Валентина Лихацкая
Проект «Чудо-тыква»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект на тему : «Чудо тыква»
Продолжительность проекта : долгосрочный с 01.04.19г. -25.09.19г.
Вид проекта : познавательно-творческий
Участники проекта : дети, воспитатель, родители
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Чудо-тыква“» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Тыква, тыквы
- Темочки
С самых ранних лет ребёнок учится взаимодействовать с миром природы. Задача взрослых: помочь ребёнку найти ответы на возникающие при этом вопросы. Выращивая овощи на огороде, дети увидят состояние семян после посадки. Через проведенные наблюдения и эксперименты они смогут объяснить причины изменений растений и научатся за ними ухаживать, познакомятся с новыми словами: стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод. Дети узнают о потребностях растений, что для их роста и развития нужен свет, тепло, регулярный полив и прополка сорняков. Кроме того, поисково-исследовательская деятельность неразрывно связана с развитием речи (дети не могут работать, не разговаривая).
Гипотеза проекта :
Можно ли из семян вырастить разнообразные тыквы
Цель проекта :
Расширять представление о тыкве: о многообразии её сортов, условиях и местах произрастания.
Задачи проекта :
Воспитательные:
1. Воспитывать потребность в необходимости сохранения здоровья через правильное питание
2. Формировать знания о пользе блюд из тыквы и о ее роли в жизнедеятельности организма.
Развивающие:
1. Развивать познавательные и творческие способности ребёнка 4-5 лет в процессе совместной с воспитателем исследовательской деятельности
2. Обогащать словарный запас детей за счет обозначения качеств тыквы (вкуса, цвета, величины и др.) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о тыкве.
Образовательные:
1. Учить детей высаживать семена тыквы на огороде и ухаживать за ними во время роста.
2. Дополнять, обобщать знания и представления детей об овоще - тыкве, её свойствах и применении.
Методы проекта :
-утренний круг;
презентация «Тыква-тыквочка»
-Беседы:«Все начинается с семечка» «Где спрятались витамины»,
-чтение художественной литературы ;
-Художественное творчество (лепка, аппликация, рисование,
раскрашивание);
-изготовление тыквы из бумаги;
-Подбор видеоматериалов :«Весёлые тыквы», «Тина нашла огромную тыкву за городом», «Мультик про тыкву».
-Дидактические игры: «Весёлый огород», «На что похожа тыква», «Доскажи словечко»;
-подвижные игры «Собери урожай», «Огуречик, огуречик», «Кто больше соберет», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
-Оформление выставки семейных работ «Государыня тыква».
Содержание проекта :
1 этап-мотивация:
Дети получают письмо.
«Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Малышка, так меня называют мои мама и папа, дедушка и бабушка, мои братья и сестры, все наши родственники.
Живу я большом городе Овощеград на самой красивой улице. Дома на улице большие и не очень большие, все они самой разной формы, то шарообразные, то плоские, то вытянуты, словно бутылки. И раскрашены дома в яркие сочные цвета: ярко-оранжевый, золотисто-желтый, зеленовато-коричневый, темно-зеленый, а есть дома и серо-зеленого цвета.
А вот кто я, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Всех овощей она царица,
Своей величиной гордится.
На дыню издали похожа,
На рыжий мяч большущий тоже.
- Молодцы, ребята, отгадали правильно! Я – тыква. И мои родители, и мои братья и сестры, и мои многочисленные родственники – это наше большое семейство Тыквенных.
Я еще совсем маленькая, но мне очень хочется всё-всё знать:
Где наша родина? Как тыква растет? Какие родственники у меня есть? Для чего человек выращивает тыкву?
Ребята, помогите мне, пожалуйста.
Малышка Тыква».
Дети решают помочь Малышке Тыкве найти ответы на ее вопросы.
2 этап-разработка совместного плана работы над проектом :
Для составления плана работы над проектом были использованы модели трех вопросов Л. В. Михайловой-Свирской
-Что мы знаем о тыкве
-Они бывают разные (Аня К.)
