Ларионова Татьяна
Проект «На пути к школе» для подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ Детский сад «Теремок» п. Эссойла
Пряжинского национального района.
Проект
«На пути к школе»
Разработан воспитателем Ларионовой Т. Н.
2018-2019 учебный год
Проект : «На пути к школе»
Тип: познавательно - творческий
Участники, партнёры проекта : воспитатель Ларионова Т. Н., Дерибалова С. Т., дети двух подготовительных групп «Солнышко» и «Звездочки», родители, муз. руководитель.
Публикация «Проект „На пути к школе“ для подготовительных групп» размещена в разделах
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – апрель)
Цель проекта : создание условий для формирования мотивационной готовности к школе и положительного отношения к школьному обучению у старших дошкольников.
Задачи:
- формировать мотивацию учения и интереса к процессу обучения;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- способствовать снятию чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
- повысить родительскую компетентность в вопросах предшкольной подготовки.
Актуальность проблемы: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально (режим, смена общения со взрослыми и сверстниками, увеличение объема интеллектуальной нагрузки).
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
ФГОС ДО подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем. Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Ожидаемые результаты:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
- благоприятное течение адаптационного периода в школе.
1 этап: аналитическо – организационный
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
2 этап: основной.
Задачи:
- формировать мотивацию учения и интереса к процессу обучения;
- способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия;
- способствовать снятию чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой;
Тематический план
Сентябрь
1 День знаний :
- выступление на празднике в детском саду «День знаний»
2 Памятка для родителей «Психологическая готовность родителей к школе»
3 Родительское собрание «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
4 Кукольный спектакль «Как лягушонок в школу ходил»
Октябрь
1 Экскурсия в школу
2 Развлечение «Золотая осень» (Экология)
3 Консультация «Как научить ребёнка ответственности»
4 Тематическая неделя «Неделя здоровья»
Ноябрь
1 Родительское собрание «Что такое готовность к школе»
2 Консультация «Как заниматься с ребёнком»
3 Просмотр мультфильмов
4 Памятка для родителей «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников»
Декабрь
1 Папка – передвижка «Дисциплина. Границы дозволенного»
2 Просмотр мультфильмов о школе
3 Драматизация сказки «Лесная школа»
4 Экскурсия в библиотеку «В мире энциклопедий»
Январь
1 Викторина «Остров ошибок» (ПМШ)
2 Анкетирование «Какой я родитель»
3 Встреча родителей с учителями начальных классов.
4 Тематическая неделя «Неделя книги»
Февраль
1 Фотовыставка «Наши мамы и папы тоже были первоклашками»
2 Консультации «Рука развивает мозг», «Режим будущего первоклассника»
3 Развлечение «Шашечный турнир»
4 Беседа с детьми «Чем школа отличается от детского сада»
Март
1 Викторина «Вечер ребусов и загадок» (речевые игры)
2 Памятка для родителей «Домашние задания и как их выполнять»
3 Родительское собрание «Итоги года»
4 Просмотр мультфильмов
Апрель
1 Итоговое развлечение «Скоро в школу мы пойдём»
2 НОД «Я в школе» (рисование по замыслу)
3 этап: заключительный
1 Презентация для родителей «Как мы шли к школе»
2 Презентация проекта для коллег
Итоговые результаты: повысилась компетентность родителей в вопросах предшкольной подготовки, у детей сформирована мотивация учения и интереса к процессу обучения.
План реализации проекта :
Подготовительный этап :
- подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности;
- подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её;
- помощь со стороны родителей в подборе литературы и настольно – печатных игр на школьную тематику;
Основной этап:
Реализация проекта.
Заключительный этап:
- Конкурс детско-родительских рисунков «Прощай, любимый детский сад!».
- Развлечение «Путешествие в страну знаний»
- Презентация для родителей «Как мы шли к школе»
- презентация для коллег
Ожидаемый результат:
- формирование у детей мотивационной готовности к школе;
- повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки;
- благоприятное течение адаптационного периода в школе.
Реализация проекта.
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка».
Просмотр мультфильмов на тему: «Школа»
Выставка иллюстративных книг школьной тематики и чтение произведений.
Беседа с детьми
«Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»
Рассматривание школьных принадлежностей.
Цель: познакомить детей со школьной атрибутикой, её назначением.
Игра «Собери портфель»
Цель: закрепить знания детей о назначении школьных предметов.
Игра «Что лишнее?» (школьные принадлежности и другие предметы)
Цель: активизировать словарь, классификация предметов, развитие речи.
Просмотр мультфильма «Остров ошибок», «Опять двойка», «В стране невыученных уроков»
Цель: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе
.Досуг «Час загадок и ребусов о школе».
Информирование родителей о подготовке к школьной жизни.
Родительское собрание «Психологическая готовность к школьному обучению».
День открытых дверей в школе (экскурсия в школу).
Родительское собрание «Готов ли Ваш ребёнок к школе?»
Стендовая информация для родителей «Заповеди первоклассника», «Готовим будущего первоклассника», «Практические рекомендации родителям будущих первоклассников», «Развитие волевых качеств детей».
Часы общения по детским рисункам «Кем я хочу стать, или все работы хороши», «Крепкое тело – крепкий дух!», «С чего начинается дружба», «Мой портфель»
Обсуждение пословиц и поговорок о трудолюбии.
Сюжетно – ролевая игра «Школа» Цель: воспитывать желание принять позицию школьника – ученика, уметь подчинять свои желания коллективным.
Использованная литература:
1. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в Педагог-психологно-образовательной работе с детьми» - журнал «Педагог-психолог ДОУ» 2012
2. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Педагог-психолог ДОУ» №4/2013
3. Нартова-Бочавер С. К. «Скоро в школу». – М., 2012
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рисование «Мой будущий портфель!»
Цель: Создание условий для развития умения фантазировать на школьную тему, представлять и изображать в рисунке свой будущий школьный портфель, закреплять технические изобразительные умения, воспитывать творчество, заинтересованность школьными принадлежностями.
Заповеди первоклассника
Не отнимай чужого, но и не все свое отдавай.
Попросили - дай, попытаются отнять - старайся защищаться.
Не дерись без обиды. Не обижай без дела.
Сам ни к кому не приставай
Зовут играть - иди, не зовут - попроси, это не стыдно.
Играй честно, а если водить, то отваживайся.
Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чем не проси.
Из-за отметки не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметки не спорь и на него не обижайся за отметки. Делай уроки, а какие будут оценки, такие и будут.
Не ябедничай за спиной у товарищей.
Не будь грязнулей, дети не любят грязнуль, не будь и чистюлей.
Почаще говори: «Давай дружить, давай играть, водиться, вместе домой пойдем».
И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый.
Иди в школу и пусть она тебе будет в радость, а я буду тебя ждать и думать о тебе. Дорогу переходи внимательно, не торопись.
Психологическая готовность к школьному обучению
Обычно, когда говорят о готовности к школьному обучению, имеют ввиду такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.
Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - один из важнейших этапов психологического развития в период дошкольного детства.
Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым отношениям со взрослыми и сверстниками
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе включает в себя :
интеллектуальную готовность;
мотивационную готовность;
волевую готовность;
коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность - многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Мотивационная готовность - это наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
- положительных представлений о школе;
- желания учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;
- сформированной позиции школьника.
Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество, как самооценка -- Самооценка дошкольника формируется :
-под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Волевая готовность - необходима для нормальной адаптации детей к школьным условиям. Речь идёт не столько об умении ребят слушаться, сколько об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения.
Волевая готовность предполагает наличие у ребё нка:
способность ставить перед собой цель,
умение принять решение о начале деятельности,
наметить план действий,
выполнить его, проявив определенные усилия,
оценить результат своей деятельности,
а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Коммуникативная готовность к школе проявляется в гармоничном взаимодействии ребенка с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику.
«Готов ли Ваш ребенок к школе?» Тест для родителей.
• Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
• Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
• Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор?
• Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
• Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из 5 предложений?
• Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
• Умеет ли он изменять существительные по числам?
• Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
• Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
• Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
• Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
• Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
• Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации?
• Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
• Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
• Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
• Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук?
• Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов– ребенку нужна ваша помощь, почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
Просмотр мультфильмов на школьную тему
Цель: Обогащать детей сведениями об обучении в школе, получении знаний, дружбе и взаимопомощи. Воспитывать интерес к школе, желание идти учиться.
Час загадок и ребусов о школе
Цель: Развивать логическое мышление, догадливость, сообразительность, знание школьных принадлежностей, школьных наименований. Воспитывать положительные эмоции от игр на тему «школа», желание быть школьником
Загадки:
Все рисунки вмиг сотрет,
Если в ход она пойдет.
(Стирательная резинка)
Все листочки скреплены,
Не рассыплются они.
