Папки-передвижки

Проект «Цветоведение как инновационная технология для всестороннего развития детей дошкольного возраста»

Елена Батарова
Проект «Цветоведение как инновационная технология для всестороннего развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Я хочу знать лишь одно. Что такое цвет?

— Пабло Пикассо

испанский и французский художник, скульптор,

график, театральный художник, керамист и дизайнер.

Введение

Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С., Сакулиной Н. П., Усовой А. П., и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способность отражения им окружающего мира. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного развития.

Темочки:

Цветовое художественное воспитание дает возможность наиболее широко развить органы чувств ребенка, способности видеть красоту в простых образах, что, в свою очередь, непосредственно отразится наилучшим образом на общем развитии, окажет влияние на формирование одного из основных социально-культурных критериев - стремление к красоте, т. е. развитию эстетических чувств. Одним из средств развития цветовосприятия у детей является рисование.

В научной литературе накоплены определенные данные, позволяющие поставить и решить проблему формирования цветовосприятия у дошкольников.

Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы формирования художественного восприятия цвета, методики изображения, вопросы, связанные с организацией самого процесса художественного восприятия цвета, у дошкольников решены не полностью. Остаются неразрешёнными противоречия между потребностью современного общества в личности, способной творчески мыслить и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании творческих возможностей детей дошкольного возраста.

Актуальность

Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего дня. Новые приоритеты в дошкольном образовании диктуют необходимость развития творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.

Психологические законы развития человека таковы, что его линейное мышление начинает формироваться только с 10 лет, а бурное развитие цветоощущения идет до 8-9 лет, поэтому очень важно целенаправленно развивать восприятие цвета и чувство цвета. Для развития цветовосприятия может помочь специально организованная деятельность, способствующая активному познанию окружающего мира. Чувство цвета - не только проявление художественных способностей человека, но и способ отражения окружающего мира, а так же средство развития познавательных процессов. Одно из наиболее ярких выразительных средств художественного развития детей - это цвет. Выбор цвета ребенком во время рисования - показатель его психического состояния и творческого самовыражения. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в творчестве, игре, эмоциях. Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом. Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Проблема формирования чувства цвета у детей в настоящее время становится одной из актуальных. Исследования показали, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве; умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Тем не менее, до настоящего времени отсутствует целостная система работы с детьми по развитию цветового восприятия и на этой основе формирования у детей чувства цвета, а также не определена последовательность занятий в ознакомлении детей с цветом, недостаточно раскрыты особенности восприятия цвета детьми и передачи его при создании художественных образов.

Хорошую возможность для такого развития могут дать различные виды детской деятельности. Включение в учебный процесс эффективных форм работы с детьми (ИКТ, проектной деятельности, игровых проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей) пока еще недостаточно освоено. Очевидно, что в рамках ДОУ необходим системный подход в развитии цветового восприятия, предусматривающего систематизацию имеющихся знаний детей, активизацию и обогащение их умений через различные виды деятельности. На основании выявленных противоречий нами была сформулирована тема нашего проекта «Цветоведение, как технология всестороннего развития детей». Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» и сформулирована цель и задачи проекта.

Цель и задачи.

Цель проекта : - Всестороннее развитие детей через цветоведение в условиях детского сада.

Задачи:

1. Развивать творческое воображение дошкольников.

2. Развивать знания о простых и составных цветах;

3. Научить свободному смешиванию основных красок между собой, а также с белой и черной.

4. Воспитывать отзывчивость к художественным произведениям (живописным, литературным, музыкальным, способность выразить своё отношение к произведению.

5. Учить детей видеть красоту в гармонии красок.

Срок реализации проекта : - сентябрь -ноябрь 2023 учебного года.

Состав и возраст проектной группы : воспитатели, дети старшего дошкольного, возраста 5-6 лет, родители

Типология проекта : -Информационно – творческий, познавательный, краткосрочный.

Образовательная программа, в рамках которой проводится проект :

- ФОП ДО.

Этапы :

1. Подготовительный с 1 по 7 сентября 2023г. :

1. Изучение уровня знаний детей для определения целей проекта.

2. Сбор и анализ литературы по цветоведению, цветовосприятию.

3. Анкетирование родителей с целью определения знаний по цветоведению :

2. Разработка проекта с 7 до 14 сентября 2023г. :

1. Определение целей и задач проекта.

2. Разработка плана мероприятий проекта.

3. Основной с 14 сентября по 23 ноября 2023г. :

Работа ведется по блокам:

1 Блок «Разноцветных красок хоровод»

В этом блоке занятий детей знакомят с цветовым кругом : основными и смешанными цветами

2 Блок «Найдем каждому цвету друзей»

В этом блоке занятий детей знакомят с ахроматическими цветами;

3 Блок «Чудо краски»

В этом блоке занятий детей знакомят с цветовым тоном, насыщенностью, светлотой.