-Их выращивают на огороде (Дима Б.)
-Ее можно кушать (Костя В.)
-Можно кормить курочек (Маша)
-Они бывают красивые (Даша Г.)
-Чтобы выросла нужно поливать (Дима К.)
Что мы хотим узнать о тыкве?
-Как она вырастает? (Виолетта Е.)
-Откуда они берутся (Лиля)
-Тыква-фрукт или овощ? (Аня Л.)
-Какая она на вкус (Женя Ч.)
-Что можно в ней кушать? (Лера К.)
-Для чего она нужна? (Артем Я.)
Что нужно сделать чтобы узнать?
-Посмотреть передачу по телевизору (Сева К.)
-Можно узнать из книг, журналов (Аня К.)
-Можно спросить у воспитателей (Маша П.)
-Можно через планшет (Артем Я.)
-Спросить у бабушки, мамы (Мирослава З.)
-А еще в компьютере (Дима Б.)
На основе этой модели был создан совместный план работы над проектом для каждого центра. Свои предложения вносили дети, педагог, родители.
3 этап практический.
Просмотрев презентацию по теме проекта «Тыква-чудо» дети узнали о том, что тыква оказывается – это ягода. Считается, что крупнее её плода не бывает. Тыква годится не только в пищу, но и для приготовления различной посуды. Кожура её настолько тверда и прочна, что из нее в старые времена делали посуду. Тыква – полезный продукт, она удивительно богата ценными веществами. Эта гигантская ягода — хороший стимулятор роста человека. Этот продукт отлично подходит для питания детей и взрослых. Тыкву можно вырастить из семени. Они бывают разные :столовые и декоративные. Из тыквы готовят различные блюда, сок. А из декоративной различные поделки и композиции.
На ежедневных утренних сборах рассказывала детям о том,какие материалы и пособия приготовлены в каждом центре. Наблюдения за детьми показали, какие центры наиболее интересны детям: центр творческой мастерской, центр общения и книги, центр науки, центр трудовой деятельности.
Центр науки:
-Беседы: «Родина тыквы», «В огороде нашем тыква», «И это все тыква»(многообразие тыквенного семейства, «Для чего человек выращивает тыкву».
-Исследовательская деятельность: рассматривание разных сортов тыквы - уточнение формы и цвета; семян тыквы под лупой, под микроскопом, в разрезе – семечко тыквы состоит из двух долек, из которых прорастает новое растение; уточнение знаний об условиях необходимых для роста растения.
-Выращивание тыквы на огороде (Посадка, полив, появление первых всходов, первых цветоносов,и появление первых плодов тыквы)
-Рассматривание сюжетных картинок по теме «Тыква».
Центр книги и общения:
-Беседа: «Герои сказок - тыква». Рассматривание иллюстраций к книгам Ш. Перро «Золушка» и Д. Родари «Чиполлино».
-Работа в Книжном уголке: рассматривание и чтение энциклопедий.
-Отгадывание загадок о тыкве. Создание картотеки загадок о тыкве.
-Чтение: Ю. Тувим «Овощи»; В. Коркин «Что растет на нашей грядке?»; Ш. Перро «Золушка»; Д. Родари «Приключения Чипполино».
Дидактические игры: «Овощные загадки», «Из какой мы сказки», «Назови героя».
Центр социально-коммуникативного развития
-Сюжетно-ролевые игры: «Семья. Собираем урожай», «Семья. Готовим блюда из тыквы», «Овощной магазин».
-Общение: «Что можно приготовить из тыквы», «Мое любимое блюдо из тыквы».
Дидактические упражнения: «Назови ласково», «Обведи по точкам тыкву», «Чудесный мешочек», штриховка.
Пальчиковые игры: «Капуста», «Мы делили апельсин».
Центр музыки:
-Показ презентации «Музыкальные инструменты и тыква».
-Слушание детских песен об осенних дарах.
-Игра-хоровод: «Тыковка»
Центр физкультуры:
-Беседа: «Где спрятались витаминки?».
