Луиза Алексеевна Григорьева
Опыт реализации проекта «Мы россияне»
▼ Скачать +Заказ
Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных перемещений населения. Каждый регион многолик, даже в столице Чувашской Республики, городе Чебоксары с населением 489 тыс. человек, насчитывается более 50 национальностей. Большая половина населения — это чуваши (около 62%). На втором месте - русские. Кроме того, на территории города проживают украинцы, поляки, немцы, татары, цыгане, белорусы. С каждым годом увеличивается количество мигрантов из стран ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан). В связи с последними событиями на Украине, в Чувашии стали обосновываться семьи из городов ДНР, ЛНР, Херсонской и др. областей). Помочь детям и взрослым адаптироваться в новых условиях – наша общая задача.
Публикация «Опыт реализации проекта „Мы россияне“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Разделяя точку зрения многих современных ученых, что образование оказывает определяющее влияние на решение целого ряда социальных, экономических, политических и гуманитарных проблем, коллектив ДОУ задался целью организовать работу по формированию толерантности у обучающихся в духе национального и глобального гражданства.
Российское образование, по праву, является поликультурным пространством, местом встреч разных этносов. Поэтому от того, какие содержательные идеи и ценности будут заложены в образовательные программы и воспитательные практики, зависит способность любого общества бесконфликтно интегрироваться в мировое культурное пространство.
• С 2013 года в МБДОУ «Детский сад №106 «Кораблик» комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики действует консультационный пункт (далее, КП) «Клуб счастливых родителей». Основной задачей консультационного пункта было оказание психолого - педагогической, методической, коррекционной и консультативной помощи семьям, имеющих детей, но не посещающих дошкольные организации. Со временем творческая мысль педагогов ДОУ предложила новый проект в рамках КП – «МЫ, РОССИЯНЕ». Расширился круг участников:
• родители (законные представители) с детьми от 1 до 7 лет;
• родители (законные представители) с детьми 1 до 7 лет с особыми образовательными потребностями;
• родители (законные представители) с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• родители (законные представители) с детьми разных этнических групп социума.
Возникли новые направления и уточнились задачи.
Главная идея проекта : «Мы – все разные», «но мы – вместе».
Задача проекта : воспитание разносторонней личности, уважающей многообразие национальностей, осознающей себя (как представителя определенной нации) и как члена общности - гражданин России.
За 2 года в проекте участвовали более 20 семей - представители разных национальностей: чуваши, русские, марийцы, татары, украинцы, таджики, армяне, узбеки.
В содержание деятельности проекта входит :
- погружение в мир культуры, языка, символов, обычаев и традиций представителей тех или иных национальностей;
- занятия, тренинги в игровой интерактивной форме;
- совместное приготовление и дегустация национальных блюд;
- досуговая деятельность: национальные игры, танцы, песни, народные ремесла, конкурсы и викторины.
Организаторами проекта (кураторами) являются представители дошкольной организации. Стать участником может любая семья, разделяющая идеи и направления деятельности проекта «Мы, россияне». План работы проекта рассчитан на учебный год. Кратность встреч и тематика разрабатываются кураторами заранее и согласовываются на первом заседании.
В тематику встреч входят презентации какой-либо этнической группы. Обычно семьи объединяются, готовят тематические мультимедийные проекты, одеваются в национальные одежды, поют народные песни, вовлекая зрителей в творческий процесс. В ходе таких мероприятий происходит культурное и духовное обогащение, как детей, так и взрослых, формируются дружеские и уважительные взаимоотношения между людьми, проявляется интерес к традициям разных народов.
Разучивание и хоровое исполнение песен разных народов, знакомство с главными словами в жизни ребенка, звучащих на разных языках: мама, папа, спасибо, здравствуй, до свидания и др. Все это входит в перечень умений и навыков, которые осваивают и взрослые, и дети в процессе общения.
Одним из излюбленных видов деятельности являются кулинарные баталии, когда представители разных национальностей готовят и угощают друзей своими традиционными блюдами.
Досуговая деятельность включает обыгрывание народных праздников: Масленица, Сурхури. Тогда семьи выходят в парки и скверы города, где проводятся массовые гуляния и убеждаются, как много общего есть у разных народов.
Проект «Мы, россияне» давно перешагнул стены дошкольного учреждения. семьи активные участники праздничных мероприятий города, успешно ассимилировались в центр дружбы народов.
Семьи с благодарностью отзываются о деятельности КП «Клуб счастливых родителей», действующего на базе ДОУ, потому что он стал первым звеном, кто объединил семьи, носителей разных языков и традиций, создал систему этнокультурного образования, позволяющего приобщить подрастающее поколение к изучению и сохранению культурного наследия своего и других народов. Дал возможность почувствовать, что несмотря на то, что мы разные, мы - вместе.