Наталья Паршина
Проект «Мы — одна семья!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы – одна семья!»
Автор: Паршина Наталья Александровна
Вид проекта : познавательно-творческий.
Участники проекта : воспитатели, дети логопедической подготовительной к школе группы «Вишенка», музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Продолжительность проекта : октябрь 2022г. – декабрь 2022г.
Актуальность темы:
Публикация «Проект „Мы — одна семья!“» размещена в разделах
В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям, а также творческому развитию детей в различных видах деятельности. Традиции являются частью исторического наследия, к ним необходимо очень бережно относиться и соблюдать их, так как, они значительно обогащают сферу чувств человека, особенно ребенка.
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная, детерминированная деятельность, учитывающая все богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов.
Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.
Проект направлен на формирование у детей представления о богатой народной культуре, знакомству с этнографией и фольклором народов Поволжья.
Цель проекта : воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам культуры и традициям Поволжья. На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.
Задачи:
1. Уточнить знания о понятии традиция, познакомить детей с культурными традициями народов
Поволжья.
2. Закрепить знания об устном народном творчестве, народно – прикладном искусстве.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах
Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
4. Воспитывать патриотизм, любовь к русской культуре, народному творчеству.
Задачи проектируемого процесса на родителей:
1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Повышение уровня сформированности нравственно-патриотических чувств воспитанников,
укрепление народных традиций, культуры отношения к другим народам и народностям в семьях.
2. Укрепление образовательного поля «ребенок – семья - учреждение – общество».
3. Дети знают свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
4. Воспитание чувства любви и уважения к своему краю, традициям гостеприимства.
Средства реализации проекта :
• Использование различных видов деятельности (познавательно-исследовательской, изобразительной, игровой);
• просвещение родителей;
• беседа;
• чтение художественных произведений;
• экскурсии.
Проект реализуется в 3 этапа:
1этап организационно-подготовительный этап;
2 этап практическая деятельность;
3 этап заключительный.
I этап - организационно-подготовительный этап:
1. Изучение специальной литературы о творческом наследии народов Поволжья.
2. Определение направлений работы, выбор форм и методов образовательной деятельности.
3. Разработка проекта.
II этап практическая деятельность - реализация проекта
Познавательная деятельность Игровая деятельность Продуктивная деятельность Коммуникативная и музыкальная деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора
Октябрь Беседа о народах Поволжья.
Д/и «Одень куклу в национальный костюм» Изготовление из картона женского головного убора «Кокошник», мужского татарского национального головного убора «Тюбетейка» Разучивание пословиц и поговорок о дружбе народов Поволжья.
Просмотр слайдов на тему: «Национальные костюмы народов Поволжья». Д/и «Подбери узор», «Чей головной убор?» Раскраска «Народные костюмы»
Просмотр видеофильма о традициях и обычаях народов Поволжья. Сюжетно-ролевая игра «Семья» Приготовление национального блюда семьи (совместно с родителями)
Посещение экспозиций в краеведческом музее (экскурсия с родителями) «Своя избушка - милая подружка» Сюжетно-ролевая игра «Мастера по росписи посуды» Создание книжки-малышки «Национальный костюм» (совместно с родителями) Фольклор от самой колыбели: «Русские, Татарские, Чувашские колыбельные песни».
Ноябрь Совместные посиделки с воспитателями и детьми (в национальных костюмах) : «Традиции»,
«Мои корни» Изготовление герба семьи и родословного дерева (совместно с родителями) Праздник «День народного единства»
История музыкальных
инструментов народов Поволжья. Рисунки детей на тему: «Русская балалайка», «Домра» Развлечение «Музыка народов Поволжья»
Чтение сказок народов Поволжья. Театрализация народных сказок Раскраска «Домашняя утварь и предметы быта» Рассказывание русских и татарских сказок.
Беседа - семейные обряды. Дидактическая игра: «Укрась полотенце, поясок, платок». Украшение мордовского национального пояса бисером Знакомство с танцами
русского, татарского, казахского народов.
Декабрь Беседа «Как появилась кукла».
«Традиционная игрушка наших бабушек – тряпичная кукла» - изготовление кукол Разучивание пословиц и поговорок о труде разных народов.
Беседа «Во что играли прабабушки и прадедушки» Разучивание подвижных народных игр Музыкально-спортивное развлечение «Игры народов нашей страны»
Беседа: Обряды и народные праздники, связанные с Новым годом и Рождеством. Дидактические игры: «Третий лишний», «Составь узор». Оформление фотоальбома «Национальные праздники в семье» Развлечение «Где обычаи чтут, там весело живут»
Просмотр слайдов: Национальные традиции в ремеслах Создание альбомов семейных традиций Развлечение
«Дружно мы живем в краю нашем родном»
Мероприятия с родителями дошкольников:
1. Родительское собрание на тему «Формирование чувств национального достоинства» - октябрь.
2. Беседа за круглым столом на тему: «Роль семьи в приобщении детей к культуре и традициям своего народа» - ноябрь
3. Дискуссия «Расширение кругозора детей через музей быта» (за и против) – декабрь
4. Консультации для родителей:
- «Как играть в народные игры» (октябрь)
- «Подвижные игры разных народов» (ноябрь)
III этап - заключительный
Анализ и обобщение полученных результатов. Презентация проекта.