Задачи: расширить знания детей о полезных свойствах тыквы.
-Подвижная игра: «Собери урожай», «Огуречик, огуречик», «Кто больше соберет», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».
-Физкультминутка: «Огород у нас в порядке».
Центр творческая мастерская:
-НОД (лепка) : «Вырастала тыква в нашем огороде»
-Выставка «Тыквенный вернисаж».
-Работа с раскрасками на тему проекта.
-Игры с трафаретами: «Овощная грядка».
-Конструктивно-модельная деятельность
-НОД: «Государыня тыква», конструирование из бумаги.
Конструирование из геометрических фигур «Едет с поля урожай».
Работа с природным материалом (тыквенные семена) – «Подсолнухи».
Центр экспериментирования:
-Эксперимент по проращиванию семян.
-ОПЫТЫ: «Плавает или нет?»,»Что внутри?»
Центр труда:
-Посадка семян тыквы
-Прополка, удаление сорняков
-Полив тыквы
-Наблюдения за ростом тыквы
-Сбор урожая
На ежедневных утренних сборах рассказывала детям о том,какие материалы и пособия приготовлены в каждом центре. Наблюдения за детьми показали, какие центры наиболее заинтересовали детей. Были востребованы: центр творческой мастерской, центр общения и книги, центр науки, центр труда.
Центр творческая мастерская
Рисование «Выросла у нас тыква»
НООД «Государыня тыква», конструирование из полосок бумаги.
Центр социально-коммуникативного развития
Дидактическая игра «Скажи ласково», «Какая?»
Рассматривание мини-энциклопедии «Такие разные тыквы»
Хороводная игра «Тыква-тыквочка»
«Как все начиналось?»
Наблюдения: рассматривание и проращивание семян тыквы
Мы сажаем нашу тыкву, а это первые всходы,первые листочки
А вот пришло время и первых сборов нашего урожая
Ну вот и осень пришла и пора убирать весь урожай на грядке
4 этап итоговый
Итоговое мероприятие проекта : Выставка поделок из тыквы,выращенной на нашем огороде.
Вопросы детям:
1. Сумеете ли вы теперь рассказать о способах выращивания тыквы?
2. Что нового узнали о тыкве?
3. Чему вы научились в ходе реализации нашего проекта?
4. Что больше всего вас удивило в ходе проекта?
Вопросы родителям:
1. Нравится ли Вам, когда дети занимаются трудовой деятельностью? Что она дает?
2. Трудно ли изготавливать поделки совместно с детьми?
3. Будете ли Вы продолжать дома совместно с ребенком выращивать какие нибудь овощи?
Ожидаемые результаты по проекту :
Для детей:
1. Расширение кругозора детей.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Развитие интереса к коллективной творческой деятельности.
4. Формирование познавательного интереса к окружающему миру.
5. Формирование разносторонних знаний о тыкве.
Для педагога:
1. Повышение компетентности по использованию современных педагогических технологий в образовательной деятельности.
2. Самореализация, повышение творческого потенциала.
3. Повышение педагогической компетенции в области экологического воспитания дошкольников.
4. Создание условий для развития поисково-исследовательской деятельности детей.
Для родителей:
1. Повышение уровня информированности родителей по
2. Оптимизация детско-родительских отношений.
3. Повышение уровня вовлеченности родителей в деятельность ДОУ (активизация родителей).
Полученные результаты по проекту :
Для детей:
1. В результате реализации проекта : повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей.
2. Дети научились высаживать семена в землю, рыхлить, пропалывать.
3. Научились делать поделки и композиции из выращенных овощей.
для педагога:
1. Сбор информации по данной теме, используя такие направления как: телевидение, энциклопедии, компьютер и распределить между детьми и родителями.
2. Оформление проекта;
для родителей:
1. Рост уровня информированности родителей о деятельности МБДОУ;
2. Активное участие родителей в жизни детского сада и группы.
Гипотеза проекта подтвердилась :
Из семян, при правильном уходе, можно вырастить разнообразные сорта тыквы.
Спасибо!