Елена Батарова
Проект «Цветоведение как инновационная технология для всестороннего развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу знать лишь одно. Что такое цвет?
— Пабло Пикассо
испанский и французский художник, скульптор,
график, театральный художник, керамист и дизайнер.
Введение
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П., и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного развития.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Цвета и оттенки, смешивание красок, цветоведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Цветовое художественное воспитание дает возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, способности видеть красоту в простых образах, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из основных социально-культурных критериев - стремление к красоте, т. е. развитию эстетических чувств. Одним из средств развития цветовосприятия у детей является рисование.
В научной литературе накоплены определенные данные, позволяющие поставить и решить проблему формирования цветовосприятия у дошкольников.
Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы формирования художественного восприятия цвета, методики изображения, вопросы, связанные с организацией самого процесса художественного восприятия цвета, у дошкольников решены не полностью. Остаются неразрешёнными противоречия между потребностью современного общества в личности, способной творчески мыслить и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании творческих возможностей детей дошкольного возраста.
Актуальность
Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего дня. Новые приоритеты в дошкольном образовании диктуют необходимость развития творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Психологические законы развития человека таковы, что его линейное мышление начинает формироваться только с 10 лет, а бурное развитие цветоощущения идет до 8-9 лет, поэтому очень важно целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Для развития цветовосприятия может помочь специально организованная деятельность, способствующая активному познанию окружающего мира. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способ отражения окружающего мира, а так же средство развития познавательных процессов. Одно из наиболее ярких выразительных средств художественного развития детей - это цвет. Выбор цвета ребенком во время рисования - показатель его психического состояния и творческого самовыражения. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в творчестве, игре, эмоциях. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Проблема формирования чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных. Исследования показали, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми по развитию цветового восприятия и на этой основе формирования у детей чувства цвета, а также не определена последовательность занятий в ознакомлении детей с цветом, недостаточно раскрыты особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании художественных образов.
Хорошую возможность для такого развития могут дать различные виды детской деятельности. Включение в учебный процесс эффективных форм работы с детьми (ИКТ, проектной деятельности, игровых проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей) пока еще недостаточно освоено. Очевидно, что в рамках ДОУ необходим системный подход в развитии цветового восприятия, предусматривающего систематизацию имеющихся знаний детей, активизацию и обогащение их умений через различные виды деятельности. На основании выявленных противоречий нами была сформулирована тема нашего проекта «Цветоведение, как технология всестороннего развития детей». Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» и сформулирована цель и задачи проекта.
Цель и задачи.
Цель проекта : - Всестороннее развитие детей через цветоведение в условиях детского сада.
Задачи:
1. Развивать творческое воображение дошкольников.
2. Развивать знания о простых и составных цветах;
3. Научить свободному смешиванию основных красок между собой, а также с белой и черной.
4. Воспитывать отзывчивость к художественным произведениям (живописным, литературным, музыкальным, способность выразить своё отношение к произведению.
5. Учить детей видеть красоту в гармонии красок.
Срок реализации проекта : - сентябрь -ноябрь 2023 учебного года.
Состав и возраст проектной группы : воспитатели, дети старшего дошкольного, возраста 5-6 лет, родители
Типология проекта : -Информационно – творческий, познавательный, краткосрочный.
Образовательная программа, в рамках которой проводится проект :
- ФОП ДО.
Этапы :
1. Подготовительный с 1 по 7 сентября 2023г. :
1. Изучение уровня знаний детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ литературы по цветоведению, цветовосприятию.
3. Анкетирование родителей с целью определения знаний по цветоведению :
2. Разработка проекта с 7 до 14 сентября 2023г. :
1. Определение целей и задач проекта.
2. Разработка плана мероприятий проекта.
3. Основной с 14 сентября по 23 ноября 2023г. :
Работа ведется по блокам:
1 Блок «Разноцветных красок хоровод»
В этом блоке занятий детей знакомят с цветовым кругом : основными и смешанными цветами
2 Блок «Найдем каждому цвету друзей»
В этом блоке занятий детей знакомят с ахроматическими цветами;
3 Блок «Чудо краски»
В этом блоке занятий детей знакомят с цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
4 Блог «Жители волшебной страны»
(закрепление полученных знаний и умений)
4. Заключительный 24-30 ноября 2023:
1. Подведение итогов.
2. Открытое занятие «Разноцветные старты».
3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.
Принципы
В основу организации продуктивной деятельности заложены принципы:
1. Принцип поэтапности “погружения”. Работа с детьми составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступить к освоению нового этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений. Подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора. В творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
5. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия.
6. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о цвете с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
7. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом. Ознакомление дошкольников с цветом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности.
Методы
Для достижения цели нами использовались различные методы в продуктивной деятельности детей :
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
• метод сенсорного насыщения;
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, родителями, сверстниками);
• метод эвристических и проблемно-игровых ситуаций.
Ожидаемые результаты проекта :
У детей :
1. Сформированы знания о простых и составных цветах;
2. Умеют свободно смешивать основные краски между собой, а также с белой и черной.
3. Развита самостоятельность и творческая активность.
4. Расширится словарный запас.
5. Цветовое решение должно соответствовать поставленной изобразительной задаче;
6. Цветовые соотношения должны быть близки к реальным;
7. В цветовых соотношениях образа должны присутствовать элементы фантазии;
8. Дети должны уметь передавать насыщенность цвета;
9. Дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;
10. Дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.
У педагогов:
1. Разработана система по развитию цветовосприятия старших дошкольников в ДОУ.
2. Созданы необходимые условия по ознакомлению детей с цветовой гаммой
У педагогов и родителей:
1. Углубление представлений педагогов о роли цвета в организации среды;
2. Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность узких специалистов ДОУ с целью индивидуалиации педагогического процесса;
3. Формирование детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности.
Заключение.
Работая над данной проблемой, мы изучили особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической части определили наиболее эффективные способы и средства развития восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества. Разработали систему работы, мероприятия, по восприятию детьми основных и составных цветов, а также их оттенков.
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Дети четко усвоили названия цветов и их оттенков. Получили возможность сравнивать предметы по цвету, то есть выполнять элементарные мыслительные операции. Наша работа максимально приблизила детей к пониманию «языка цветов» (В. Кандинский, а тем самым обогатила их восприятие и сознание, открыла для них новые краски мира.
Накопление знаний о различных изобразительных техниках, комплексное использование средств и методов в работе с дошкольниками способствовало значительному развитию творчества и созданию обстановки эмоционального комфорта. Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительной деятельностью происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительной деятельности, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Очевидно, что работа с дошкольниками по цветовосприятию обогащает эмоционально-творческое развитее ребёнка. Наблюдение за цветовыми взаимодействиями в произведениях искусства и собственных работах с краской гармонизирует и внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой. Подводя итог проделанной работы, можно судить о том, как важен и сложен мир цвета. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, будет зависеть и результат.
Литература
1. Аллаярова красок. М., 2006.
2. Гуреева на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. Волгоград ИТД «Корифей», 2009.
3. Дубровская с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005.
4. Дубровская к творчеству. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.
5. Доронова детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. М., 2003.
6. Доронова детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
7. Давыдова техники рисования в детском саду. Часть 1. М., 2007.
8. Евдокимова рисовать красками. М. «Дрофа», 2006.
9. ,С. Размыслова в детскот изобразительном творчестве дошкольников. М. Педагогическое общество России,2005.
10. Нищева сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.
11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2004.
12. Трофимова Т. И. И учёба, и игра изобразительное искусство. Ярославль «Академия развития», 1997.
13. Штейнлен деятельность. Средняя группа. Волгоград ИТД «Корифей», 2009.