Ирина Жирова
Проект «Музейное образовательное пространство как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста«
▼ Скачать
Тип проекта:
познавательный
Участники проекта:
педагоги детского сада: воспитатели и специалисты детского сада; воспитанники и их родители; социальные партнеры
Продолжительность:
Долгосрочный
Актуальность проекта:
Публикация «Проект „Музейное образовательное пространство как инструмент успешной социализации и развития детей дошкольного возраста„» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу.
Дошкольное учреждение - это место, в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как личность.
Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Музейная среда в настоящее время становится площадкой для развития, воспитания и обучения ребенка. Важным направлением деятельности музея сегодня становится его образовательная деятельность. В связи с этим на стыке музееведения, психологии и педагогики появилась новая научная дисциплина – музейная педагогика. Сегодня музейная педагогика – активно развивающаяся область педагогической науки и практики, исследующая все виды взаимодействия музея. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Проблема:
Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.
Перед нами возникла проблема:«Как же привлечь внимание родителей к музеям?»
Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала мы решили создать собственный «музейный комплекс», включающий мини-музеи ДОУ и мини-музеи в групповых помещениях детского сада, так как они являются наиболее оптимальным средством передачи информации и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс ДОУ средств музееведения и музейной педагогики.
Практическая значимость:
• Повышение качества образовательного процесса.
• Создание и пополнение предметно-развивающей среды
• Проект может быть использован в работе педагогов ДОУ.
• Практической значимостью музейного образовательного пространства, является и то, что мы задействуем все пространство помещения по максимум, включая и стены. Экспонаты размещаются не только на полках в досягаемой для детей доступности, но и прикрепляются по всему периметру комнаты, передвигаясь в нужном направлении. Такого рода мини-музеи способствует развитию не только познавательной, но и творческой активности детей. Такой музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.
• Созданный в ДОУ мини-музей – это результат общения, партнерской деятельности воспитателя, детей и их родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками и поделками.
• Экспозиции соответствуют содержанию образовательной программы дошкольного образования ДОУ и помогают реализовать ее общие задачи, задачи отдельных разделов программы и способствуют реализации регионального компонента. Способствует единению детско-родительского и педагогического коллектива.
• Музейная технология – это один из методов проектной деятельности, которая включена в структуру примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования. Так в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой проектная деятельность, как самостоятельный вид деятельности, включена в состав образовательной области «Познание» для детей от 5 до 7 лет, а ее элементы, такие, как: продуктивная деятельность, исследовательская деятельность, презентация результатов - включены в программные задачи и для детей младшего возраста.
Новизна проекта:
Идея создания мини-музеев в детском саду представляет собой новую форму работы с детьми и их родителями. Важная особенность элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками, поделками и экспонатами. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно!
Цель:
Создание условий для развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольника, через активное вовлечение родителей, законных представителей в образовательно-воспитательный процесс с помощью эффективного использования мини-музея посредством обогащения развивающей предметно-пространственной среды.
Задачи:
В работе с педагогами и специалистами детского сада:
1. Повысить информационную компетентность педагогов и специалистов через внедрения современных инновационных технологий в области музейной педагогики для всестороннего развития ребенка-дошкольника;
2. Обогатить предметно-пространственную среду ДОУ через создание мини-музеев (музейного пространства, а также пополнение дидактических и методических материалов для использования в работе мини-музеев.
3. Развитие основных профессиональных навыков педагогов необходимых для создания музейно-образовательного пространства, как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.
В работе с детьми:
1. Развивать познавательные и творческие способностей детей, логическое мышление и расширять кругозор путём включения в многообразную деятельность мини-музея.
2. Развивать у дошкольников проектно-исследовательские умения и навыки и предпосылки для самостоятельной исследовательской деятельности.
3. Формировать у дошкольников представления о разных видах музея.
4. Формировать нравственно-патриотические ориентиры у воспитанников (чувства гордости за родной край, страну, уважение и интерес к другим культурам).
5. Воспитывать культуру межличностного взаимодействия детей в группе.