4 Блог «Жители волшебной страны»

(закрепление полученных знаний и умений)

4. Заключительный 24-30 ноября 2023:

1. Подведение итогов.

2. Открытое занятие «Разноцветные старты».

3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей.

Принципы

В основу организации продуктивной деятельности заложены принципы:

1. Принцип поэтапности “погружения”. Работа с детьми составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступить к освоению нового этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений. Подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора. В творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

5. Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия.

6. Принцип дифференциации. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о цвете с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

7. Принцип интегративности. Реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом. Ознакомление дошкольников с цветом может стать стержнем, вокруг которого интегрируются все виды деятельности.

Методы

Для достижения цели нами использовались различные методы в продуктивной деятельности детей :

• метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

• метод сенсорного насыщения;

• метод разнообразной художественной практики;

• метод сотворчества (с педагогом, родителями, сверстниками);

• метод эвристических и проблемно-игровых ситуаций.

Ожидаемые результаты проекта :

У детей :

1. Сформированы знания о простых и составных цветах;

2. Умеют свободно смешивать основные краски между собой, а также с белой и черной.

3. Развита самостоятельность и творческая активность.

4. Расширится словарный запас.

5. Цветовое решение должно соответствовать поставленной изобразительной задаче;

6. Цветовые соотношения должны быть близки к реальным;

7. В цветовых соотношениях образа должны присутствовать элементы фантазии;

8. Дети должны уметь передавать насыщенность цвета;

9. Дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;

10. Дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.

У педагогов:

1. Разработана система по развитию цветовосприятия старших дошкольников в ДОУ.

2. Созданы необходимые условия по ознакомлению детей с цветовой гаммой

У педагогов и родителей:

1. Углубление представлений педагогов о роли цвета в организации среды;

2. Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность узких специалистов ДОУ с целью индивидуалиации педагогического процесса;

3. Формирование детско-родительских отношений в процессе совместной творческой деятельности.

Заключение.

Работая над данной проблемой, мы изучили особенности восприятия цвета детьми старшего дошкольного возраста. Для решения задач, поставленных перед нами, мы создали необходимые условия. В практической части определили наиболее эффективные способы и средства развития восприятие цвета детьми старшего дошкольного возраста в процессе художественного творчества. Разработали систему работы, мероприятия, по восприятию детьми основных и составных цветов, а также их оттенков.

Задачи, поставленные в начале работы, выполнены.

Дети четко усвоили названия цветов и их оттенков. Получили возможность сравнивать предметы по цвету, то есть выполнять элементарные мыслительные операции. Наша работа максимально приблизила детей к пониманию «языка цветов» (В. Кандинский, а тем самым обогатила их восприятие и сознание, открыла для них новые краски мира.

Накопление знаний о различных изобразительных техниках, комплексное использование средств и методов в работе с дошкольниками способствовало значительному развитию творчества и созданию обстановки эмоционального комфорта. Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительной деятельностью происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительной деятельности, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.

Очевидно, что работа с дошкольниками по цветовосприятию обогащает эмоционально-творческое развитее ребёнка. Наблюдение за цветовыми взаимодействиями в произведениях искусства и собственных работах с краской гармонизирует и внутренние процессы, связанные с цветосенсорикой. Подводя итог проделанной работы, можно судить о том, как важен и сложен мир цвета. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка. От того, насколько грамотно он спланирует серию занятий по цвету, учитывая возраст, психологическое и эмоциональное состояние ребенка, будет зависеть и результат.

Литература

1. Аллаярова красок. М., 2006.

2. Гуреева на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. Волгоград ИТД «Корифей», 2009.

3. Дубровская с цветом. Знакомство дошкольников 5-7 лет с основами цветоведения. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2005.

4. Дубровская к творчеству. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2002.

5. Доронова детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. М., 2003.

6. Доронова детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

7. Давыдова техники рисования в детском саду. Часть 1. М., 2007.

8. Евдокимова рисовать красками. М. «Дрофа», 2006.

9. ,С. Размыслова в детскот изобразительном творчестве дошкольников. М. Педагогическое общество России,2005.

10. Нищева сказки. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2004.

11. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. М., 2004.

12. Трофимова Т. И. И учёба, и игра изобразительное искусство. Ярославль «Академия развития», 1997.

13. Штейнлен деятельность. Средняя группа. Волгоград ИТД «Корифей», 2009.

Публикации по теме:

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

Игры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаИгры на липучках — средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Альбомчики на липучках – это реально ноу-хау, маленькая революция в производстве развивающих пособий для ваших деток. Когда ребёнок прилепляет.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Цветоведение как инновационная технология для всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 17 января 2024 в 13:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Цветоведение как инновационная технология для всестороннего развития детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Батарова (УИ 493814) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД