Папки-передвижки

Проект в первой старшей группе «Забавы у русской печи»

Любовь Доркина
Проект в первой старшей группе «Забавы у русской печи»
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: приобщение детей к русской народной культуре, формирование представления о русском быте.

Задачи:

• Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.

Публикация «Проект в первой старшей группе „Забавы у русской печи“» размещена в разделах

• Познакомить детей с процессом выращивания зерна.

• Закрепить знания о произведениях русского фольклора.

• Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику.

• Формировать умение лепить из соленого теста.

• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям, труду людей, хлебу.

• Развивать познавательную активность, мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари.

Предварительная работа: чтение русских-народных сказок; рассматривание иллюстраций; знакомство с потешками, закличками, загадками, прибаутками, пословицами; разучивание русских народных игр.

Словарная работа: изба, печь, чугунок, ухват, сундук, рушник, лавка, семена, хлебные колосья, трактор, комбайн, вспахать, засеять, обмолотить, мельница, каравай, бублик

Оборудование: Русская изба (муз. зал) с предметами быта (стол, лавки, печь, самовар, чугунок, ухват и т. д., семена пшеницы, колоски пшеницы, мука пшеничная, мультимедийный проектор, музыкальный центр, солёное тесто, доски, стеки, салфетки.

Ход занятия:

Дети входят в зал под русскую народную мелодию.

Воспитатель сообщает, что сегодня нас позвала в гости Хозяюшка русской избы (напоминает правила поведения в гостях). Детей встречает Хозяйка (воспитатель, одетая в русский народный костюм (зал украшен в русском народном стиле с атрибутами русской избы).

Дети здороваются с Хозяйкой.

Хозяйка: Здравствуйте! Гости званные и желанные. Красивые и молодые, застенчивые и боевые. Давайте знакомиться. Зовут меня Хозяюшка русской избы. Гости на пороге-хозяйке радость! Проходите в мою избу. Для вас у меня место готово. Хорошему гостю почетное место!

Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка, что в гости позвала.

Дети благодарят за приглашение

Хозяйка: Ребята, посмотрите, какая у меня изба просторная (разводит руки в стороны, вот какая она большая (руки поднимает вверх). Сейчас я познакомлю вас с убранством своей избы.

- Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (дополняет ответы детей). Ребята, в давние, давние времена, люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких животных, погреться у огня. Мы приходим домой, чтобы отдохнуть и набраться сил.

- У меня есть помощница в избе.

Если работает она, не будет голодная семья

Что это? (подходит к печке, поглаживает ее)

Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так :

Ой, ты, печка-сударыня,

помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Ответы детей (печка).

Дети подходят и рассматривают печь.

Ответы детей (чтобы в избе было тепло, готовить еду)

- Для чего нужна печка? (дополняет ответы детей)

Воспитатель: А здесь, смотрите:

К низу узок, верх широк

Не кастрюля… (чугунок)

Хозяйка: Его ставили в печь, в нем варили щи, кашу.

(воспитатель показывает чугунок, просит подержать)

Проводится физминутка:

Ча-ча-ча – наша печка горяча (хлопки перед собой)

Чи-чи-чи –варит печка щи (хлопки над головой)

Щи да кашу – пищу нашу (приседания)

Дети повторяют движения

Хозяйка: Ребята, а вы знаете чем вынимали горячий чугунок из печи?

Воспитатель: -Чугунок очень рад

Что схватил его (ухват)

(воспитатель показывает, что у ухвата «рожки», которые держат чугун, демонстрирует детям)

Хозяйка: А это – сундук в нем хранили вещи и спали, а это – рушник (полотенце, а это – лавки в старину на них сидели.

Хозяйка: А я любила в детстве, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?

Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.

(показ слайдов из сказок, дети отгадывают сказки)

А кто знает, какими ложками в старину кашу ели? (деревянными.)

А из чего эти ложки сделаны? (из дерева.)

Ложки эти не простые, а расписные, узоры на них красивые. А еще ложками не только ели, но и играли на них. Их использовали, как музыкальные инструменты. Хотите попробовать? Берите по две ложки, а теперь дружно поиграем.

(дети играют на ложках под рус. нар. мелодию)

Хозяйка: Хорошо получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки.

-Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу да щи варили, но и еще что-то пекли.

Отгадайте загадку:

«Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (хлеб.)

Дети рассматривают ложки, узоры на них,

осваивают приемы игры под руководством воспитателя

С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?

-А какой вы любите хлеб?

-Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?

-Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?

- А как он в магазин попал, я вам сейчас расскажу.

Игра «Зёрнышко»

Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая:

«Посадили в землю зёрнышко (надавливают кончиками пальцев)

Осенью пошёл дождь (легко барабанят пальцами)

Потом зимой выпал снег (медленно надавливают ладонями)

Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии)

А затем приехал трактор и всё вспахал (аккуратно тормошат)

И зёрнышко стало расти, расти, расти (катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла)

И вырос наш колосок большой!»

(когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют)

Дети рассматривают строение колосьев, трогают,

пытаются размять зернышки, играют с мукой

Дети выражают желание помочь Хозяйке

Дети встают с Хозяйкой и воспитателем в хоровод,

повторяют движения под музыку

Хозяйка: Зернышко сажали в землю, потом вырастали вот такие колоски.

(показывает букет из колосков и зернышки)

(просмотр слайдов)

Потом эти колоски собирали руками и отвозили на мельницу. Там зерна перемалывали в муку. Посмотрите, какая мука? (показывает мешочек с мукой). Из этой муки замешивали тесто и пекли хлеб в печи. Когда тесто замешано, его скалкой раскатывали. Затем тесто в печь ставили и пекли. Из печи на стол подавали. Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, (показ слайдов, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.

Хлеб всему голова.

Без хлеба нет обеда.

-А я тесто замесила, а испечь не успела и хотела бы попросить вас помочь испечь бублики к чаю. Поможете мне?

- Но прежде, чем начать нам работать я хотела бы с вами хоровод завести. Согласны? Тогда вставайте все в круг, хоровод мы заведем.

(звучит русская нар. мелодия)

Присаживаются за столы, повторяют движения пальчиковой

гимнастики, приступают к работе с тестом

Ходим, ходим хороводом (идут по кругу)

Перед всем честным народом. Сели (присаживаются)

Встали, (встают) себя показали (разводят руки в стороны)

Попрыгали (прыгают, потопали (топают,

В ладошки мы похлопали (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как красиво водили хоровод. А сейчас проходите к столам, присаживайтесь. (на столах разложены доски для лепки, салфетки влажные и по кусочку соленого теста)

Хозяйка: Перед работой давайте разомнем ваши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируют процесс вымешивания)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимают и разжимают руки в кулачки).

Пироги мы испечем! (движения, как будто лепим пирожки).

- Возьмите кусочек теста. Помните его. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое.

- Напомню вам, ребята, как нужно лепить бублик: раскатать колбаску между ладоней или на доске, а края слепить.

-Какой формы бублик? (воспитатель показывает в воздухе, как они будут раскатывать колбаску) -

(дети приступают к самостоятельной работе, под русскую нар. мелодию, воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.

Приступают к самостоятельной деятельности

(раскатывают тесто в колбаску, делают бублики)

По окончании работы, воспитатель укладывает готовые бублики на противень и хвалит за хорошо вылепленные бублики и передает Хозяйке. Хозяйка благодарит детей за оказанную помощь. Сообщает, что сейчас поставит в печь, чтобы они испеклись. Уходит к печи, ставит печься, затем приглашает детей присесть на скамеечку рядом с собой)

Воспитатель: Пока наши бублики пекутся, мы с вами немного поиграем в русскую народную игру

«Воробышки и собачка» :

(считалочкой выбирается ребенок на роль собачки, игра повторяется 2 раза)

Вот летали птички, птички-невелички (бегают по залу, и машут ручками)

Все летали, все летали крыльями махали.

Дети в ходе подвижной игры повторяют движения за

воспитателем

Дети выполняют дыхательные движения

Исполняют песню вместе с воспитателем

На дорожку сели, зернышек поели.

Клю-клю, клю-клю,как я зернышки люблю. (присаживаются на корточки и стучат пальчиками по полу)

Клю-клю, клюю-клю, как я зернышки люблю.

