Анастасия Лебедева
Проект музыкального руководителя «Здравствуй, новогодняя сказка!» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта «Здравствуй, новогодняя сказка!»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»
В. А. Сухомлинский
Участники проекта : музыкальный руководитель – Лебедева А. С., дети и воспитатели подготовительной группы.
Публикация «Проект музыкального руководителя „Здравствуй, новогодняя сказка!“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Сказка. Проекты по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Вид проекта : ролево – игровой, творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
Аннотация проекта :
• тип проекта : творческий, коллективный;
• доминирующая в проекте деятельность : восприятие музыки;
• направленность деятельности: воспитательно-образовательная, художественно-эстетическая;
Сроки проведения: декабрь 2020г. ;
Характер контактов: в рамках ДОУ.
Актуальность проекта :
Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.
Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.
Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.
Образование лишь тогда имеет смысл, когда оно обращено к внутреннему миру ребенка. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию.
• развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
• развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
• дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка : добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
• развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировке сказок;
• дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.
Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.
Основные противоречия:
• между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
• между требованиями к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
• между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
• между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
Гипотеза проекта :
Если создать благоприятные условия для использования сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки :
• развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
• выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
• расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).
Цель проекта :
Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке». Подведением итогов проекта будет открытое мероприятие в форме Новогоднего праздника «Здравствуй, Новогодняя сказка!»
Задачи проектной деятельности :
• теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
• приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
• проследить динамику формирования творческой ак
тивности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты:
• сформировать эмоционально-оценочного отношения к музыке;
• развить образное мышление и творческое воображение;
• повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности;
• получить первый опыт самооценки;
• творческое самовыражение воспитанников.
Основные методы проекта :
• изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной литературы;
• изучение педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений;
• моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке»;
• наблюдение, обобщение и подведение итогов проекта.
Основной этап:
Театральная гостиная «Новогодние чудеса».
Цель: показать важность творческой деятельности для развития и воспитания ребёнка.
Задачи:
1. Пробудить у детей интерес к театрализованной игре; развивать умение имитировать характерные действия персонажей; вызвать желание выступать перед своими сверстниками;
2. Формировать доброжелательное отношение друг к другу; создать условия для воспитания добрых чувств друг к другу, уважительного отношения к окружающим;
Оборудование для спектакля: костюмы персонажей сказки «Морозко» (дед, мачеха, Марфуша, Настенька, снежинки, разбойники, баба Яга); декорации (зимний лес, сани, избушка на курьих ножках)
Сценарий итогового мероприятия проекта.
ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «МОРОЗКО»
Действующие лица.
Дед
Марфуша.
Мачеха.
Настенька (Снегурочка).
Разбойница
Разбойники
Снежинки.
Дед-Мороз.
Баба-Яга.
Избушка на курьих ножках.
Ведущий. Ребенок.
Сказка начинается
Жил-был дед преклонных лет
Со своею дочкой.
Белолица, черноброва,
Щечки как цветочки.
Звали Настенькой её
Все без исключенья,
И жилось им хорошо –
В этом нет сомненья.
Но однажды старый дед
Захотел жениться…
Старик. Уж пора на старость лет мне остепениться.
Ведущий. И привел он в дом старуху,
А была старуха со своею дочкой.
Свою доченьку старуха только и ласкала,
Ну а падчерицу, Настю, ту всегда ругала.
Под музыку выходят Мачеха и Марфуша.
Мачеха: Как тебе спалось, Марфушенька-душенька? (Обнимает Марфушеньку, поглаживает ее по голове).
Марфуша (зевая и потягиваясь) : Плохо, маманя! Перина жесткая, подушка твердая… Да и замерзла я.
Мачеха: Ах, ах, ну я этой Настьке задам! Замерз мой цветочек! (Грубо). Настька, толку от тебя никакого.
