Наталия Рылеева
Проект «Музыка, с которой мы победили»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 508 комбинированного вида «Фея»
Педагогический проект на тему :
«Музыка, с которой мы победили»
Подготовила:
Рылеева Н. Л.
г. Новосибирск, 2018 г.
Эпиграф: "Кто сказал, что надо бросить
песню на войне?
После боя сердце просит
Публикация «Проект „Музыка, с которой мы победили“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
(Из поэмы «Василий Тёркин» Александра Твардовского)
Сроки проведения: март – май.
Вид проекта : информационный, творческий.
Тип проекта : средней продолжительности.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитанники группы (старшая, подготовительная, родители, педагоги детского сада.
Актуальность: события настоящего времени, проявления национализма, элементов фашизма подтверждают необходимость воспитания патриотизма и толерантности с самого раннего возраста. В этих условиях очевидна неотложность решения проблем воспитания патриотизма, как на уровне государства, так и на уровне отдельно взятого образовательного учреждения.
Цель:
формирование патриотических качеств личности дошкольников - любви к Родине, уважение к подвигу своего народа через восприятие песен Великой Отечественной войны.
Задачи:
- активизировать знания о Великой Отечественной войне, о подвиге своего народа;
- заинтересовать детей темой проекта, побуждать к сопереживанию событиям Великой Отечественной войны;
- формировать представление о роли военных песен, истории их создания;
- приобщать детей к самостоятельному сбору информации по теме проекта;
- формировать умение эмоционально воспринимать, анализировать и исполнять песни военных лет;
- развивать познавательную активность, творческие способности, музыкальное мышление, воображение, двигательную активность в разных видах музыкальной деятельности;
- проводить работу с родителями, привлекая их к патриотическому воспитанию детей в семье.
Гипотеза: эмоциональное, осознанное восприятие песен Великой Отечественной войны в разных видах музыкальной деятельности будет способствовать формированию патриотических качеств личности дошкольников.
Проект осуществляется в ходе:
- НОД (музыкальная деятельность);
- совместной деятельности детей, музыкального руководителя, воспитателей, родителей;
- самостоятельной деятельности дошкольников;
- досуговой деятельности.
Интеграционные области:
- социально-коммуникативное развитие - беседы по теме проекта в ходе образовательной, досуговой, самостоятельной деятельности;
- познавательное развитие - беседы детей с родителями, дедушками и бабушками об участниках войны в их семье, выяснение, где в повседневной жизни дети слышат песни военных лет;
- физическое развитие – участие в соревнованиях, эстафетах на военную тематику («Перевези опасный груз», «Самый меткий», «Доставь пакет» и др., разучивание и исполнение танцев «Катюша», «Синий платочек»);
- речевое развитие – рассказ об участниках войны в семье, рассказ о том, где и какие военные песни слышали дома, разучивание стихов о войне, текстов песен;
- художественно-эстетическое развитие – восприятие, анализ, песен военных лет, фрагмента симфонии №7 Д. Шостаковича, исполнение песен, частушек, изготовление рисунков к песням, подготовка выставки рисунков "А песни тоже воевали";
- игровая деятельность – проведение игр и конкурсов по теме проекта («Помоги раненому», «Кавалеристы», «Лётчики на аэродром» и др.)
Самостоятельная деятельность детей:
- исполнение песен военных лет, участие в «военных» играх во время прогулок, свободного времени;
- подбор танцевальных движений к песням «Смуглянка», «Синий платочек»;
- просмотр видеокаталога «Песни военных лет»;
- изготовление «военных пилоток», «военных треугольников», рисунков к выставке «А песни тоже воевали».
Работа с родителями: анкетирование, консультации, индивидуальные беседы, организация совместной деятельности (разучивание песен военных лет, частушек, участие в празднике.
Ожидаемый результат:
- активизация формирования патриотических качеств личности дошкольников;
- более осознанное понимание подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны;
- проявление интереса и сопереживания дошкольниками событий Великой Отечественной войны;
- развитие творческого потенциала дошкольников, познавательной активности;
- повышение уровня исполнительской и слушательской культуры;
- участие в данном проекте поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания и применять их в различных видах детской деятельности;
- повышение заинтересованности родителей в патриотическом воспитании детей;
- возможность использования результатов проекта на занятиях ДОУ.