Перышки почистим, чтобы были чище,

Вот так и вот так, чтобы были чище (обеими руками справа и слева отряхиваются)

Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам,

Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам.

Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам (прыгают)

Воспитатель: А собачка прибежала и всех пташек распугала (разбегаются, а собачка догоняет).

(воспитатель хвалит детей, что убежали от собачки)

Хозяйка: Ой, чувствуете, ребята, как вкусно пахнет? (воспитатель показывает дыхательные движения)

Это же наши бублики пекутся, и чтобы они быстрее испеклись, споём для нашей Хозяюшки песенку.

Песня «Испечём мы пироги»

Испечём мы пироги сладкие такие,

Испечём мы пироги гости дорогие!

Положили 2 яйца и налили молока,

А теперь муки, будут пироги,

УУУУУУУ-х

Испечём вам куличи сладкие такие,

Испечём вам куличи сладкие такие,

Испечём вам куличи гости дорогие!

Положили 2 яйца и налили молока,

А теперь муки, будут пироги,

УУУУУУУУ-х.

Испечём вам пирожки…

УУУУУУУУ-х

Испечём вам колобки…

УУУУУУ-х.

Хозяйка: Спасибо, ребята! Ну-ка посмотрю бублики.

(достает противень с сушками)

Ой, какие румяные. Вам в корзинку положу, а вы в группе вместе с друзьями чай пить будете.

До - свидания!

Будьте здоровы и счастливы,

Живите без бед много лет!

Дети рассматривают угощение, благодарят Хозяйку,

прощаются, возвращаются под музыку с

воспитателем в группу

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению Русской печи из картонных коробокМастер-класс по изготовлению Русской печи из картонных коробок "Мастер-класс по изготовлению Русской печи из картонных коробок». "Сила традиций - тепло русской печи!" В деревенской избе русская печь.

Фотоотчет «День руской печи в старшей группе»Фотоотчет «День руской печи в старшей группе» Уважаемые коллеги! Прелагаю вашему вниманию фотоотчет о тематическом дне, посвященном Дню русской печи. Планирование этого дня вы можете.

Фотоотчет о развлечении «В гостях у Алёнушки» ко Дню русской печи в старшей группеФотоотчет о развлечении «В гостях у Алёнушки» ко Дню русской печи в старшей группе В нашей группе прошел День русской печи. А заключительным мероприятием сталоразвлечение "В гостях у Алёнушки".Цель развлечения:расширение.

Мастер-класс по изготовлению русской печи из картонных коробокМастер-класс по изготовлению русской печи из картонных коробок Говорили, что печка на Руси согревает, кормит, освещает, стирает, сушит, лечит, прогнозирует погоду и заклинает мороз. Ученые исчисляют.

Мастер-класс «Макет «Русская печка» из подручного материала»Мастер-класс «Макет «Русская печка» из подручного материала» Давайте окунемся в еще такой недавний мир русской печки. Вот уж вокруг чего крутился весь мир наших дедушек и бабушек— и накормит, и обсушит,.

Мини-музей «Русской матрёшки» в первой младшей группеМини-музей «Русской матрёшки» в первой младшей группе Все мы знаем не понаслышке о русской матрёшке! Она всем и любима и знакома каждому с детства. При игре с матрёшкой в первую очередь у ребёнка.

Планирование тематического дня в старшей группе «19 мая — День русской печи»Планирование тематического дня в старшей группе «19 мая — День русской печи» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры. Задачи: образовательные - познакомить воспитанников с русской печью, как символом.

Проект «Богатыри земли русской» для детей старшей группыПроект «Богатыри земли русской» для детей старшей группы Здравствуйте уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами своим проектом. Дети приняли его с удовольствием. Мама одного из воспитанников рассказывала,.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Творческо-исследовательский проект в старшей группе «Игры и забавы в древней Руси» Паспорт проекта: Вид проекта: творческо - исследовательский. Продолжительность: сентябрь – ноябрь. Участники: дети старшей группы, воспитатели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в первой старшей группе «Забавы у русской печи»
Опубликовано: 23 октября 2022 в 17:58
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в первой старшей группе «Забавы у русской печи»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Доркина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД