Елена Батарова
Проект «Цветоведение как инновационная технология для всестороннего развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Я хочу знать лишь одно. Что такое цвет?
— Пабло Пикассо
испанский и французский художник, скульптор,
график, театральный художник, керамист и дизайнер.
Введение
Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П., и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного развития.
Публикация «Проект „Цветоведение как инновационная технология для всестороннего развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Цвета и оттенки, смешивание красок, цветоведение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2024
Цветовое художественное воспитание дает возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, способности видеть красоту в простых образах, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из основных социально-культурных критериев - стремление к красоте, т. е. развитию эстетических чувств. Одним из средств развития цветовосприятия у детей является рисование.
В научной литературе накоплены определенные данные, позволяющие поставить и решить проблему формирования цветовосприятия у дошкольников.
Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы формирования художественного восприятия цвета, методики изображения, вопросы, связанные с организацией самого процесса художественного восприятия цвета, у дошкольников решены не полностью. Остаются неразрешёнными противоречия между потребностью современного общества в личности, способной творчески мыслить и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании творческих возможностей детей дошкольного возраста.
Актуальность
Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего дня. Новые приоритеты в дошкольном образовании диктуют необходимость развития творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Психологические законы развития человека таковы, что его линейное мышление начинает формироваться только с 10 лет, а бурное развитие цветоощущения идет до 8-9 лет, поэтому очень важно целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Для развития цветовосприятия может помочь специально организованная деятельность, способствующая активному познанию окружающего мира. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способ отражения окружающего мира, а так же средство развития познавательных процессов. Одно из наиболее ярких выразительных средств художественного развития детей - это цвет. Выбор цвета ребенком во время рисования - показатель его психического состояния и творческого самовыражения. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в творчестве, игре, эмоциях. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Проблема формирования чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных. Исследования показали, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми по развитию цветового восприятия и на этой основе формирования у детей чувства цвета, а также не определена последовательность занятий в ознакомлении детей с цветом, недостаточно раскрыты особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании художественных образов.
Хорошую возможность для такого развития могут дать различные виды детской деятельности. Включение в учебный процесс эффективных форм работы с детьми (ИКТ, проектной деятельности, игровых проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей) пока еще недостаточно освоено. Очевидно, что в рамках ДОУ необходим системный подход в развитии цветового восприятия, предусматривающего систематизацию имеющихся знаний детей, активизацию и обогащение их умений через различные виды деятельности. На основании выявленных противоречий нами была сформулирована тема нашего проекта «Цветоведение, как технология всестороннего развития детей». Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» и сформулирована цель и задачи проекта.
Цель и задачи.
Цель проекта : - Всестороннее развитие детей через цветоведение в условиях детского сада.
Задачи:
1. Развивать творческое воображение дошкольников.
2. Развивать знания о простых и составных цветах;
3. Научить свободному смешиванию основных красок между собой, а также с белой и черной.
4. Воспитывать отзывчивость к художественным произведениям (живописным, литературным, музыкальным, способность выразить своё отношение к произведению.
5. Учить детей видеть красоту в гармонии красок.
Срок реализации проекта : - сентябрь -ноябрь 2023 учебного года.
Состав и возраст проектной группы : воспитатели, дети старшего дошкольного, возраста 5-6 лет, родители
Типология проекта : -Информационно – творческий, познавательный, краткосрочный.
Образовательная программа, в рамках которой проводится проект :
- ФОП ДО.
Этапы :
1. Подготовительный с 1 по 7 сентября 2023г. :
1. Изучение уровня знаний детей для определения целей проекта.
2. Сбор и анализ литературы по цветоведению, цветовосприятию.
3. Анкетирование родителей с целью определения знаний по цветоведению :
2. Разработка проекта с 7 до 14 сентября 2023г. :
1. Определение целей и задач проекта.
2. Разработка плана мероприятий проекта.
3. Основной с 14 сентября по 23 ноября 2023г. :
Работа ведется по блокам:
1 Блок «Разноцветных красок хоровод»
В этом блоке занятий детей знакомят с цветовым кругом : основными и смешанными цветами
2 Блок «Найдем каждому цвету друзей»
В этом блоке занятий детей знакомят с ахроматическими цветами;
3 Блок «Чудо краски»
В этом блоке занятий детей знакомят с цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.
4 Блог «Жители волшебной страны»
(закрепление полученных знаний и умений)
4. Заключительный 24-30 ноября 2023:
1. Подведение итогов.
2. Открытое занятие «Разноцветные старты».
3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.
Принципы
В основу организации продуктивной деятельности заложены принципы:
1. Принцип поэтапности “погружения”. Работа с детьми составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступить к освоению нового этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.
2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3. Принцип сравнений. Подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.
4. Принцип выбора. В творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
5. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия.
6. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о цвете с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
7. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом. Ознакомление дошкольников с цветом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности.
Методы
Для достижения цели нами использовались различные методы в продуктивной деятельности детей :
• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
• метод сенсорного насыщения;
• метод разнообразной художественной практики;
• метод сотворчества (с педагогом, родителями, сверстниками);
• метод эвристических и проблемно-игровых ситуаций.
Ожидаемые результаты проекта :
У детей :
1. Сформированы знания о простых и составных цветах;
2. Умеют свободно смешивать основные краски между собой, а также с белой и черной.
3. Развита самостоятельность и творческая активность.
4. Расширится словарный запас.
5. Цветовое решение должно соответствовать поставленной изобразительной задаче;
6. Цветовые соотношения должны быть близки к реальным;
7. В цветовых соотношениях образа должны присутствовать элементы фантазии;
8. Дети должны уметь передавать насыщенность цвета;
9. Дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;
10. Дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.
У педагогов:
1. Разработана система по развитию цветовосприятия старших дошкольников в ДОУ.
2. Созданы необходимые условия по ознакомлению детей с цветовой гаммой
У педагогов и родителей:
1. Углубление представлений педагогов о роли цвета в организации среды;
2. Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность узких специалистов ДОУ с целью индивидуалиации педагогического процесса;
3. Формирование детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности.
Заключение.
Работая над данной проблемой, мы изучили особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической части определили наиболее эффективные способы и средства развития восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества. Разработали систему работы, мероприятия, по восприятию детьми основных и составных цветов, а также их оттенков.
Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.
Дети четко усвоили названия цветов и их оттенков. Получили возможность сравнивать предметы по цвету, то есть выполнять элементарные мыслительные операции. Наша работа максимально приблизила детей к пониманию «языка цветов» (В. Кандинский, а тем самым обогатила их восприятие и сознание, открыла для них новые краски мира.
Накопление знаний о различных изобразительных техниках, комплексное использование средств и методов в работе с дошкольниками способствовало значительному развитию творчества и созданию обстановки эмоционального комфорта. Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительной деятельностью происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительной деятельности, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.
Очевидно, что работа с дошкольниками по цветовосприятию обогащает эмоционально-творческое развитее ребёнка. Наблюдение за цветовыми взаимодействиями в произведениях искусства и собственных работах с краской гармонизирует и внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой. Подводя итог проделанной работы, можно судить о том, как важен и сложен мир цвета. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, будет зависеть и результат.
Литература
1. Аллаярова красок. М., 2006.
2. Гуреева на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. Волгоград ИТД «Корифей», 2009.
3. Дубровская с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005.
4. Дубровская к творчеству. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.
5. Доронова детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. М., 2003.
6. Доронова детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.
7. Давыдова техники рисования в детском саду. Часть 1. М., 2007.
8. Евдокимова рисовать красками. М. «Дрофа», 2006.
9. ,С. Размыслова в детскот изобразительном творчестве дошкольников. М. Педагогическое общество России,2005.
10. Нищева сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.
11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2004.
12. Трофимова Т. И. И учёба, и игра изобразительное искусство. Ярославль «Академия развития», 1997.
13. Штейнлен деятельность. Средняя группа. Волгоград ИТД «Корифей», 2009.