Старик: Да ты что, жена, совсем? Видно всем,
Что она добра, красива и приветлива на диво.
Вот Марфушке б поучиться, хватит ей уже лениться.
Настя: Бегу, матушка! Бегу!
Мачеха (ругается) : Не можешь перину взбить помягче! Марфушенька-душенька все бока себе отдавила.
Марфуша плачет. Мачеха успокаивает.
Мачеха: Не плачь! Я тебе конфетку дам! (Дает ей петушок на палочке).
Марфуша плачет еще громче.
Мачеха: Да, не реви ты! Я тут такую новость слышала!
Марфуша замолкает.
Марфуша (с интересом) : Какую, маманя?
Мачеха: Дед Мороз себе Снегурочку ищет! Так вот я и подумала – чем ты у меня не Снегурочка. Лицо у тебя белое, губки алые…ну просто принцесса. (Обращаясь к Насте). Настька! Неси украшения, румяна, будем нашу Марфушеньку-душеньку собирать. (Настя убегает). Да, не забудь шубу, платок пуховый, корзину с пирожками, чтобы звездочка моя по дороге не оголодала.
Настя возвращается с корзиной вещей.
Мачеха вместе с Настей наряжают Марфушу и провожают в лес (уходят за кулисы).
В: Ребята! Вы узнали из какой сказки эти герои?
Дети отвечают.
В: А вы хотите узнать, что было дальше?
В зале приглушается свет. Включается мозаичный светящийся шар, имитирующий падающий снег. Входит Марфуша и садится на пенек под елку. Кушает пирожок, запивает молоком. Появляется Дед Мороз (ДМ, напевая «В лесу родилась елочка». Включается верхний свет.
Дед Мороз, проходя по музыкальному залу, здоровается с детьми, гостями.
Д. М. : Здравствуйте, детишки, девчонки и мальчишки!
Дед Мороз я настоящий из глухой дремучей чащи, где стоят в сугробах ели, где бураны, да метели, где леса дремучие, да снега сыпучие.
ДМ (обращает свое внимание на елку) : Что же, ты, моя красавица, без снега. Замерзнешь ведь совсем! (Имитирует плавными движениями, как бы припорашивая елочки).
ДМ: Что-то елка загрустила, огоньками не горит?
Сейчас мы исправим это. Ну-ка, дети, все вместе дружно скажем: «Раз, два, три- елочка, гори!»).
Елка с первого раза не загорается. Дед-Мороз еще повторяет, дети помогают. Елка загорается.
Увидев Марфушу под елкой, подходит к ней.
ДМ: А это что здесь, чудо чудное, диво дивное?
Марфуша, не обращая внимания, жует и отворачивается от Деда Мороза.
ДМ: Что такое? Ну-ка, напущу я на нее морозу побольше! У-у-у-у-у! (помогает себе движениями рук).
Звук вьюги.
ДМ: Не холодно ли тебе, девица?
Марфуша, оглядев Деда Мороза равнодушным взглядом, вновь отворачивается.
ДМ: Да что за страсти - мордасти? Ну-ка, еще стужи побольше напущу. (Вновь повторяет движения).
ДМ: Не холодно ли тебе, красавица?
Марфуша убирает пирожок в корзину, встает, руки в бока.
Марфуша (грубо) : Ты что, старый? Совсем с ума сошел? Не видишь, замерзла я! (Наступает на Деда Мороза). Веди меня в свой терем, давай мне шубку красивую, хочу быть Снегурочкой!
ДМ (в недоумении) : Шубку? Снегурочкой? Ишь, подарков захотела.
Вместо шубы – вот рогожа. Вместо прочего добра
Золота и серебра – вот тебе сундук с золой.
В другой раз не будешь злой.
Марфуша (со слезами) : Я мамане все расскажу. Ух! (Грозит всем кулаком). И не надо мне твоей шубки! (Ругаясь, убегает за кулисы).
ДМ (глядя вслед Марфуше, качая головой) : Ох, непорядок у меня в лесу! Пойду лучше елочки погляжу, потеплее их в снежок укутаю! (Напевая, уходит).
На сцену входят Мачеха, старик и Настя.
Мачеха (ругается) : стул поставить возле камина.
Это все из-за тебя получилось. (Плачет). Замерзла моя душенька!
Мачеха деду: Настьку отвезешь ты в лес! И смотри мне, без чудес!
Старик. Как я дочку отпущу? Да ты…
Мачеха. (грозно) Что!
Старик. Молчу, молчу.
Мачеха. Если, дед, меня обманешь, пожалеешь ты о том.
Я тогда тебя и Настьку со свету сживу вдвоем.
Ведущая. Он заплакал, затужил, дочку в сани посадил,
В чащу снежную повез, на погибель на мороз. Отвозит за елку, привозит, высаживает на пенек.
Старик. Ах, ты дочка моя, дочка бедная. Невзлюбила тебя баба вредная.
А перечить я ей не решаюсь (усаживает Настеньку под елкой)
Ты не плач, не навек чай, прощаемся. (уходит)
В зале вновь имитация зимнего леса. Настя обходит вокруг елки.
Настя: Что же мне делать? Где искать сестрицу? Ау!
Вед: Ребята, давайте, чтобы Настя не замерзла, споем веселую песню
Песня «Вдоль по улице метелица метет» р. н. п.
После песни Настя остается возле елки на пенечке.
Вбегает Избушка на курьих ножках (И). За ней Баба-Яга (Б).
Б: Стоять! (Стреляет из метлы). (Заметив детей, останавливается) О-о-о! Русским духом пахнет, девчонками да мальчишками! Здрасти, соколики! Я самая добрая на свете, нежная и ласковая Бабуленька- Ягуленька!
Поет песню Бабы-Яги. (танцует под частушки бабок ежек)
Настя: Ребята, а может мне у Бабуленьки-Ягуленьки помощи попросить? Вон она какая добренькая! (Походит к бабе-Яге).
Б: Ну что с тобой случилось, девонька?
Настя: Заставила меня злая мачеха в лесу сестрицу отыскать, а ее и след простыл.
Б: Помогу я тебе, девонька! Растрогала ты мое сердце. Есть у меня клубочек заветный. Где моя избушка, где моя ножечка куриная? Цыпа-цыпа-цыпа! (Подходит Избушка). Она у меня, детки, ученая, много команд знает. Вот, посмотрите.
Баба-Яга дает команды Избушке («направо», «налево» и др., та их выполняет).
Б (Избушке) : Давай-ка Настеньке клубочек дадим.
Избушка присаживается, встает, на полу остается клубок
Б (Насте) : Вот тебе клубок! Он тебя прямиком к Деду-Морозу и приведет.
В это время Избушка убегает, Баба-Яга за ней («Стой, окаянная.»).
Настя кидает клубок, он прикатывается к пеньку. Настя садится на пенек.
Входит Дед Мороз. Подходит к Насте.
ДМ: А это что здесь, чудо чудное, диво дивное? Опять кто-то сидит на пеньке? Не холодно ли тебе, девица, не холодно ли, красавица?
Настя: Нет, батюшка! Не холодно мне?
ДМ: А можешь ли мою просьбу выполнить?
Настя: С радостью, дедушка! Что надо сделать?
ДМ: Да, платочек вышить. Только выбери узор покрасивее.
Настя: Платочек вышью дивной красоты, уверена – доволен будешь ты!
ДМ (детям) : Снежинки на подмогу выходите! Красивых ниток принесите!
Танец Снежинок с платочками. Настенька тоже танцует. После танца снежинки кладут платочки под ноги Настеньке и садятся на места.
Настенька: Вот, Д,М., посмотри, сколько мы со снежинками тебе платочков вышили.
ДМ: Спасибо, Настенька! Спасибо, снежинки. Платочки просто чудо! А как вам, ребята? (показывает детям).
Д. М. :(в сторону) Больно смышленая девица, сейчас еще проверю молодицу. Нашлю ка я на нее разбойников, посмотрим, как ее вежливость ее спасет.
Дед Мороз стучит посохом
ДМ. : Раз, два, три! Раз, два, три!
Ты, волшебный посох, разбойников зови!
Д. М. уходит за елку. Настенька остается в стороне на пенечке сидеть.
Выходят разбойница.
Разбойница: Для маленькой разбойницы все в мире по плечу, я делаю, что хочется, хожу, куда хочу.
Пусть зубы не начищены, нет ленты в волосах, зато, что было ваше- теперь в моих руках.
Эй, разбойнички лихие,
Эй, пострелы удалые!
Ну-ка все сюда сейчас –
Есть работа здесь для вас!
Разбойники заходят попарно, вразвалочку, становятся на свои места, на танец, размахивая пистолетами или саблями.
Поворачиваются к зрителям:
1й разбойник. Убирает пистолет за пояс, говорит, стучит себя кулаком в грудь, размахивая кулаком говорит:
Я – лихой разбойник Ухарь,
Если что, то сразу в ухо!
2й разбойник. Отталкивает слегка первого, руки в бок, говорит:
Я – Громила, ха-ха-ха!
Отойди ты, от греха!
(Делает шаг-выпад в сторону кого-то из зрителей, целится пистолетом.)
Если стрельну пистолетом –
Всё окончится на этом!
Постукивает себя по ладони пистолетом, становится рядом с первым.
3й разбойник. Красуется: руки в бок, нос кверху, говорит:
Я – Верзила.
4й разбойник. Стесняясь, крутит, шаркает сапогом, говорит:
Я – Малыш!
Вместе грозят оружием:
Не уйдёшь от нас. Держись!
(Вместе топают дружно ногой).
Танец разбойников и разбойницы.
Разбойница (обращает внимание на девочку) :
«Ах, какая тут девчонка,
Я возьму ее себе».
Разбойники: «Нет, нет, нет,
Она же наша! Не дадим ее тебе!»
Ой, ля, ля, ой, ля, ля, Эх, ма!»
Разбойница: «Как вы смеете, бродяги,
Не перечьте мне сейчас,
Лучше быстро убегайте,
За деревья прячьтесь, в лес!»
«Ой, ля, ля, ой, ля, ля,
Будет девочка моя!
Ой, ля, ля, ой, ля, ля, Эх ма!»
разбойник. У холодища какая, сейчас бы костер завести
Да какого-нибудь зажарить. О, а вот и вкусные детишки!
А ну, разбойнички, тащите их сюда. Сейчас жарить будем.
Настя. Вы разбойнички, не трогайте детей. Лучше с ними поиграйте веселей.
Вот и согреетесь.
Разбойник. А ты кто такая?
Настя. Настенька
Разбойники. Ладно, так и быть сначала поиграем, а потом все равно съедим.
Танцевальная игра «Елочки пенечки», после танца дети садятся, разбойники и Настя остаются.
(Выходит Дед Мороз)
Д. М. Что за шум в моем лесу? Ни чего я не пойму
Это вы, разбойнички тут хулиганите, тишину лесную нарушаете.
Разбойник. А ты кто такой?
Д. М. Вот заморожу, тогда узнаешь кто я такой.
Разбойник. Это нас-то заморозишь?
Д. М. 1,2,3, На месте замри (разбойники замирают в смешных позах)
Д. М. (Насте) За смелость и доброту твою я тебя благодарю,
Шубку теплую дарю, а еще ларец добра – золото и серебра.
Разбойники. Прости нас Дед Мороз, мы больше не будем.
Д. М: Простим, ребята, разбойников? Ну ладно, оставайтесь на нашем празднике.
Настя: А теперь. Дед-Мороз, выполни мою просьбу. Скажи, где моя сестрица Марфа?
