Татьяна Славкина
Проект «Мы читаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Мы читаем» представляет собой совместное творчество детей, родителей и педагогов ДОУ.
Тип проекта : образовательный, социально - творческий, по времени средний.
Участники:
• Дети старшего дошкольного возраста – 90%;
• Родители воспитанников – 50%;
• Воспитатели подготовительной группы;
• Учитель-логопед.
Целеполагание.
Публикация «Проект „Мы читаем“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы увеличилось число дошкольников, не желающих идти в школу; успеваемость детей падает, снизилась положительная мотивация к занятиям. Как поправить ситуацию? Специалисты осознают необходимость развития каждого ребенка как самоценной личности.
Взрослые должны не только уделять внимание формирование ЗУН дошкольника и адаптации его к социальной жизни, но и обучать через совместный поиск решений, предоставлять ребенку возможность самостоятельно овладеть нормами культуры. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является метод проектов.
Проектирование в ДОУ способствует решению многих задач, поставленных ФГОС ДОО. Таких как:
• Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
• Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. И т. д.
Проект «Мы читаем» направлен на установление взаимодействия родителей, детей, педагогов в решении проблемы формирования интереса к чтению художественной литературы.
Актуальность проекта :
Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во времена Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.
Но, как известно, современные дети всё чаще проводят своё время за компьютерными играми, просмотром телепередач и всё реже читают книги.
В условиях, когда создаются целые электронные библиотеки, трудно заставить ребёнка взять в руки книгу, тем более ребенка – дошкольника, т. к. он является своеобразным читателем. Слово «читатель» по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Вкус, интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения, создание системы чтения – всё это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребёнок настоящим, увлечённым читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнёт случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
От установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу чтения, к литературе вырабатывается у ребёнка.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью.
Оно формирует идеалы, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир человека. В книгах заключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.
Опрос родителей на собрании показал, что 80 % детей и родителей отдают предпочтение просмотру телевизора и играм на компьютере. У современных детей телевизор и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Только 20 % из опрошенных отдали предпочтение чтению книг. Все эти факты послужили разработке данного проекта.
Нам необходимо найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.
Цель:
Способствовать формированию устойчивого интереса ребёнка к художественной литературе.
Задачи:
1. Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя.
2. Повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.
3. Совершенствовать стиль партнёрских отношений с семьёй.
4. Способствовать поддержанию традиций семейного чтения.
5. Повысить культуру речи педагогов, родителей и детей.
6. Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Предполагаемый результат:
• Повышение интереса детей к художественной литературе.
• Разработка системы работы с книгой.
• Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
• Возрождение домашнего чтения.
• Позитивные изменения в речи детей.
• Обобщение и распространение семейного опыта.
Управление проектом :
• Руководитель проекта – учитель-логопед
• Участники проекта – педагоги, родители, дети
• Эксперт – заместитель заведующего по ВМР.
Перспективы распространения результатов проекта.
• Уровень детского сада:
1. Подведение итогов реализации проекта на педсовете.
2. Отчет о реализации проекта представить на родительском собрании.
• Муниципальный уровень:
1. Презентация проекта на РМО учителей-логопедов.
2. Публикация в периодической печати.
• Уровень РФ:
1. Опубликование на образовательных сайтах.
Стратегия реализации проекта.
Этапы Содержание Задачи Сроки Ответственные
подготовительный 1. Составление плана реализации проекта.
2. Изучение методической литературы по теме.
3. Беседа с родителями на тему «Читаем дома»
4. Беседы с детьми «Моя любимая книга».
5. Консультация для педагогов «Роль детской книги в речевом развитии детей» 1. Познакомить администрацию, педагогов и родителей с проектом.
2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.
3. Подобрать методическое обеспечение проекта.
4. Разработать перспективный план по реализации проекта, конспекты занятий, развлечений, консультаций.
Март 2016г. Учитель-логопед, воспитатели подготовительной группы.
Основной 1. Оформление уголка чтения в группе по мере знакомства детей с творчеством детских писателей.
2. Оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
3. Серия занятий по творчеству С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. М. Михалкова.
4. Серия игр по творчеству детских писателей.
5. Выставка детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений.
6. Литературная викторина «В гостях у сказки»
7. Создание книг-самоделок совместно с родителями «Моя любимая книжка», их презентация.
8. Оформление альбома «Книга в кругу семьи», совместная деятельность родителей, детей и педагогов.
9. Проведение литературного праздника по мотивам произведений С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, С. М. Михалкова для детей младших групп.
1. Активизировать всех участников образовательного процесса в реализации проекта.
2. Побудить родителей к совместному творчеству с детьми.
3. Воспитывать любовь детей к художественной литературе. Апрель 2016г. Учитель-логопед, воспитатели,
Музыкальный руководитель.
Завершающий 1. Подведение конкурса книжек-самоделок.
2. Проведение повторных бесед с родителями и детьми.
3. Проведение итогов реализации проекта на педсовете.
4. Отчет о реализации проекта на родительском собрании и отчет на сайте детского сада. 1. Изучить отношение всех участников образовательного процесса к проекту.
2. Обобщить и распространить семейный опыт по формированию устойчивого интереса детей к книгам.
3. Оформить – копилку по итогам проекта.
4. Поощрить наиболее активных участников реализации проекта. Май 2016г. Зам. заведующего по ВМР, учитель-логопед.
Перспективный план по реализации основной части проекта.
неделя мероприятие задачи
28.03. – 01.04. 1. Занятие по развитию речи. Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев».
2. Конструирование «Дворец для двенадцати месяцев»
3. Познавательное развитие «Беседа о творчестве С. Маршака с использованием презентации»
4. Художественная литература «Сказка о глупом мышонке»
5. Рисование к «Сказке о глупом мышонке»
5. Аппликация: изготовление масок к сказке «Кошкин дом» Познакомить детей с новой сказкой, воспитывать чувства сострадания и сочувствия к героине сказки. Развивать интонационную выразительность речи.
Продолжать развивать умение детей конструировать по условию: строить красивый дом, дворец, находить необычные решения. Развивать творческую активность.
Знакомить детей с детским писателем С. Я. Маршаком с его произведениями, биографией.
Знакомить детей с содержанием новой сказки «О глупом мышонке». Воспитывать чувство сострадания и сочувствия к героине сказки.
Формировать умение задумывать содержание своей картины по мотивам сказки. Развивать эстетическое отношение к окружающему. Закреплять навыки работы с карандашом (умение делать эскиз). Учить передавать в рисунке характер сказочных героев. Воспитывать творческую активность. Развивать эстетическое восприятие.
Формировать умение детей изготавливать из картона маски к сценке, дополнять изображение недостающими деталями. Воспитывать аккуратность, развивать творческую активность.
04.04. – 08.04 Групповое занятие учителя-логопеда «Мы читаем сказку «Двенадцать месяцев»
Групповое занятие учителя-логопеда по «Сказке о глупом мышонке»
ИОС учителя-логопеда по сказке «Кошкин дом» Развивать интерес к художественной литературе, к чтению; формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; совершенствовать умение выразительно декламировать стихи; формировать лексико-грамматическую сторону речи и развивать связную речь.
Развитие интереса к художественной литературе, к чтению; формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев; формировать лексико-грамматическую сторону речи и развивать связную речь; развивать фонематические представления.
Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умения создавать выразительные игровые образы. Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции, синтаксическую сторону речи. Автоматизация произношения и дифференциация ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности.
11.04. – 15.04. Познавательное развитие «Мы читаем К. Чуковского»
Рисование по сказке «Муха – цокотуха»
Развитие речи. Творческое рассказывание «Небылица в лицах»
Конструирование «Бабочка» (по мотивам сказки К. И. Чуковского «Путаница»)
Лепка «Тараканище»
Познавательное развитие «Путешествие в прошлое книги»
Художественная литература. Заучивание стихотворения К. Чуковского «Радость»
Закреплять навыки количественного и порядкового счета, вычислительных навыков, измерять длину предметов с помощью линейки, навыков ориентировки на плоскости. Развивать мыслительную деятельность.
Формировать умение детей передавать в рисунке сюжет из сказки. Воспитывать эстетический вкус, учить подбирать соответствующую цветовую гамму, располагать рисунок в центре листа, учить закрашивать весь лист, не оставляя белого фона.
Продолжать развивать речевое творчество детей, память, воображение. Формировать умение составлять небылицы. Развивать интонационную выразительность речи. Продолжать работу над предложением.
Развивать умение у детей создавать поделки в технике оригами. Умение складывать бумагу по диагонали, отгибать углы, дополнять изображение недостающими деталями. Украшать крылья. Развивать фантазию. Воспитывать усидчивость.
Формировать умение детей создавать сказочного персонажа из пластилина, предавать особенности строения. Развивать воображение. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Знакомить детей с историей создания и изготовления книги: показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности; воспитывать бережное отношение к книге.
Знакомить детей с новым стихотворением, помочь почувствовать красоту языка, написанного в стихотворении; развивать умение выразительно декламировать стихотворение.
18.04. – 22.04. Развитие речи. Пересказ сказки С. Михалкова «Как друзья познаются»
Рисование иллюстрации по произведениям С. Михалкова.
Аппликация «Дядя Степа»
Познавательное развитие «Писатели детям»
Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихотворения С. Михалкова «Друг детства»
ИОС «Читаем сказку «Мойдодыр»»
Групповое занятие учителя-логопеда «Мы читаем сказку «Айболит»»
Групповое занятие учителя-логопеда по сказке К. Чуковского «Краденое солнце» Формировать умение детей пересказывать небольшие литературные произведения. Развивать связную речь. Воспитывать усидчивость.
Формировать умение детей изображать героев в центре листа, располагая симметрично, использовать яркие, теплые тона.
Закреплять умение детей вырезать из бумаги симметричные предметы (брюки, рубашку) для героя стихотворения С. Михалкова «Дяди Стёпы». Передавать образ сказочного героя. Развивать координацию действий пальцев рук.
Знакомить детей с детским писателем С. В. Михалковым с его произведениями, биографией.
Знакомить детей с новыми стихотворениями С. В. Михалкова. Воспитывать умение внимательно слушать, понимать смысл произведений. Оценивать поступки героев, сопоставлять их со своими поступками. Отвечать на поставленные по тексту вопросы полным ответом.
Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умения создавать выразительные игровые образы. Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции, синтаксическую сторону речи. Автоматизация произношения и дифференциация ранее поставленных звуков в свободной речевой деятельности.
Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Обогащение экспрессивной лексики глаголами и словами-антонимами. Совершенствование синтаксической стороны речи.
Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формировать умение высказывать суждение, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Совершенствование грамматического строя речи: предложно-падежные конструкции, навыки словообразования. Совершенствование навыка составления и чтения слов.
25.04. – 29. 04. Групповое занятие учителя-логопеда «Мы читаем стихотворения С. Михалкова «Дядя Степа» и «Дядя Степа – милиционер»
Групповое занятие учителя-логопеда «Мы читаем стихотворение С. Михалкова «А что у вас?»
Литературная викторина «В гостях у сказки»
Литературный праздник для детей младших групп «Наши любимые книжки»
Презентация книжек-самоделок «Моя любимая книжка»
Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению. Формирование умения понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения). Совершенствование умения выразительно декламировать стихи.
Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствование умения декламировать стихи. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.
Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей.
Формировать умение детей драматизировать прочитанные произведения детских писателей С. Я. Маршака, С. В. Михалкова и К. И. Чуковского. Совершенствовать умение декламировать выразительно стихи. Воспитывать умение выступать перед публикой.
Развивать творческие способности детей. Способствовать совместной деятельности детей и родителей. Развивать связную речь и совершенствовать грамматический строй речи. Формировать умение выступать публично, воспитывать интонационную выразительность речи.
Вывод:
• У детей повысился интерес к художественной литературе.
• Компетентность членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка стала выше.
• В некоторых семьях стало возможным возрождение домашнего чтения.
• Произошли позитивные изменения в речи детей.
• У детей расширился кругозор, повысился уровень знаний о детских писателях.
• Проект достиг выполнения главной цели, и стал успешным.