вот мы приехали к магазину. Перед вами витрина магазина.
- Какие продукты вы видите на витрине. (Дети перечисляют)
- Как называется этот магазин?
- Почему вы думаете, что это хлебный магазин? (Потому, что в нем находятся изделия из муки)
- Верно.
- А из чего изготавливают муку (Из зерен пшеницы)
- А где взять зерна пшеницы? (Их нужно вырастить)
- Ребята, Незнайка не знает, как можно вырастить пшеницу.
-Давайте вспомним, расскажем ему, что происходит с зернышком, прежде чем оно станет хлебом на столе.
Воспитатель собирает детей вокруг стола, на котором в хаотичном порядке лежат карточки с изображениями орудий труда.
- Хотите помочь Незнайке?
- Сможете?
Детям предоставляется самостоятельность. Дети пытаются разложить карточки по порядку. Возникает затруднение, т. к. они не совсем знают последовательность выращивания пшеницы в давние времена. В случае, если дети уверены, что правильно выполнили задание, воспитатель может сказать:
- Незнайка сомневается, ему кажется, что вы неправильно разложили картинки.
- Смогли мы помочь Незнайке разложить карточки по порядку?
- Почему не смогли? (Потому что пока не знаем, как выращивали хлеб в старину).
- Значит, что нам надо узнать? (Как выращивали хлеб в старину, когда не было машин)
- Как это можно узнать? (Дети предлагают разные варианты, например, спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете, узнать об этом в музее и пр.).
- Мне понравилось предложение отправиться в Музей хлеба. Хотите?
- Но сначала назовите правила поведения в музее. (Тихо, спокойно, экспонаты без разрешения не трогать)
- Как называется человек, который рассказывает об экспонатах? (Экскурсовод.)
- Разрешите мне быть экскурсоводом, вы будете посетителями музея. Итак, добро пожаловать музей!
Дети располагаются на полу (можно сидя на ковре) у экрана.
- Как вы думаете, всегда ли были трактора, машины?
- Откуда появились на Земле умные машины? (Их придумал и создал человек.)
- Правильно, значит, машины относятся к рукотворному миру. Но для того, чтобы создать помощницу машину человечеству пришлось пройти очень долгий путь.
Я, хочу рассказать вам одну историю.
В старину хлеб не покупали в магазине, а пекли хозяйки в русской печи. Говорили:
- Когда ешь хлеб, думай, как он на столе очутился. Так как же он на нашем столе очутился? Послушайте мой сказ:
- Жил – был в одной деревне мужик. Захотел мужик есть, глянул, - а хлеба то нет. Решил он хлеб вырастить. -С чего бы начать? – думает.
- А вы как думаете?
Пошёл мужик в поле, да и рассуждает сам с собой.
- Посею-ка я рожь, пшеницу. Приготовился мужик зёрна-то в землю бросать, а земелюшка - матушка ему и говорит:
- Погоди, мужик, зёрна в землю бросать, сначала меня приготовить надо.
Почесал мужик затылок – как землю к севу приготовить, как вы думаете?
А земелюшка ему и подсказывает: - Сначала надо землю вспахать, потом боронить, потом удобрять, потом сеять.
- А знаете ли вы, ребята, чем землю обрабатывали? Посмотрите на картину художника А. Н Комарова «На пашне». Как пахали земельку? Слушайте:
- запрягали коня, подцепляли деревянную соху, шёл крестьянин за сохой, вдавливал её в землю – помогал коню соху тащить.
Боронили также на коне, деревянными боронами. Сеяли вручную, подцепив на плечи сито с зерном (показать зерно) – вот такое зерно и сеяли. Сеяли да приговаривали:
Сею, вею, посеваю,
Хлебом землю засеваю. (Повторите)
ХЛЕБ РАСТЕТ
Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать.
Долго ли, коротко ли, созрели и у мужика рожь и пшеница.
Загадка: отгадайте загадку:
Золотист он и усат
В ста карманах сто ребят. (колос)
-Посмотрите, какие колоски у нас в музее. (Показываю сноп настоящих колосков и колоски из бумаги сделанные способом оригами)
ЖАТВА – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми.
- Подошло время урожай собирать, позвал мужик помощников, взяли они серпы острые (демонстрация серпа, серпами машут, колосья срезают, в снопы вяжут)
- Сноп пшенички мы собрали и цепями отбивали.
Мельник, забирай зерно. Пусть мукой станет оно.
ОБМОЛОТ ЗЕРНА
Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.
НА МЕЛЬНИЦЕ
Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.
- Отгадайте, что это?
Стоит баба на юру, руками машет, а что ест, тем и люди сыты. (мельница)
- Давайте и мы с вами поиграем в игру «Мельница»
Играющие становятся в круг и поют, сопровождая песню движениями.
Мели, мели, мельница (круговые движения вверх-вниз)
Жерновочки вертятся (круговые движения перед грудью)
Мели-мели, засыпай (те же движения)
И в мешочки набивай (движение «Сито»)
ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.
ХЛЕБ НА СТОЛЕ
В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.
Посмотрите на стол. Сколько разных изделий из муки выпекли хозяюшки! А что еще, кроме хлеба, можно сделать из муки? (Печенье, булочки, блины)
А еще баранки, сушки, сухари, пряники, пироги, кексы, рулеты и ватрушки!
Но главным богатством, символом достатка, на Руси во все времена считался хлеб! Русский народ славился своим гостеприимством. На праздники особо почетных гостей встречали хлебом-солью, подносили им на рушнике (так в старину называли полотенце) свежеиспеченный каравай! Давайте и я вас поприветствую по старинному обычаю!
-Ну, что Незнайка, ты теперь знаешь, как выращивали хлеб раньше?
- Да узнал.
А на память ребята дарят тебе сноп, который они сделали сами. (Дарят колоски из бумаги, сделанные способом оригами)
- Наша экскурсия в Музей хлеба подошла к концу. Давайте поблагодарим экскурсовода за интересную экскурсию.
- Сможем мы теперь разложить карточки по порядку?
Дети возвращаются к столу с «карточками» и коллективно раскладывают их по порядку.
- Незнайка очень рад и благодарит нас за помощь.
Конспект занятия по рисованию в старшей группе
«Золотые колоски»
Цель: Закреплять знания детей о строении колоса пшеницы. Учить подбирать соответствующую цветовую гамму.
Задачи: Обучающие:
-Учить передавать в рисунке форму, цвет и размер предметов;
-Учить гармонично располагать изображение на листе бумаги;
- Развивать умение рисовать фон, изображая небо и землю;
- Развивать видение эстетической красоты в рисунке.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать карандашами аккуратно, закрашивать, не выходя за контур
Предварительная работа: Просмотр презентации: «Откуда к нам на стол хлеб пришёл?» Рассматривание и рисование по точкам колоса, зерна, снопа из колосьев.
Оборудование и материалы: Репродукции картин с изображением пшеничных полей, пшеничных колосьев.
Альбомные листы формата А5, простые и цветные карандаши
Ход занятия
Воспитатель: - В начале занятия давайте отгадаем загадку:
«Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом».
(Правильно это колосок)
Воспитатель: -Давайте вспомни, что мы знаем о пшеничном колосе.
Ответы детей.
Воспитатель: - Пшеница – это зерновая культура. Растет это растение во многих странах мира. В нашей стране повсюду засеяны пшеничные поля. Из зёрен пшеницы получают муку, выпекают из нее хлеб, изготовляют макаронные и кондитерские изделия. Я предлагаю вам сегодня нарисовать рисунок с колосками пшеницы.
Перед рисованием давайте выполним зарядку.
Физкультурная минутка «В землю зёрнышко попало»
1. В землю зёрнышко попало.
(Дети присаживаются на корточки, прижимают голову к коленям и закрывают её руками)
2. Прорастать на солнце стало.
(Дети поднимают руки вверх над головой, приговаривая :
«Золотое солнышко, ты согрей нам зёрнышко!»
«Дождик, дождик, поливай! Будет хлеба урожай!»
(Дети вытягивают руки вперёд, ладонями вверх и «брызгают» на себя водой.)
3. Дождик землю поливал, и росточек подрастал!
(Дети медленно встают).
4. К свету и теплу тянулся (руки в стороны)
5. И красавцем обернулся (руки вперёд).
6. Золотые колоски на ветру качаются,
(Дети встают на носочки, поднимают прямые руки вверх, кисти рук опущены вниз).
7. Низко наклоняются.
Дети машут поднятыми вверх руками и приговаривают:
«Поспел урожай! Приезжай, убирай!
Воспитатель: - Сначала подготовим фон для рисунка. Как вы думаете, какой фон мы с вами будем изображать? (Ответы детей).
Воспитатель: - Да, ребята, фоном нам послужит голубое небо и пшеничное поле жёлтого цвета.
Воспитатель: - А теперь нарисуем пшеничные колоски.
Объяснение способа работы.
Воспитатель: - Определите, сколько вы будете рисовать колосков. Потом маленькими черточками задайте длину и направление колосков и начинаем рисовать один из них снизу. Нарисовали одно зернышко, точнее то, что окружает его, с другой стороны второе, потом сверху сбоку еще одно, и рядом еще зернышко и т. д., при этом к верху уменьшая их. Таким же методом нарисуйте другие колоски пшеницы. На каждом кончике рисуем отростки. Потом стебельки делаем объемными, пририсовывая с одной стороны кривую, повторяющую уже нарисованную. Чуть выше и по бокам не так сильно давим на карандаш, чтоб тон был светлей, так закрашиваем стебельки.
(Практическая работа)
Воспитатель:
Вот наше занятие подошло концу. Давайте полюбуемся выполненными работами, посмотрите, какая пшеничная нива у нас получилась.