Продукт:
- презентация «Песни весны и победы»;
- презентация песни «Катюша»;
- презентация «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- атрибуты к танцам – военные пилотки, платочки;
- выставка рисунков «А песни тоже воевали»;
- изготовление «Военных треугольников»;
- картотека «Медали и ордена»;
- картотека «Военная техника»;
- картотека, презентация «Дети войны»;
- создание «Книга памяти»;
- картотека «Памятники ВОВ»;
-презентация, видео сопровождение к праздничному концерту;
- праздничный концерт «С Днём Победы поздравляем!».
Этапы работы
Подготовительный этап:
- определение цели и задач, изучение методической и специальной литературы;
- подбор методического и учебного обеспечения;
- подбор музыкального, наглядного материала;
- разработка и систематизация мероприятий по теме проекта;
- беседа с детьми, выявление первоначальных знаний по теме проекта;
- подготовка консультация для родителей «Как рассказывать детям о событиях Великой отечественной войны»;
- разработка исторической викторины о детях-героях Великой Отечественной войны;
- создание презентации «Песни весны о победе».
Основной этап:
Схема реализации проекта.
№ п\п
Содержание деятельности
Срок реализации
1. «С этой песни все началось»
- беседа, восприятие, анализ песни «Священная война» (стихи В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова);
-прослушивание в записи диктора ВРК Ю. Левитана о вероломном нападении Германии на СССР;
-чтение рассказа о ВОВ;
-консультация для родителей «Как рассказать детям о ВОВ»;
-вовлечение родителей для сбора материала о родственниках, воевавших в годы ВОВ, подбор фотографий военных лет. Март 4 неделя
(первое занятие)
2. - слушание песен военно - патриотической тематики;
- беседа: "Защита Брестской крепости";
-рассматривание иллюстраций с изображением Брестской крепости, Мемориального комплекса "Брестская крепость - герой", фото героев Брестской крепости;
- оформление уголка "Боевой славы";
- изготовление военных пилоток.
Март 4 неделя
(второе занятие)
3. «Экипаж машины боевой»
- беседа о подвиге танкистов, восприятие, анализ песни «Три танкиста» (стихи Б. Ласкина, музыка братьев Покрасс, сопоставление содержания и характера песни картине Болтышева В. А. «Битва за Москву»;
- игра- эстафета «Минное поле»;
- расширение знаний о видах вооружённых сил;
- выполнение сюжетного рисунка по содержанию песни;
- внесение в группу фигурок солдат, военной техники их обыгрывание детьми. Апрель 1 неделя
(первое занятие)
4. «Строчит пулемётчик за синий платочек…»
- беседа, восприятие, анализ песни «Синий платочек» (музыка Е. Петербурского, сравнение с песней «Три танкиста», совместный подбор танцевальных движений к песне;
- беседа и рассказ детей о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, рассматривание фотографий военных лет;
- игра-эстафета «Пройди по болоту и доставь донесения». Апрель 1 неделя
(второе занятие)
5. «Пусть он землю сбережёт родную…»
- знакомство с историей создания и эмоциональным наполнением песни «Катюша» (музыка М. Блантера, сл. М. Исаковского);
- разучивание, художественная деятельность по содержанию песни;
- расширить представления о роли женщин во время войны;
проведение конкурса «Помоги раненому»;
- музыкально – спортивный досуг : «Ждёт тебя дорога к партизанам лес густой». Апрель 2 неделя
(первое занятие)
6. «Жди меня и я вернусь»
- беседа, восприятие, анализ песни «Тёмная ночь» (музыка Н. Богославского, стихи В Агатова);
- беседа на тему «Военный треугольник»;
-изготовление детьми «Военного треугольника»;
- рассказы детей «Мой прадедушка – участник ВОВ»;
- чтение стихов о ВОВ;
- вовлечение родителей для сбора информации о родственниках, воевавших в годы ВОВ. Апрель 2 неделя
(второе занятие)
7. «Прощай любимый город»
- знакомство с историей создания и эмоциональным наполнением песни «Вечер на рейде» музыка В. Соловьева-Седого, слова А. Чуркина;
- выполнение рисунка по содержанию песни;
- знакомство с жанром военной частушки, подбор движений, выражающих характер музыки; Апрель 3 неделя
(первое занятие)
8. «Дети войны»
- беседа о «Маленьких героях – Большой войны» (Марат Казей, Вася Коробко, Надя Богданова, Валя Зенкина);
- чтение и обсуждения стихотворения С. Маршака «Мальчик из села Поповки»;
- разучивание движений танца «Дети войны»;
- беседы о ВОВ, о детях на войне, что такое героизм;
- чтение книг о пионерах-героях, историй о детях в годы войны,
- анкетирование родителей о детях-героях ВОВ
«Маленькие стойкие мужчины, девочки, достойные поэм.»
