Оксана Веселова
Проект на развитие связной речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад№8 «Дюймовочка» комбинированного вида
Проект
на развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг»
«Удивительные истории»
Автор проекта :
Веселова Оксана Викторовна
воспитатель первой квалификационной категории.
Чистополь 2017 г.
Проект
Публикация «Проект на развитие связной речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода „Сторителлинг“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2022
воспитателя МБДОУ №8 «Дюймовочка» комбинированного вида
Веселовой Оксаны Викторовны
на развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста на основе использования интерактивного метода «Сторителлинг»
«Удивительные истории»
Вид проекта : практико-ориентированный.
Цель проекта : Развитие связной монологической речи дошкольников через интерактивный метод «сторителлинг», обогащать словарный запас через игровую деятельность с авторскими дидактическими пособиями.
Гипотеза проекта : Если реализовать план работы с дошкольниками по проекту, то возможно дети быстрее овладеют связной монологической речью. Речь детей станет грамотной, богато развитой, эмоционально окрашенной и выразительной.
Идея проекта : «СТОРИТЕЛЛИНГ» Рассказывать можно по-разному: можно так, чтобы все задремали, а можно, добавив максимум эмоциональных ноток трагизма или восторга, заставить слушать, открыв рот. Сторителлинг предусматривает именно такой эмоционально окрашенный вид рассказывания.
Участники проекта : дети группы № 8, воспитатели, родители.
Сроки реализации: 3 учебных года (средняя, старшая и подготовительная к школе группы)
Актуальность:
В федеральном государственном стандарте, вступившим в силу с 1 января 2014, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие. Современное владение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Монологическая речь у дошкольников вызывает большие трудности, воспитанники произносят монологи невыразительно и без особого желания. Неподготовленному ребенку трудно запомнить даже небольшой текст. Для развития речи ребенка, наряду с традиционными методами и приемами, к нам на помощь приходят инновационные, одним из таких является сторителлинг. Термин «сторителлинг» возник от английского слова и в переводе означает «рассказывание историй»
Придумывая истории самостоятельно, а не просто пересказав чьи-то, данная техника помогает детям научиться умственному восприятию и переработке информации, развивает красивую грамотную речь, творческое мышление, уверенность в выступлениях на публике, развивает воображение, способствует раскрытию талантов и самовыражению.
Педагогическая целесообразность сторителлинга :
Эмоциональный интеллект – это способность управлять своим
Эмоциональным состоянием и влиять на состояние других людей.
Люди с развитым EQ (эмоциональным интеллектом) действуют как
Магнит, и совершенно естественно, что к ним тянутся другие.
Дэниел Гоулмэн
Искусство увлекательного рассказа – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования. В русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.
Сторителлинг – это формирование психологических взаимосвязей, целью которых выступает управление вниманием и чувствами слушателя, расстановка правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время.
Принципы хороших историй :
Простота: истории должны быть похожи на сказки или притчи, чтобы дети их лучше запоминали, поэтому следует выбросить всё лишнее, оставить только необходимое.
Неожиданность: чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой – хороший», «черное – белое». Например, сказка о синем и красном «Улитка и кит». Или можно изложить историю, как некое детективное расследование или загадку.
Конкретность: персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Реалистичность: самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят.
Виды сторителлинга :
- Классический
- Активный
- Цифровой
В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни (или выдуманная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают.
В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Слушатели стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа истории. Данный вид сторителлинга содействует передаче не только очевидного, но и метофанического знания (косвенный, которое закономерно не формируется и словесно никак не выражается. Оно особенным способом выражается в практической деятельности и предполагает собой передачу умений и навыков.
Цифровой сторителлинг – формат сторителлинга, в котором рассказывание истории дополняется визуальными компонентами (видео, скрайбинг, майн-мэп, инфографика)
Технику сторителлинг можно применять как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, где каждая лексическая тема может открываться историей в картинках.
Цель сторителлинга : Захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течении всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи сторителлинга :
- Систематизировать и донести информацию
- Обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других
- Наглядно мотивировать поступки героев
- Сформировать желание общаться
Задачи проекта :
1. Развивать монологическую и диалогическую речь;
2. Обогащать словарь;
3. Развивать фантазию, творческие и театральные способности;
4. Воспитывать культуру речевого общения;
5. Научить детей составлять структурно-правильные тексты: описательные, повествовательные с элементами описания, сказки на новый лад, истории, загадки, используя основные признаки предметов и явлений;
6. Научить детей работать с готовыми текстами;
7. Учить детей использовать в своей речи правильно построенные, развернутые предложения, взяв за основу примеры из художественных произведений.
