Ермолина Ольга
Проект на тему «Дидактические игры в обучении детей основам математики» для детей средней группы с 4 до 5 лет
▼ Скачать
Проект
«Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Тип проекта : обучающий, практический
Продолжительность: сентябрь - май
Возраст детей : средняя группа
Участники проекта : дети, педагоги, родители
Актуальность проекта
Публикация «Проект на тему „Дидактические игры в обучении детей основам математики“ для детей средней группы с 4 до 5 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
«Кто с раннего детства занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует мышление, пространственное представление, воспитывает настойчивость и упорство в достижении поставленной цели» (Александр Маркушевич)
На современном этапе обучения ФЭМП среднего дошкольного возраста, важным является формирование у ребенка основ знаний, умений и навыков для приобщения к социокультурным нормам общества, для дальнейшего использования накопленного опыта при обучении в школе.
Исходя из требований ФГОС ДО и ФОП, в целях реализации Программы ДОУ, обучение проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
формирует умения считать в пределах пяти с участием различных анализаторов (на слух, ощупь, счет движений и др., пересчитывать предметы и отсчитывать их по образцу и названному числу; способствует пониманию независимости числа от пространственно-качественных признаков предметов; помогает освоить порядковый счет в пределах пяти, познание пространственных и временных отношений (вперед, назад, вниз, вперед, налево, направо, утро, день, вечер, ночь).
Обучение детей математике в среднем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.
Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Центр математики оснащен новыми современными математическими играми на развитие логики, мышления, счета, ориентировки в пространстве и др. Разработана и создана картотека «Веселая математика для детей средней группы». В наличии также игры, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми («Колумбовы задачки», клавиатура для закрепления геометрических фигур, чисел, карточки для закрепления счета, игры «Поле цифр», «Числовой диск», «Собери по цвету», "Разложи предметы по цвету", "Найди похожую фигуру", "Тантрам". Также был собран математический контейнер, в котором собраны разнообразные игры для решения арифметических задач, закрепления понятий «больше», «меньше», «выше»,"ниже" закрепления счета в пределах пяти, геометрических фигур, ориентировки на плоскости и в пространстве.
С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Важную роль в нашей работе по обучению наших воспитанников по ФЭМП играет взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность посредством создания данного.
Многие родители желают, чтобы их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи. Поэтому они с энтузиазмом приняли участие в создании семейных математических газет, изготовлении и выставке настольных игр.
Данный проект разработан и реализован для того, чтобы дети закрепили полученные в ходе образовательной деятельности знания и могли бы их использовать в повседневной деятельности.
Постановка проблемы
В процессе формирования элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал : головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.
В основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.
Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Цель проекта : создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи проекта :
• развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;
• расширить и систематизировать знания детей по ФЭМП.
• формировать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;
• способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.
• формировать у детей интерес к интеллектуальной деятельности;
• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Основные принципы реализации проекта :
• Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников);
• Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры);
• Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
• Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
• Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Методы и приемы взаимодействия педагога с детьми в ходе проекта :
Словесные (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение).
Наглядные (демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца).
Практические (игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование).
Предполагаемые результаты:
1. Повышение уровня математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.
Подготовительный этап:
• Определение темы проекта.
• Постановка цели и задач проекта.
• Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
• Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
• Изготовление развивающих игр по математике.
• Составление плана основного этапа проекта.
• Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
• Привлечение родителей к совместной работе над проектом :
- творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
- помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
• Проведение анкетирования родителей.
• Оформление папки – передвижки «Математические игры с ребенком дома».
• Консультации для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала», «Занимательная математика для дошкольников».
Основной этап :
ОД согласно календарно-перспективному планированию в средней группе :
- ОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики», «Занимательная математика»;
- ОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация «Композиция из геометрических фигур», лепка «Веселые цифры».
• Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
• Беседы. «Как люди научились считать», «Математика в нашей жизни», «Геометрические фигуры вокруг нас», «Что такое сутки? Беседа о времени».
• Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
• Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Веселая математика».
• Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
• Конструирование.
• Работа со счетными палочками.
• Дидактические игры с математическим содержанием : «Математическое лото», «Угости гостей», «Яблочки», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мышки и сыр», «Танграм», «Собери урожай», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки» и т. д.
• Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
• Подвижные игры : «Сделай фигуру», «Море волнуется» «Найди свой домик», «Ловишки с мячом», «Свободное место», «Найди пару», «Живые геометрические фигуры», «По кочкам через болото».
• Пальчиковые гимнастики.
• Физкультминутки.
Заключительный этап:
• Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
• Беседа «Чем мне интересны математические игры».
• Выставка книжек – малышек с математическими заданиями.
• Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
• Использование дидактических игр по ФЭМП на ОД.
• Итоговое мероприятие – КВН «Крепость знаний».
• Обработка и оформление материалов проекта.
Ход проекта.
Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал,
компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Веселая математика», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.
К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка – передвижка «Учим математику дома». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.
На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:
- читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием : «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;
- заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.
На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур,
делали «волшебные» цифры из пластилина.
На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями – раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, палочки Кюизенера. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.
Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания :
«Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 5; закреплению знаний о геометрических фигурах.
«Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.
«Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
«Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот – составлять из элементов заданную модель.
«Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
«Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
«Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.
Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.
На заключительном этапе проекта были оформлены : уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.
Результаты проекта.
Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.
Список литературы:
«Логика и математика для дошкольников». Е. А. Носова, Г. Л. Непомнящая.
«Дидактические игры и занятия в ДОУ». Е. Н. Панова.
«Ступеньки творчества или развивающие игры». Б. П. Никитин.
«Дидактические игры в детском саду». А. И. Сорокина.
«Давайте поиграем». А. А. Столяр.
«Игровые задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.
«Методика обучения математике в детском саду». Е. И. Щербакова.
«Игровые занимательные задачи для дошкольников». З. А. Михайлова.