Любовь Доркина
Проект в первой старшей группе «Забавы у русской печи»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: приобщение детей к русской народной культуре, формирование представления о русском быте.
Задачи:
• Познакомить детей с жилищем русского народа, с избой, через предметы старинного русского быта.
Публикация «Проект в первой старшей группе „Забавы у русской печи“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Проекты. Проектная деятельность
- Русская печь, печка
- Старшая группа
- Темочки
• Познакомить детей с процессом выращивания зерна.
• Закрепить знания о произведениях русского фольклора.
• Развивать логическое мышление, связную речь, мелкую моторику.
• Формировать умение лепить из соленого теста.
• Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям, труду людей, хлебу.
• Развивать познавательную активность, мышление, способность воспроизводить в речи старинные названия домашней утвари.
Предварительная работа: чтение русских-народных сказок; рассматривание иллюстраций; знакомство с потешками, закличками, загадками, прибаутками, пословицами; разучивание русских народных игр.
Словарная работа: изба, печь, чугунок, ухват, сундук, рушник, лавка, семена, хлебные колосья, трактор, комбайн, вспахать, засеять, обмолотить, мельница, каравай, бублик
Оборудование: Русская изба (муз. зал) с предметами быта (стол, лавки, печь, самовар, чугунок, ухват и т. д., семена пшеницы, колоски пшеницы, мука пшеничная, мультимедийный проектор, музыкальный центр, солёное тесто, доски, стеки, салфетки.
Ход занятия:
Дети входят в зал под русскую народную мелодию.
Воспитатель сообщает, что сегодня нас позвала в гости Хозяюшка русской избы (напоминает правила поведения в гостях). Детей встречает Хозяйка (воспитатель, одетая в русский народный костюм (зал украшен в русском народном стиле с атрибутами русской избы).
Дети здороваются с Хозяйкой.
Хозяйка: Здравствуйте! Гости званные и желанные. Красивые и молодые, застенчивые и боевые. Давайте знакомиться. Зовут меня Хозяюшка русской избы. Гости на пороге-хозяйке радость! Проходите в мою избу. Для вас у меня место готово. Хорошему гостю почетное место!
Воспитатель: Спасибо, Хозяюшка, что в гости позвала.
Дети благодарят за приглашение
Хозяйка: Ребята, посмотрите, какая у меня изба просторная (разводит руки в стороны, вот какая она большая (руки поднимает вверх). Сейчас я познакомлю вас с убранством своей избы.
- Ребята, как вы думаете, для чего человеку нужен дом? (дополняет ответы детей). Ребята, в давние, давние времена, люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких животных, погреться у огня. Мы приходим домой, чтобы отдохнуть и набраться сил.
- У меня есть помощница в избе.
Если работает она, не будет голодная семья
Что это? (подходит к печке, поглаживает ее)
Обращались к ней, как к живой. В старину о ней говорили так :
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
Ответы детей (печка).
Дети подходят и рассматривают печь.
Ответы детей (чтобы в избе было тепло, готовить еду)
- Для чего нужна печка? (дополняет ответы детей)
Воспитатель: А здесь, смотрите:
К низу узок, верх широк
Не кастрюля… (чугунок)
Хозяйка: Его ставили в печь, в нем варили щи, кашу.
(воспитатель показывает чугунок, просит подержать)
Проводится физминутка:
Ча-ча-ча – наша печка горяча (хлопки перед собой)
Чи-чи-чи –варит печка щи (хлопки над головой)
Щи да кашу – пищу нашу (приседания)
Дети повторяют движения
Хозяйка: Ребята, а вы знаете чем вынимали горячий чугунок из печи?
Воспитатель: -Чугунок очень рад
Что схватил его (ухват)
(воспитатель показывает, что у ухвата «рожки», которые держат чугун, демонстрирует детям)
Хозяйка: А это – сундук в нем хранили вещи и спали, а это – рушник (полотенце, а это – лавки в старину на них сидели.
Хозяйка: А я любила в детстве, взять книжку со сказками, забраться на печь и читать сказки до самой темноты. А вы любите сказки? А в каких сказках встречается русская печь?
Я вам сейчас покажу иллюстрации из сказок, а вы мне, скажите, как называется эта сказка.
(показ слайдов из сказок, дети отгадывают сказки)
А кто знает, какими ложками в старину кашу ели? (деревянными.)
А из чего эти ложки сделаны? (из дерева.)
Ложки эти не простые, а расписные, узоры на них красивые. А еще ложками не только ели, но и играли на них. Их использовали, как музыкальные инструменты. Хотите попробовать? Берите по две ложки, а теперь дружно поиграем.
(дети играют на ложках под рус. нар. мелодию)
Хозяйка: Хорошо получилось, молодцы! Давайте уберем ложки в корзину и сядем на лавочки.
-Ребята, а вы знаете, что в печи не только кашу да щи варили, но и еще что-то пекли.
Отгадайте загадку:
«Есть такие слова, он всему голова, хрустящей корочкой одет, вкусный, чёрный, белый… (хлеб.)
Дети рассматривают ложки, узоры на них,
осваивают приемы игры под руководством воспитателя
С чем вы всегда завтракаете, обедаете, и ужинаете?
-А какой вы любите хлеб?
-Давайте мы с вами подумаем и скажем, какой бывает хлеб?
-Да, хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. А кто знает, откуда хлеб на стол попадает?
- А как он в магазин попал, я вам сейчас расскажу.