ДМ: Не переживай, Настенька! Я ее уже давно домой отправил.
Настя: А что же мне делать? Домой идти?. Будет меня опять мачеха бранить, да ругать.
ДМ: А ты оставайся у меня, Настенька! Больно уж приглянулась ты мне – добрая, ласковая. Ребята, нравится ли вам Настенька?
Дети отвечают.
ДМ: Будешь ты у меня Снегурочкой! Пойдем я тебе новый наряд дам. (Провожает Настю за кулисы и возвращается).
Под красивую музыку выходит Настя в новом наряде Снегурочки (С). Оглядывает его, кружится, подходит к Деду-Морозу.
С: Спасибо, дедушка за красивый наряд! Давай начнем веселье!
ДМ: И то, правда, внученька!
ДМ: С Новым Годом поздравляю,
Счастья, радости желаю!
Светлой жизни сто годов
И здоровья сто пудов!
В: Дед-Мороз! Порадуй нас своими чудесами. Подари нам свои подарки. Дети так готовились к празднику, они заслужили их, правда, ребята?
ДМ: Есть у меня волшебная дудочка, она и поможет показать вам чудо, покажет, где мои подарки!
Дед-Мороз играет на дудочке, выходят Избушка, за ней Баба-Яга.
Б: (Избушке) Стой, окаянная! Опять убежала!
Избушка останавливается около Деда-Мороза.
Б: Да, ко мне иди, ко мне! Цып-цып-цып!
Избушка идет к бабе яге.
ДМ: Ничего не понимаю! (Отходит в другое место и вновь играет на дудочке).
Избушка опять идет вслед за Дедом-Морозом. Баба-Яга отталкивает Избушку от Деда-Мороза.
Б: Пойдем, Избушечка, пойдем, нам здесь делать нечего!
ДМ: Погоди, Баб-Яга! (Хлопает ее по плечу).
Б: А, это ты, Морозушко!
ДМ: Никак ты подарки к себе в избушку спрятала?
Б: Нет, что ты! Ничего у меня там нет!
ДМ: А дудочка на избушку показывает.
Б. Неправда все! Ложь!
ДМ: Тихо! Сейчас заморожу тебя и твою избушку.
Б: (испуганно) Ладно, ладно! Только уважь душу мою несчастную, сделай мне тоже подарочек! Музыкальный!
ДМ: Что, ребятки, повеселим Бабуленьку-Ягуленьку?
Общий танец «Баба-Яга»
Б: Ох и развеселили вы меня! Я сразу такая добренькая стала! Получайте свои подарки! (Подходит к Избушке). Чуфыр -муфырь, цып-цып-цып!
Избушка присаживается, встает, на полу – мешок с подарками. Избушка вновь убегает от Бабы-Яги, которая бежит вслед за ней: «Стой, окаянная.».
Д. М. Ох, так спешила, все подарки растеряла, -(помощники подают подарки из за елки).
Снегурочка и Дед-Мороз раздают детям подарки.
С: Мы желаем вам расти и не скучать, мам и бабушек не очень огорчать!
ДМ: Не лениться всем желаю и умнеть!
И за целый год ни разу не болеть!
Ну, а в следующем году,
Я проверить вас приду!
Дед-Мороз и Снегурочка (вместе) : До свидания!
Заключительный этап:
Создание презентации по итогам проектной деятельности.
Программно-методическое обеспечение:
- общеобразовательная программа «От рождения до школы» в соответствии ФГОС. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
-перспективное планирование интегрированных занятий;
-перспективное планирование досугов и открытого мероприятия в форме праздника;
-использование здоровьесберегающих технологий.
Обеспечение проектной деятельности
1. Методическое.
• О. П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
• С. И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
• Журналы «Музыкальный руководитель» : № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
2. Материально-техническое.
• Декорации, атрибуты;
• Музыкальный центр.