Держит крепко, как прищепка,
Металлическая. (скрепка)
Первая книга, что знанья дает,
Ее первоклассник в портфеле несет.
Всегда и повсюду, сегодня и встарь
Школьнику очень нужен. (букварь)
В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый. (ранец)
Отметки, замечания
Учитель пишет в нем.
Уроков расписание
Мы тоже в нем найдем.
Хранит и бережет его
Примерный ученик.
«Пятерок» в нем полным-полно,
Как документ. (дневник)
Он учится лишь на «четыре» и «пять»,
Всем детям пример лишь с него нужно брать
«Пятерки» его украшают дневник.
Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)
Шел урок, а он молчал —
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел. (звонок)
Будем весь урок писать,
Пригодится нам. (тетрадь)
День сентябрьский, осенний,
В школе нынче праздник.
От волнения рассеянный
Мальчишка. (первоклассник)
Беседа «Чем школа отличается от детского сада»
Программное содержание: Систематизировать и расширять представления детей о школе. Формировать позитивное отношение к обучению в школе, уважительные, дружеские отношения детей друг другу. Развивать связанную речь (активизировать использование в речи сложных предложений, расширять словарный запас, упражнять в составлении рассказов) .
Демонстрационный материал: карточки с изображением школьных принадлежностей
Содержание:
Педагог помещает на стенд картину «В школу».
Задаё т вопросы: -Как можно назвать эту картину?
Придумайте ей название.
-Почему?
- Почему вы думаете, что эти дети идут в школу, а не в детский сад?
- Как назвать одним словом детей, которые идут в школу? (ученики, школьники, первоклассники)
- Что находится у школьников в портфелях?
- Как можно назвать все эти предметы одним словом?
- В какое время года дети идут учиться?
- Чем отличается школа от детского сада?
- Как вы думаете, в школе дети дружат между собой?
- Да. В школе тоже дети дружат между собой.
- Вы тоже там найдёте себе друзей. И может быть на всю жизнь.
- А зачем друзья нужны в школе? Пословицы о дружбе
-Давайте вспомним пословицы о дружбе.
• Гусь свинье не товарищ.
• Друга ищи, а найдешь — береги.
• Друг познается в беде.
• Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
• Сытый голодному не товарищ.
• Друзья — не разлей вода.
• Старый друг лучше новых двух.
Друг денег дороже.
Друга за деньги не купишь.
Педагог: ребята, я совсем забыла. Сегодня со мной в детский сад пришел портфель. Шла я утром в детский сад и увидела его на дороге, на нашей улице…
Как она называется? (Портфель. Это такая сумочка, где носят карандаши, ручки, ножницы)
Педагог: ребята, кто хочет открыть наш портфель? (Дети открывают портфель)
Педагог: (достает из портфеля пенал) что это такое? Это пенал. Это такой важный предмет, он нужен всем школьникам. Пенал они носят в портфеле. В нем лежат авторучки, ластик, линейка, фломастеры. Все они имеют свое место. Это так удобно. Не надо искать ручку по всему портфелю, а можно просто вынуть пенал и достать ее.
Отгадывание загадок
Педагог: Следующий школьный предмет мы узнаем, отгадав загадку:
Я – в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка,
Можешь и нарисовать.
Что такое я? Дети: Тетрадь! (Педагог достает из портфеля тетрадь)
Педагог: Отгадаем следующую загадку
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
Педагог: (достает из портфеля книгу). Правильно. В портфеле есть и книга. Школьники по ним учатся.
Педагог: все вы готовы идти в школу. Сегодня вы еще раз показали, отгадываете загадки, играете и отвечаете на вопросы.
Педагог с портфелем и дети садятся на ковер.
Игра «Что лежит в портфеле»
- Предлагаю поиграть и узнать, что же может лежать в школьном портфеле. Педагог-психолог вешает портфель за спину, подходит к одному ребенку и говорит: «Я портфель, а ты кто?»
Ребенок: Я – пенал.
Педагог: Идем вместе. Друг за другом дальше.
Педагог хлопает его по плечу и говорит: «Я - портфель». Затем ребенок хлопает его по плечу и говорит: «Я - пенал, а ты кто?». Ребенок отвечает. Игра продолжается до тех пор, пока все дети паровозиком не сделают круг по ковру. Педагог: молодцы, ребята, скоро вы пойдете в школу, а сейчас вы еще в детском саду, но мы с вами еще много раз будем говорить о школе, а сегодня наша встреча подошла к концу.