Инна Урбанова
Проект «Чудо-дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Мир природы таинствен и прекрасен.
Радость неведомого захлестывает тебя.
Положи руку на пульс лесных дебрей,
вслушайся в их тихий, затаенный стук.
Не спеши обрывать крылья у бабочки:
береги свое удивление”
Н. Сладков
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА
Основная цель данного проекта направлена на формирование основ экологической культуры дошкольников, через театрализованную деятельность.
Решение задач поставленных в проекте, поможет нам в создании максимально благоприятных условий для развития творческих способностей каждого ребёнка.
Публикация «Проект „Чудо-дом“» размещена в разделах
В результате реализации проекта, дети могут найти и почерпнуть практический материал для развития навыков грамотного поведения в природе.
Проект разработан в рамках общего проекта ДОУ «Экологический марафон», который характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников в педагогический процесс, нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых. Проект не ограничен во времени, количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание, способ организации, место в режиме дня.
Реализация проекта «Экологический театр» осуществляется с сентября 2009г. Участники проекта : воспитатели группы, дети, родители.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Проблема экологического образования сегодня волнует всех – ученых, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире?
Работая в детском саду, я обратила внимание на то, что небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием необходимых знаний.
Например: пятилетний малыш безжалостно топчет муравья, отрывает насекомым крылья, обрывает и бросает листья. Делает он это не потому, что он жестокий, а потому, что не знает, какую пользу приносят растения, насекомые, птицы и дт.
Кого винить в том, что в жизни насущной при нехватке средств и времени, мы упускаем из виду такие ценные качества человека, как любовь к природе, бережное отношение к «братьям нашим меньшим».
Дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Именно поэтому работу по осознанно-правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитательно-образовательной деятельности.
Эффективный путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цели:
Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.
Формирование у детей основ экологической культуры через театрализованную деятельность.
Задачи:
научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы,
учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать экологическую культуру.
Формировать у детей умения налаживать партнерские отношения через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.
Пробудить у детей интерес к театральному искусству, его истории и развитию. Знакомить с различными видами театров; воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства.
Развивать у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе, формировать гуманное отношение к природе.
Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.
Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, этюдов.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Организационно-подготовительный
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
Определение цели и задач проекта;
Подбор литературы, пособий, атрибутов;
Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;
Составление тематического планирования мероприятий;
2. Основной
Деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.
Работа в режиме инновационной деятельности.
3. Заключительный
Обобщение результатов работы;
Анализ деятельности;
Презентация итогов работы через театрализацию.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, в своей работе я использую театрализованные игры и постановки.
Театрализованная деятельность - одна изнетрадиционных форм экологического образования ивоспитания детей. Нетрадиционных, потому чтопроблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Экологический театр наряду с другими несет в себе и серьезную воспитательную цель: объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы, показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющих все вокруг.
Для овладения навыками актерского мастерства много внимания уделяется этюдной работе. Она раскрывает творческую природу ребенка и включает в себя упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слух и вкусу. Знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитывается возраст зрителей, продолжительность спектакля, стараемся сделать его легким для восприятия.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется новое психическое качество – ценностная ориентация. В связи с этим особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Моя задача как педагога – помочь ребенку научиться свободно, ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы материальной культуры, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению способов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к доступным для дошкольника объектам окружающей действительности. Именно это открывает перед ребенком возможности действовать в повседневной жизни разумно и достаточно самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.
Проект «Экологический театр» помимо театрализации включает в себя разные виды деятельности. Вместе с детьми мы придумываем игры - макеты, изготавливаем атрибуты и декорации к спектаклям, разрабатываем и реализуем мини – проекты на интересующую тему. (Приложение 5) Для экспериментирования также отведен уголок, чтобы дети могли сделать несложные опыты - наблюдения и т. д.
Рассказывая детям сказку, необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а герои предстают в более ярком свете. Для этой работы используем наше многофункциональное «панно», которое является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как Машенька идет среди самых настоящих сосен и берез, да и лесные звери здесь выглядят как-то более убедительно. (Приложение 1)
Проигрывая определенный сценарий (стихотворение, короткую сказку, дети по нескольку раз меняются ролями. Им удается побыть и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, или утенка. У ребенка появляется возможность многократного перевоплощения. Дети это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Глядя друг на друга, в спокойной атмосфере удается расшевелить самого скованного, зажатого ребенка. У агрессивных детей есть возможность почувствовать себя беззащитной жертвой или, в социально приемлемой форме выплеснуть агрессию.
В ходе игр-драматизаций дети учатся владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их любимые герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с другими.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения оказывает семья, поэтому на протяжении всего времени проводится непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию условий по данной теме. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают нам в организации экскурсий, сами отправляются на экскурсии вместе с детьми на природу, в зоопарк, в лес, оказывают помощь в изготовлении костюмов, поделок из бросового и природного материалов.
Перед каждым спектаклем вместе с детьми устраиваем ''Вернисаж'' для детей и родителей. Для детских рисунков у нас изготовлены рамочки, которые помогли нам сделать родители, а для поделок из глины и природного материала сделана специальная ''живая полочка''. Все это помогает сплочению коллектива: дети - родители - воспитатели. (Приложение 6)
Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания, помогают в выборе правильных форм и методов работы с детьми. Даю советы родителям по вопросам бережного, заботливого отношения к природе, о том, как развивать осознанное отношение к объектам природы, например: "Как читать с детьми книги о природе?".
КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ.
Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками.
Дети импровизируют произведения средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.)
Различают настроение, переживания, эмоциональное состояние персонажей.
Быстрое запоминание текста.
Обширный словарный запас.
Большая сосредоточенность внимания.
КОНКРЕТНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформированные представления у детей о растениях, их значимости в жизни человека.
Умение обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
Бережное отношение детей к природе.
Раскрытие творческого потенциала детей.
Сформированные элементарные понятия у детей: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».
Обогащение и уточнение знаний ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении; формирование этических норм и правил поведения в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы по формированию у детей экологической культуры через театрализованную деятельность, в делах, поступках стало проявляться осознанно-правильное отношение к природе. Дети стали проявлять активный интерес к ней, их вопросы '' Почему?'' и '' Зачем?'' выражают стремление проникнуть в суть познаваемого объекта, развился эмоционально - практический отклик на окружающую природу. А самое главное в конце лексических тем стали проводить вместо обобщающих бесед театрализованные представления, которые интересны педагогам, детям, родителям. (Приложение 4)
По результатам диагностики и анализа уровней экологической воспитанности детей видно, что работа по реализации проекта приносит свои плоды. Для детей характерна выраженная положительная направленность отношения к окружающему. Мотивом бережного отношения к природе выступает понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. (Приложение 2, 3)
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр - новое направление в работе детского сада. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания о нашем общем доме, в котором мы живём, о взаимозависимости человека и природы. Чтобы сыграть на сцене экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других.
Театрализованная деятельность, игра помогает ребенку почувствовать причастность к природе, ответственность за нее, что является началом экологической культуры дошкольников.
В своей работе по формированию основ экологической культуры хочу добиться от детей понимания того, что всё взаимосвязано - природа и человек. Ребёнок познаёт мир на эмоционально-чувственной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его и ориентируется в нём.
Главная цель- это помочь ребёнку обрести статус экологически воспитанного человека, заповедью которого станут слова:
«Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому,
что в мире много существ меньше и слабее меня, и
можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти
мимо, не задев, не затронув»
Е. Леонов