Дидактические игры по теме «Хлеб – всему голова»
1. «Что из какой муки испекли»
Задачи: закреплять знания детей о злаковых культурах, о типах муки, хлебобулочных изделиях, которые из них делают; развивать зрительные функции; способствовать накоплению зрительных образов.
Ход игры: дети соединяют линиями изображения колосков пшеницы и ржи с хлебобулочными изделиями из ржаной и пшеничной муки.
2. Игра с мячом «Скажи, какой» или «Подбери признак» (Хлеб какой? Мука какая)
Задачи: обогащать словарный запас детей, развивать речь.
Ход игры: дети встают в круг, передают друг другу мяч и подбирают слова-признаки к заданным словам.
3. «Назови профессию»
Задачи: Расширить представления детей о профессиях людей, занимающихся выращиванием и производством хлеба, расширять словарь.
Ход игры: педагог начинает предложение, дети заканчивают (например: на комбайне работает … комбайнер; на мельнице работает … мукомол и т. д.)
4. «Что сначала, что потом»
Задачи: закрепить последовательность действий в процессе выращивания хлеба, развивать умение понимать причинно-следственные связи, связную речь.
Ход игры: дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ.
5. «Что нужно для работы хлебороба»
Задачи: закреплять знания детей о сельскохозяйственной технике, орудиях труда хлебороба, развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Ход игры: дети отбирают картинки с изображением сельскохозяйственной техники, орудий труда хлебороба.
6. «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»
Задачи: развивать познавательный интерес, память, обогащать словарный запас.
Ход игры: дети, стоящие по кругу, называют различные хлебобулочные изделия; победит тот, кто назовет больше таких изделий.
«Из чего сварили кашу?»
Назовите злак, из которого сварили кашу.
Пшенную - (просо)
Гречневую - (гречиха)
Перловую - (ячмень)
Геркулесовую - (овес)
Манную - (пшеница)
Овсяную - (овес)
Кукурузную - (кукуруза)
Речевые игры
Игра 1. Грамматическая игра: «Отгадай, что это?»
Задача игры – учимся согласовывать прилагательное и существительное в роде, числе, развиваем у ребенка языковое чутье.
Ход игры
Попросите ребенка отгадать: «Я загадала одно слово, а ты попробуй отгадать, что это. Ржаная – это лепешка или хлеб?». Если ребенок ошибся, например, сказал: «ржаная – это хлеб», то надо его спросить, выделяя интонационно окончание слова: «А мы так говорим «ржанАЯ хлеб»? Как мы говорим? Хлеб какой? РжанОЙ. Значит, ржанАЯ – это что? Лепешка».
Постепенно в подобных играх малыш приучается вслушиваться в слова и их окончания и начнет отвечать точнее, поймет алгоритм выполнения задания.
Примерные загадки — вопросы для игры с дошкольниками:
«Ржаное - это поле или хлеб?
Пшеничный – это колосок или поле?
Пшеничная – это мука или пирожок?
Пшеничное – это мука или тесто?
Ржаные – это колоски или колосок?
Пшеничные - это пироги или мука?
Хлебные – это крошки или посуда?
Хлебный – это квас или крошки?»
Народные приметы
- Не сей пшеницу, прежде чем появится дубовый лист.
- Комары появились — пора сеять рожь.
- Сей ячмень, когда калина расцвела, а береза листочки выпустила.
- Когда шишки на елке станут красными, а на сосне — зелеными, пришла пора ячмень сеять.
- Коли рябина рано расцвела, будет хороший урожай овса.
- Коли брусника поспела, то и овес созрел. Ольха зацвела — пора гречиху сеять.
Пословицы и поговорки
- Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.
- Хлеб — всему голова.
- Будет хлеб, будет и обед.
- Пот на спине, так и хлеб на столе.
- Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
- Хлеб - дар божий, отец, кормилец.
- Черная земля дает белый хлеб.
- И обед - не обед, коли вдоволь хлеба нет.
- Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко.
- Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош.
- Покуда есть хлеб, да вода - все человеку не беда.
- Разговором сыт не будешь, если хлеба не добудешь.
- Без хлеба и медом сыт не будешь.
- Всякий хлеб ест, да не всякий его сеет.
Загадки
«Вот на мельнице пшеница.
Здесь такое с ней творится!
В оборот её берут, в порошок её сотрут!»
(Мука)
«Он бывает с рисом, с мясом,
С вишней сладкою бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят
По кусочку все съедят».
(Пирог)
«Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня».
(Тесто)
«Что на сковородку наливают.
Да вчетверо сгибают?»
(Блины)
«Маленькое, сдобное
Колесо съедобное».
(Бублик)
«Сидит на ложке.
Свесив ножки?»
(Лапша)
«Состав простой: мука, вода.
А получается еда,
То смешные завитушки, то соломка, рожки, ушки».
(Макаронные изделия)
«Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
(Хлеб)