Игра «Зёрнышко»
Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая:
«Посадили в землю зёрнышко (надавливают кончиками пальцев)
Осенью пошёл дождь (легко барабанят пальцами)
Потом зимой выпал снег (медленно надавливают ладонями)
Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии)
А затем приехал трактор и всё вспахал (аккуратно тормошат)
И зёрнышко стало расти, расти, расти (катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла)
И вырос наш колосок большой!»
(когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют)
Дети рассматривают строение колосьев, трогают,
пытаются размять зернышки, играют с мукой
Дети выражают желание помочь Хозяйке
Дети встают с Хозяйкой и воспитателем в хоровод,
повторяют движения под музыку
Хозяйка: Зернышко сажали в землю, потом вырастали вот такие колоски.
(показывает букет из колосков и зернышки)
(просмотр слайдов)
Потом эти колоски собирали руками и отвозили на мельницу. Там зерна перемалывали в муку. Посмотрите, какая мука? (показывает мешочек с мукой). Из этой муки замешивали тесто и пекли хлеб в печи. Когда тесто замешано, его скалкой раскатывали. Затем тесто в печь ставили и пекли. Из печи на стол подавали. Раньше хлеб караваем называли, он был круглый, (показ слайдов, его ножом не резали, его руками ломали. Хлеб почетом и уважением пользовался.
Хлеб всему голова.
Без хлеба нет обеда.
-А я тесто замесила, а испечь не успела и хотела бы попросить вас помочь испечь бублики к чаю. Поможете мне?
- Но прежде, чем начать нам работать я хотела бы с вами хоровод завести. Согласны? Тогда вставайте все в круг, хоровод мы заведем.
(звучит русская нар. мелодия)
Присаживаются за столы, повторяют движения пальчиковой
гимнастики, приступают к работе с тестом
Ходим, ходим хороводом (идут по кругу)
Перед всем честным народом. Сели (присаживаются)
Встали, (встают) себя показали (разводят руки в стороны)
Попрыгали (прыгают, потопали (топают,
В ладошки мы похлопали (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Как красиво водили хоровод. А сейчас проходите к столам, присаживайтесь. (на столах разложены доски для лепки, салфетки влажные и по кусочку соленого теста)
Хозяйка: Перед работой давайте разомнем ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Месим тесто»
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируют процесс вымешивания)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимают и разжимают руки в кулачки).
Пироги мы испечем! (движения, как будто лепим пирожки).
- Возьмите кусочек теста. Помните его. Почувствуйте, какое оно мягкое, тёплое.
- Напомню вам, ребята, как нужно лепить бублик: раскатать колбаску между ладоней или на доске, а края слепить.
-Какой формы бублик? (воспитатель показывает в воздухе, как они будут раскатывать колбаску) -
(дети приступают к самостоятельной работе, под русскую нар. мелодию, воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.
Приступают к самостоятельной деятельности
(раскатывают тесто в колбаску, делают бублики)
По окончании работы, воспитатель укладывает готовые бублики на противень и хвалит за хорошо вылепленные бублики и передает Хозяйке. Хозяйка благодарит детей за оказанную помощь. Сообщает, что сейчас поставит в печь, чтобы они испеклись. Уходит к печи, ставит печься, затем приглашает детей присесть на скамеечку рядом с собой)
Воспитатель: Пока наши бублики пекутся, мы с вами немного поиграем в русскую народную игру
«Воробышки и собачка» :
(считалочкой выбирается ребенок на роль собачки, игра повторяется 2 раза)
Вот летали птички, птички-невелички (бегают по залу, и машут ручками)
Все летали, все летали крыльями махали.
Дети в ходе подвижной игры повторяют движения за
воспитателем
Дети выполняют дыхательные движения
Исполняют песню вместе с воспитателем
На дорожку сели, зернышек поели.
Клю-клю, клю-клю,как я зернышки люблю. (присаживаются на корточки и стучат пальчиками по полу)
Клю-клю, клюю-клю, как я зернышки люблю.
Перышки почистим, чтобы были чище,
Вот так и вот так, чтобы были чище (обеими руками справа и слева отряхиваются)
Прыгаем по веткам, чтоб сильней быть деткам,
Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам.
Прыг-скок, прыг-скок прыгаем по веткам (прыгают)
Воспитатель: А собачка прибежала и всех пташек распугала (разбегаются, а собачка догоняет).
(воспитатель хвалит детей, что убежали от собачки)
Хозяйка: Ой, чувствуете, ребята, как вкусно пахнет? (воспитатель показывает дыхательные движения)
Это же наши бублики пекутся, и чтобы они быстрее испеклись, споём для нашей Хозяюшки песенку.
Песня «Испечём мы пироги»
Испечём мы пироги сладкие такие,
Испечём мы пироги гости дорогие!
Положили 2 яйца и налили молока,
А теперь муки, будут пироги,
УУУУУУУ-х
Испечём вам куличи сладкие такие,
Испечём вам куличи сладкие такие,
Испечём вам куличи гости дорогие!
Положили 2 яйца и налили молока,
А теперь муки, будут пироги,
УУУУУУУУ-х.
Испечём вам пирожки…
УУУУУУУУ-х
Испечём вам колобки…
УУУУУУ-х.
Хозяйка: Спасибо, ребята! Ну-ка посмотрю бублики.
(достает противень с сушками)
Ой, какие румяные. Вам в корзинку положу, а вы в группе вместе с друзьями чай пить будете.
До - свидания!
Будьте здоровы и счастливы,
Живите без бед много лет!
Дети рассматривают угощение, благодарят Хозяйку,
прощаются, возвращаются под музыку с
воспитателем в группу