марина иванова
Проект «Музыкально-театральная деятельность»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : Музыкально-театральная деятельность
Основная идея проекта
Основная идея – идея развивающего обучения.
Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. Во время ОД театрализация должна занимать весомое место, так как наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка музыкальных творческих способностей, образного мышления.
Публикация «Проект „Музыкально-театральная деятельность“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2019
Музыка и театр знакомят детей с окружающим миром во всём его многообразии, через образы, краски, звуки. Творческие проявления детей в театрализованной деятельности являются важным показателем музыкального развития ребёнка. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях.
Актуальность темы:
В области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи: формирование речи ребенка, художественно-эстетического воспитания. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения. Театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Проблема: Отсутствие эффективных форм организации музыкальной театрально - игровой деятельности.
Цель: Развитие музыкально - творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи проекта :
Образовательные:
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса).
Развивающие:
Развивать музыкальные способности через театрализацию сказок.
Формировать правильное звукопроизношение.
Развивать творческое воображение.
Научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.
Воспитательные:
Воспитывать эстетический вкус, любовь к музыкально-театрализованному искусству.
Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.
Формировать коммуникативность детей.
Образовательная область
Интеграция с другими образовательными областями: музыка, здоровье, коммуникация, художественное творчество, познание.
Вид проекта :
Информационно-творческий, групповой, долгосрочный (Проект рассчитан 2018-2019 учебный год)
Основные принципы проекта :
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей ребенка – принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности – работа проводится систематически, в течение 4-х лет (младшая группа, средняя группа, старшая группа, подготовительная группа). Воспитательно-образовательный процесс предполагает планирование тематических циклов занятий и нерегламентированных циклов деятельности.
Принцип интеграции - содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Участники проекта
1. Воспитатели групп
2. Дети младшей, средней, старшей и подготовительной групп.
3. Родители детей групп.
4. Музыкальный руководитель
Инновационная направленность: формирование у детей устойчивого интереса музыкально-театральному творчеству.
Предполагаемые результаты:
1. Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
2. Пополнение и активизация словаря детей, формирование выразительности исполнения художественного образа: мимика, пластика.
3. Формирование у детей опыта социальных навыков поведения.
4. Участие детей в постановке театрализованного представления, где в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества.
Продукт совместной деятельности
Межгрупповое мероприятие: Фестиваль народных сказок
Формы организации музыкально-театральной деятельности.
1. Инсценировка песен;
2. Театральные этюды;
3. Развлечения;
4. Фольклорные праздники;
5. Сказки, театрализованные представления.
Музыкальные игры-сказки на утренниках (8 марта, Новый год, Осенины, 9 мая, Выпускной и др.)
7. Имитирование на музыкальных инструментах,
Методики
Музыкально-театральная деятельность представляет собой синтетическую форму работы с детьми по музыкально-художественному воспитанию. Она включает в себя:
- восприятие музыки;
- песенно-игровое творчество;
- пластическое интонирование;
- инструментальное музицирование;
- художественное слово;
- театрализованные игры;
- сценическое действие с единым художественным замыслом.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра
Задачи: Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика
Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Культура и техника речи
Задачи: Развивать речевое дыхание и правильною артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию логику речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Задачи: Познакомить детей с театральной терминологией, с основными видами театрального искусства, воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем
Задачи: Учить сочинять этюды по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.)
Этапы обучения театрально-игровой деятельности в практике
Движения
Основные движения. Изобразительные движения и жесты. Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Здесь можно использовать такие игры, как «Курочка и козлик», «Птички и кот». Это подвижные игры с музыкальным сопровождением. Дети старшего дошкольного возраста учатся ориентировке в пространстве: строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться в рассыпную и снова находить свое место. Начиная с младших групп осваивают «гимнастику жестов» -специально подобранные игровые упражнения - этюды, в которых дети усваивают элементарный язык жестов - жест ласки, радости, злости, плача, просьбы, прислушивания, испуга, согласия, отказа и др. Дети младших групп обучаются образным движениям: «мишка», «зайка», «лиса» и др. Начиная со средней группы, дети обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса», «злая собачка», «ласковая кошечка» и др. Дети старшего дошкольного возраста импровизируют и выполняют более сложные характерные движения «мищка собирает малину», «зайка испуганно убегает от волка», «лисичка танцует» и т. д.
Музыкально-двигательные этюды. Музыкально-двигательные этюды - это маленькие мини-спектакли, которые развивают не только музыкальность и воображение детей, но и способствует коррекции личности ребенка, ее раскрепощению. Этюды дают возможность ребенку осознать себя, посмотреть на себя со стороны, способствуют формированию самоконтроля, повышают уверенность в себе. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
Слушание
Основная цель - услышать настроение музыкального произведения. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, побуждать к творчеству, использованию научились слушать музыку, вслушиваться в ее интонации, то они стараются передать характер музыки в движениях, и у них получаются интересные образы. В младшей выразительных движений. Если дети ей группе дети слушают произведения и могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке (гуляют, нюхают цветы, собирают листочки, скачут» как лошадки, под «Колыбельную» качают куклу и т. п.
Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ, фантазируют, придумывают сказки. Часто старшим группам даю творческое задание, например: прогуляться по лесу, понаблюдать за лесными зверями, звуками и движениями изобразить птиц, поиграть в воображаемый мяч, радоваться, грустить. Дети с удовольствием изображают различные этюды под музыку. Все занятия стараюсь объединить одним сюжетом исходя из тем, которые объединены в блоки: «Времена года», «Звери», «Герои сказок» и другие. Элементы этюдов находят свое место в праздничных инсценировках, спектаклях, играх хороводах.
Игра-импровизация на музыкальных инструментах
Как же можно применять театрально-игровую деятельность в обучении на детских музыкальных инструментах? Применяя эту методику, совмещая ее с развитием речи. С детьми мы вспоминаем и рассказываем сказки, рассказы, различные истории. Затем я предлагаю озвучить героев различными инструментами. Дети сами выбирают тот или иной инструмент и с моей подсказкой решают как играть на нем (тихо или громко, медленно или быстро и так далее). Например, «Сказка про курочку Рябу» : дед и баба характеризуются деревянными ложками, курочка – трещоткой, мышка – погремушкой, яйцо бьется – удар в бубен, плач деда и бабки – дудочка и тому подобное. Каждый педагог может по своему усмотрению подбирать инструменты. Музыкальная сказка сопровождается игрой на фортепиано или под фонограмму, а дети, слушая музыку, подыгрывают на музыкальных инструментах, соблюдая при этом ритм, темп и оттенки. В целом получается сказка, рассказанная шумовым оркестром. Воспитанникам очень нравятся такие шумовые оркестры, и на последующих занятиях они сами предлагают озвучить ту или иную сказку или рассказ. Иногда, мы вместе с детьми, сами придумываем сюжет истории и обыгрываем ее. Такое обучение игре на музыкальных инструментах начинаю применять со средней группы.
Декламация.
Выразительное чтение. На занятиях я провожу речевые упражнения, базой для которых являются считалки, дразнилки, пальчиковые игры, потешки, прибаутки, инсценирование детских стихов. Использую элементы артикуляционной гимнастики.
Игры – драматизации, хороводы, инсценировки песен
Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности. Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях. Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Мы обсуждаем произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ. Далее разучиваем текст и переходим к исполнению. Использую также специальные упражнения и театральные этюды на внимание, реакцию, выражение основных эмоций, напряжение, расслабление.
План реализации проекта
Подготовительный этап
1. На этапе создается информационная база необходимая для реализации проекта.
2. Сбор, накопление материала.
3. Изучение и анализ методической литературы.
Основной этап
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
- Беседы с детьми по содержанию сказок.
- Составление словесных портретов персонажей.
- Обсуждение кандидатур на роли персонажей.
- Работа с артистами: выразительное чтение, игровые движения, мимика, знакомство с рисунком танцев.
- Индивидуальная работа по ролям.
- Работа над отдельными эпизодами.
- Репетиция всего спектакля с атрибутами, в костюмах, с музыкальным сопровождением.
Заключительный этап
2018-2019 уч. год: сценка по р. н. сказке «Рукавичка» в празднике «Веснянка», показ инсценировки танца»Две капельки» в средних группах на празднике, показ инсценировки танца «Голуби» в старшей группе на празднике День Победы.
День открытых дверей для родителей.
Анализ и подведение итогов проекта.
Примерный учебно-тематический план музыкально-театральных представлений
Время проведения Группа Мероприятие
Форма проведения
Октябрь 2018г. Младшая Осеннее развлечение
«Путешествие к Бабушке» в фольклорном стиле.
Октябрь 2018-2019 май. В театральном кружке Театрализованная игра-постановка «Колобок»
Театрализованная игра «Теремок»,
Инсценировка сказки «Теремок»
Театрализация эпизода сказки «Кот, лиса и петух»
Инсценировка сказки «Рукавичка»
Ноябрь 2018г. Старшая Игра- эстафета с родителями и детьми «Репка» на празднике «День матери»
Март 2019 год. Общесадовский
Праздник Праздник «Масленица»
Март 2018г Старшая Постановка «Три мамы» на утреннике День матери
Апрель 2019г. Средняя
Старшая Инсценировка сказки «Рукавичка»
Театральная постановка «Как звери весну встречали»
Апрель 2018 г. Старшая Инсценировка танца «Голуби» на празднике «День Победы»
Май 2019г. старшая Праздник «9 мая – Победа!» с элементами театрализации.
Используемая литература:
Мерзлякова С. И «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ВЛАДОС, 2003г. – 103 с
Буренина А. И «Ритмическая мозаика».
Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества. // Дошкольное воспитание. - №11. – 1982. - С. 32-38.
Картамышева А. И. Музыкально-театральная деятельность, как средство развития художественно-исполнительских навыков у детей дошкольного возраста. – Минск: МГИ, 2008. – 67 с.
Коленчук И. В. Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность // Искусство в школе. - 2007.- N 11.- С. 64-66,
Маханева М. Д. «Театрализованная занятия в детском саду».
Мерзлякова С. И «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду : Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006. - 126 с.
Полуянов Д., Воображение и способности. - М. :3нание, 1985. 50стр.
Родина М. И., Буренина А. И. «Кукляндия». Учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности,
Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет»,
Щеткин А. В. «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4 -5 лет»,
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М. : ВЛАДОС, 2001. – 71 с