- составление рассказов при помощи родителей и родственников, которые воевали, изготовление книги-памяти, рассматривание материалов из семейных архивов (фото ордена медали).
Апрель 3 неделя
(второе занятие)
9. «Вечный огонь – вечная память»
- беседа, восприятие, анализ песен: «Алёша» Ваншенкин К., Колмановский Э. ; «Журавли» Я. Френкеля, Р. Гамзатов;
- «Вечный огонь-символ памяти о защитниках нашей Родины»;
- закрепить знания детей о правилах поведения у мемориального комплекса «Вечный огонь»;
- объяснить для чего делают памятники, обелиски, монументы, объяснить смысл понятий «возложение цветов», «минута молчания»;
- рассматривание старых фотографий из семейного альбома, иллюстраций, репродукций картин по теме, фото памятников, посвященных детям ВОВ, изготовление книг памяти. Апрель 4 неделя
(первое и второе занятие)
10. «День победы»
- беседа, восприятие, анализ песни «День Победы» Д. Тухманов, В. Харитонов;
- просмотр видеороликов «День Победы»;
- праздничный концерт.
Май 1 неделя
(первое занятие)
Заключительный этап
- Оформление выставки детских рисунков «А песни тоже воевали».
- Итоговое мероприятие большой праздничный концерт «С Днём Победы поздравляем!».
- Отчёт по реализации проекта.
- Презентация проекта на сайте МКДОУ ДС.
Подведение итогов.
- В результате работы было отмечено повышение интереса дошкольников к событиям Великой Отечественной войны, сопереживание и более осознанное понимание подвига советского народа.
- При восприятии песен военных лет, дети определяли характер музыки, беседовали по содержанию, узнавали историю создания песен, выражали эмоциональное наполнение произведений с помощью рисунка, танца, исполняли песни для родителей – всё это способствовало активизации формирования патриотических качеств личности дошкольников.
- Активное участие в музыкально - творческой деятельности повысило уровень исполнительской культуры, способствовало развитию творческого потенциала, познавательной активности детей.
Литература
1. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М. : Просвящение, 1989. – 270 с.
2. Веретенникова Н. Патриотическое воспитание средствами музыки и невыдуманного рассказа //Музыкальный руководитель. - 2017. - №5.
3. Гогоберидзе А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста; М., 2005.
5. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников / В. Деркунская // Ребенок в детском саду. – 2010. – № 4.
6. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Владос, 2000. — 304 с
7. Новицкая, М. Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду / М. Ю. Новицкая. - Москва : Линка-Пресс, 2003. - 200 с.
8. Носова Г. Воспитываем гражданина России / Г. Носова // Ребенок в детском саду. – 2009. – № 3.
9. Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. — М. : Академия, 1998. — 240 с.
10. Рубан Т., Таранцева М., Сапрыкина Л. С чего начинается Родина… Воспитание основ патриотизма у дошкольников// Музыкальный руководитель. - 2017. - №12.
11. Чекмарёва Ю. «Мы защищать умеем страну свою, Отечество своё!». Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста// Музыкальный руководитель. - 2017. - №11
12. Юдина Г. Патриотическое воспитание / Г. Юдина // Ребенок в детском саду. – 2001. - № 4. – (проект).