юлия горбатенко
Проект «Мы — друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 34
г. ЕЙСКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН
Проект
«Мы – друзья природы»
Автор проекта : воспитатель
Горбатенко Юлия Александровна
Ейск, 2017 г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
ВИД ПРОЕКТА : познавательно-исследовательский
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : краткосрочный
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети группы «Дюймовочка» (6-7лет, родители и воспитатель группы.
ПО КОЛИЧЕСТВУ УЧАСТНИКОВ: групповой.
Публикация «Проект „Мы — друзья природы“» размещена в разделах
АВТОР ПРОЕКТА : воспитатель Ю. А. Горбатенко
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности.
Экспериментирование вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости природы для человека. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Современная педагогика считает, что детское экспериментирование является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Задача взрослого заключается в том, чтобы создать условия для реализации поисковой активности дошкольника, которая выражается в потребности исследования окружающего мира.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
способствовать развитию у детей познавательной активности,
любознательности;
пополнять и расширять знания детей об окружающем мире;
модернизация предметно-развивающей среды группы;
формировать лексико-грамматический строй речи в процессе опытно-
экспериментальной деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
познакомить детей с животными, рыбами, птицами, деревьями, ягодами, грибами родного края;
развивать интерес к природе Кубани, народным промыслам;
развивать художественное творчество детей;
развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, способствовать повышению выразительности речи;
воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость к красоте и богатству родного края;
воспитывать у детей бережное отношение к природе, чувство ответственности и гордости за свой край;
развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Просмотр мультфильмов, сказок, загадывание загадок, чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, мини - альбома «Мир природы», игры, рисунки, наблюдения, трудовая деятельность на клумбе и огороде, экспериментирование. Консультации для родителей, составление рассказов (сказок) «Путешествие в мир природы».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;
формирование у детей знаний о природе своего края;
проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;
интерес и активное участие в проектной деятельности;
установлены отношения сотрудничества между детьми, родителями и педагогами;
активное участие родителей в реализации проекта;
развитие речи, словарного запаса.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Беседа для уточнения имеющихся знаний у детей о природе родного края;
Рекомендации для родителей «Экологическое воспитание детей»;
Изготовление папок с демонстрационным материалом: «Животные леса», «Насекомые», «Зимующие и перелётные птицы», «Деревья», «Грибы», «Цветы», «Кустарники», «Ягоды», «Времена года». Изготовление картотек: «Дидактические игры по экологии», «Загадки».
предложить родителям принять активное участие в проекте «Мы – друзья природы»;
изготовление мини-альбома «Мы – друзья природы!» (фотоматериал);
подготовить наглядно – стендовую информацию для родителей на тему: «Значение экологического воспитания дошкольников»;
Подбор детской художественной литературы о природе, о родном крае;
Подбор игр по данной тематике.
II ЭТАП – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
Беседы: «Что такое природа?», «Животные нашего края», «Птицы нашего края», «Насекомые Кубани», «Правила поведения в лесу», «Лекарственные растения Кубани»;
Наблюдения на прогулках за деревьями, кустарниками, цветами, насекомыми, домашними животными, за явлениями природы;
Ребята рассматривают почки на деревьях и кустарниках.
НОД: рисование – «Птицы прилетели», «Цветы Кубани»; лепка – «Грибная полянка», «Корзина с ягодами»; аппликация – «Весенний букет», «Ёжик», «Кошка», «Собачка».
РАБОТЫ ДЕТЕЙ ГРУППЫ «ДЮЙМОВОЧКА»
рассматривание альбомов: «Дикие и домашние животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Цветы», «Деревья», «Грибы», «Ягоды» и др. ;
чтение художественной литературы: Б. Заходер «Течёт река»,
К. Паустовский «Поэзия дождя», М. Пришвин «Сытые пузыри», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Краденое солнце»; загадывание загадок о растениях и животных;
прослушивание грамзаписей: пение птиц;
проведение игр: «Угадай, чей хвост?», «Кто где живёт?», «Кто, что ест?» и др. ;
Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?»
трудовая деятельность: поливка цветов, работа в уголке природы, работа на огороде и на клумбах;
опытно-экспериментальная деятельность: «Выращиваем лук и морковку», «Посадка лука на огороде»;
Экспериментирование «Посадка лука»
накопление методического материала;
работа с родителями;
оформление наглядно – стендовой информации для родителей на тему: «Значение экологического воспитания дошкольников»;
консультация для родителей на тему: «Как привить детям любовь к природе?»
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к природе организуется «Уголок природы».
НАШ УГОЛОК ПРИРОДЫ
III ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Презентация проекта «Мы – друзья природы» (подведение итогов);
Сборник фотоматериала «Мы – друзья природы».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
приобретение новых знаний детьми об окружающем мире;
формирование у детей знаний о природе своего края;
проведение экспериментов, соблюдение правил безопасности во время проведения экспериментальной деятельности;
Экспериментирование «Посадка овса».
интерес и активное участие в проектной деятельности;
установлены отношения сотрудничества между детьми, родителями и педагогами;
активное участие родителей в реализации проекта;
развитие речи, словарного запаса.
РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА
• Активизация интереса детей к окружающему миру, природе;
• Приобретение практических знаний и умение их применять в жизни;
• Укрепление связей между детским садом и семьёй.
ВЫВОД:
Данный проект считаю полностью реализованным. В ходе работы дети были очень активны, с большим удовольствием принимали участие в беседах, играх, в проведении опытов.
Проект «Мы – друзья природы» помог повысить уровень собственной компетентности, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя партнёром детей в решении исследовательских задач.
Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественно научных представлений дошкольников. В ходе опытно – экспериментальной деятельности дошкольники научились наблюдать, сравнивать, размышлять, устанавливать причинно-следственную связь, делать выводы, соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Таким образом, можно сделать вывод, что опытная и исследовательская деятельность несё т в себе большие возможности для всестороннего развития детей: развивает их мышление, обогащает знания, активный и пассивный словарный запас, побуждает желание созидать, а не разрушать. Данная форма работы обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая при этом особую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку реализовать свою любознательную и познавательную активность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
2. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. // Т. Н. Доронова, М. : ТЦ Сфера, 2002. – 114 с.
3. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. // О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, М. : Творческий центр «Сфера», 2005. – 89 с.
4. Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений». - М. : ТЦ Сфера, 2004. – 240 с. (Серия «Программа развития».)
5. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ : от теории к практике. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). (5)
6. Николаева С. Н. «Теория и методика экологического образования детей» : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 336 с.
7. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы. Рекомендации /Сост. Н. В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2007. – 128 с., ил.
8. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы – составители: З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина, З. А. Серова – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. - 160 с.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО – ПРЕСС», 2012. – 96 с.