8. Улучшить звукопроизношение детей путем использования игр с фигурками к магнитным планшетам, пальчиковых игр, упражнений.
9. Обучать детей использованию мимики, жестов, различным изменениям характеристик голоса для передачи настроения, характера и поведения героев, ак же при описании картин, природы и т. п.
10. Воспитывать личностные качества при выступлении на публику – раскрепощенность, эмоциональность, выразительность и т. д.
Сотрудничество с семьей:
1. Вовлечение родителей в педагогический процесс: работа с литературными произведениями для домашнего заучивания, чтения и пересказа, так же с картинками, для составления рассказов с детьми.
2. Совместно с родителями изготовление пособий и игр для развития речи детей.
3. Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций по данной тематике.
4. Постоянное информирование родителей о групповой и индивидуальной работе по развитию речи, с помощью интерактивного метода «сторителлинг»
Описание проекта :
Данный проект направлен на обучение детей связной монологической речи через использование интерактивного метода под названием «сторителлинг» с помощью авторских дидактических пособий «Удивительные магнитные истории», «Сюжетные кубики», «Куб историй», «Составь предложение».
Проект долгосрочный и осуществляется на протяжении трех учебных лет (средняя, старшая и подготовительная к школе группы, плавно переходя от простого рассказывания к более сложному.
Организация творческого рассказывания проводится два раза в неделю в вечернее время по перспективному плану (Приложение №1) при помощи авторских дидактических пособий (Приложение №2)
Организация работы с родителями проводится по перспективному плану по данной теме (Приложение №3)
Этапы реализации проекта :
1 этап –подготовительный.
На данном этапе изучается литература, создается предметно-развивающая среда, разрабатываются дидактические пособия, придумываются некоторые сюжеты историй, а также пишутся конспекты речевой деятельности. Разрабатываются сценарии развлечений для детей по данной теме, консультации для родителей, мастер-классы для педагогов ДОУ.
2 этап – репродуктивный.
На втором этапе ведется активная работа по обучению детей творческому рассказыванию, придумыванию историй с помощью интерактивного метода «сторителлинг». Создание интереса к такому виду рассказывания. Основной упор пока ложится на воспитателя, т. к. на данном этапе используется «классический» вид сторителлинга плюс немного «цифрового» сторителлинга. Этот этап проходит в средней группе детского сада.
Проводятся консультации для родителей.
3 этап –конструктивный.
Введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических пособий (как часть занятия, а также проведение творческой деятельности в запланированное вечернее время по плану проекта. Основной упор уже лежит на творческом рассказывании детей при небольшой помощи педагога, используется «активный» и «цифровой» сторителлинг. Этот этап проходит в старшей и подготовительной к школе группах.
Проводятся индивидуальные и подгрупповые беседы и консультации с родителями. Наглядная агитация в раздевальной комнате по данной теме.
4 этап –заключительный.
Сравнительно-диагностический анализ коммуникативных способностей. Заполнение карт наблюдения.
Предполагаемый результат:
1. Речь детей более распространенная, эмоционально выразительная, грамотная.
2. Дети более раскрепощены, легко формулируют предложения, придумывают истории, фантазируют.
3. У детей сформировано желание быть индивидуальностью, не похожей на других, желание общаться.
4. Пополнение игротеки группы новыми дидактическими пособиями.
5. Повышение активности участия родителей в жизнедеятельности группы.
Оценка эффективности реализации проекта :
Так как данный проект находится на втором репродуктивном этапе реализации, то о результатах пока говорить рано, но положительная динамика уже наблюдается. Дети с большим удовольствием слушают истории педагога, включаясь в их сюжет. Стали более свободны в общении, придумывают небольшие собственные сюжеты историй, с интересом манипулируют с фигурками фетрового куба, сопровождая это речью. Родители очень заинтересовались данной темой и принимают большое участие в придумывании сюжетов историй дома, изготовлении дополнительных фигурок из фетра к нашему кубу.
Литература:
1. М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду»
2. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»
3. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»
4. Интернет источники.