Белёва Наталья
Проект «Мы — дети Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление. Наша Земля удивительно прекрасна - это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле - явление уникальное, и природа на ней, это великий и мудрый воспитатель. Земля - планета людей, но если люди хотят жить на этой планете, они должны любить и беречь ее. К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Люди почему-то не задумываются о том, что вся эта красота не вечна, что живая природа хрупка и беззащитна перед тем, кого называют царём природы, – перед человеком. Наверно это происходит оттого, что люди не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны и необходимы нам… Все мы - дети природы.
Публикация «Проект „Мы — дети Земли“» размещена в разделах
Проблема:
Текущее состояние природы оставляет желать лучшего, экологи по всему миру бьют тревогу, создаются организации по защите окружающей среды.
Так проблема ли это только организаций? Нет! Это проблема общества в целом и каждого отдельно взятого человека.
Актуальность проблемы.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе».
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в детстве. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание каждой личности. Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания юного поколения приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. В процессе изучения природы ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать.
Цель проекта : формирование у детей и родителей чувства экологической культуры, понимания значимости проблемы сохранения природы и планеты Земля в целом, стремления проявлять заботу о сохранении и процветании природы родного края
Задачи проекта :
• формирование первичных представлений о необходимости природоохранной деятельности, знакомство с Красной книгой;
• развитие познавательного интереса к миру природы, желания активно изучать и беречь природный мир;
• развитие навыка наблюдений за природными объектами и явлениями и способности анализировать их;
• привлечение внимания взрослых и детей к проблемам сохранения природных богатств, в том числе и родного края;
• расширение знания детей о растительном и животном мире родного края;
• стимулирование собственной познавательной активности детей, приобщение детей к систематической творческой деятельности.
• формирование детско – родительских отношений в духе воспитания экологически правильного поведения в природе.
Продолжительность проекта - долгосрочный
Тип проекта – познавательно- творческий
Участники проекта : обучающиеся детского объединения «Художественное творчество», их родители
Срок реализации проекта : октябрь 2023г. – май 2024г.
• Выставка совместного творчества
• Экологический квест «Мы дети Земли»
Этапы реализации проекта.
1 этап - подготовительный.
Задачи этапа. Анализ ситуации, определение основных целей, формирование элементарных экологического сознания и любви к родному краю. Сроки – сентябрь 2023
2 этап - организационный. Планирование и прогнозирование предстоящей работы. Сроки – октябрь 2023
Задачи этапа: создание экологической среды, привлечение родителей и детей к предстоящей творческой работе, разработка планов работы, подбор литературы и информации по проекту.
3 этап – практическая деятельность. Сроки – ноябрь2023 – апрель 2024
Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей
4 этап – итоговый. Сроки – май 2024
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности по проекту.
Формы работы по реализации проекта :
• Наблюдение и экологические прогулки
• Просмотр видеофильмов, презентаций о заповедниках, о жизни животных в природе, познавательное чтение
• Художественная творческая деятельность
• Экологические игры
• Труд в природе
• Викторины
• Проблемные ситуации нравственного выбора;
• Тематические беседы и блиц опросы об объектах природы и бережном отношении к ней
Планируемые результаты.
Для детей:
- сформирован начальный уровень экологической культуры, осознанно- правильное отношение к объектам и явлениям природы;
- дети знают правила экологически грамотного и безопасного для природы и для него самого поведения;
- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении наблюдать, анализировать, делать выводы;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды творческой деятельности;
Для педагога: повышение профессионального уровня в вопросах оформления проекта, продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Для родителей: получат новые знания и умения экологической направленности, проведут творчески время со своим ребёнком при реализации проектной деятельности.
Содержание проекта.
№/ п Дата Мероприятия
1 Сентябрь Просмотр презентации о родном селе.
2 Сентябрь Дидактическая игра «Хорошо – плохо» экологической направленности. Закрепление правил поведения на природе
3 Октябрь Проведение «Экологической викторины»
4 Октябрь Участие в конкурсе рисунков «Любимое время года»
5 Ноябрь Беседа «Животные и растения Красной книги». Создание коллажа «Цветущий луг», рисование растений из Красной книги
6 Ноябрь Изготовление поделок из природного материала
7 Декабрь Встреча с экологом, беседа «Экология нашего района»
8 Декабрь Познавательно - исследовательская деятельность «Лекарственные травы и цветы: для чего нужны они?»
9 Январь Беседа «Причины загрязнения окружающей среды»
10 Январь Творческое рисование на тему «Мы – защитники природы»
11 Февраль Акция «Покормите птиц!»
12 Февраль Сочинение «коллективной» сказки о жизни леса и его обитателях. Иллюстрация сказки.
13 Март Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»
14 Март Рисование на тему «Природа разных континентов»
15 Апрель Изготовление поделок из бросового материала
16 Апрель Ситуативная беседа «Мой двор» с использованием фотографий.
17 Май Экологический квест «Мы дети Земли»
18 Май Выставка совместного творчества
Итоги проекта.
В течение проекта дети получили знания о природе родного края, об экологических проблемах в мире, узнали об интересных взаимосвязях в мире природы, решали с помощью игр и художественного творчества экологические проблемы человечества. У детей были сформированы первоначальные представления о месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества; о единстве живой и неживой природе, о причинах создания и назначении Красной книги. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Скоролупова О. А. Лето. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
2. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М. : Педагогическое общество России, 2010.
3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. - М, 2005
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
5. Планета – наш дом: Учеб. - хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И. Г. Белавина, Н. Г. Гайденская. – Москва. : Лайда, 1995. -228 с. + Прилож. /96 с. /, ил.
6. Рыжова Н. А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка - Пресс, 2002 г. – 192 с.
7. Шорыгина Т. А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и её жителях. – М. : ТЦ Сфера, 2014. – 80 с. – (Сказки-подсказки)