В работе с родителями:
1. Расширять знания родителей, законных представителей по вопросам воспитания и развития детей с помощью музейной педагогики.
2. Формировать совместную детско-взрослую деятельность в создании музейных пространств в ДОУ и сборе экспонатов.
Методы и приемы:
по преимущественному источнику получения знаний:
• словесные - формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств;
• наглядные - формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами;
• практические - формы овладения материалом на основе упражнений, самостоятельных заданий, практических работ
по характеру мыслительной и познавательной активности:
• репродуктивные - формы овладения учебным материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;
• объяснительно-иллюстративные -формы, направленные на передачу детям знаний «в готовом виде»;
• проблемно-поисковые - организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей;
• исследовательские - формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий
Ожидаемые результаты:
• на базе ДОУ и в группах будут созданы музеи, мини- музей, музейные пространства по разным направлениям и видам;
• собраны коллекции, выставки, обзоры фондов музея ДОУ и экспонатов;
• создана новая предметно-пространственная среда на основе создания экспонатов мини-музеев (музейных пространств);
• повышение качество образовательного процесса в ДОУ, повышение имиджа дошкольного образовательного учреждения;
• повышение уровня знаний детей о музее;
• повышение познавательной активности детей в познании окружающего мира, в экспериментировании;
• сформировано мировоззрение воспитанников, приобщение их к историческому, культурному, природному наследию;
• активное участие родителей в создании и оформлении мини-музеев, в совместной с ребёнком познавательной и творческой деятельности;
• улучшение взаимоотношения между родителями-детьми-педагогами;
• обобщение опыта работы по включению родителей дошкольников в образовательный процесс через интерактивные формы;
• овладение педагогами практическими навыками в разработке и реализации педагогических проектов по организации мини-музея;
• педагоги получат дополнительные знания и практический материал по данной теме, удовлетворение от результатов своей работы, обменяются опытом с другими педагогами;
• транслирование педагогического опыта на методических мероприятиях разного уровня;
Пути и механизмы реализации проекта:
• Разработка педагогического проекта по созданию и организации мини-музея;
• Организация выставок, экскурсий совместно с родителями и детьми;
• Взаимодействие детей с предметной средой музея и друг с другом;
• Совместная познавательно - исследовательская деятельность детей и взрослых;
Ресурсное обеспечение проекта:
Научно-методическое:
Подбор печатных материалов по музейной педагогике;
Организационное:
• Организация работы педагогов, детей и родителей по реализации этапов проекта;
• Создание мини-музея педагогами совместно с детьми и родителями;
Информационное:
• Использование возможностей интернета в поисках необходимой информации;
• Консультация по созданию мини-музеев в ДОУ;
Материально-техническое:
Оформление мини-музеев в ДОУ по результатам реализации проекта.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
1. Дидактическое и методическое оснащение.
2. Обогащение предметно - развивающей среды мини-музеев.
3. Сбор и анализ информации из разных источников.
4. Подбор и разработка конспектов НОД, консультаций, мастер-классов для педагогов и родителей.
5. Привлечение родителей, педагогов к работе над проектом.
2. Основной
1. Составление плана работы.
2. Реализация целей и задач проекта, деятельность, согласно разработанному плану.
2. Выбор помещения для мини-музея, сбор экспонатов, оформление мини-музея с учётом тематики и эстетических норм;
3. Заключительный
1. Подведение итогов проектной деятельности.
2. Открытие мини - музеев ДОУ и в группах.
3. Организация выставки методических и наглядных материалов, продуктов исследовательской и художественно-творческой деятельности детей по проекту.
4. Выступление с опытом работы по проекту на семинаре, методической мастерской.
Результативность проекта:
• Повысилась информационная компетентность педагогов и специалистов по внедрению инновационной технологии в области музейной педагогики;
• Обогатилась предметно-пространственная среда ДОУ через создание мини-музеев (музейного пространства, а также пополнилась дидактическими и методическими материалами для использования в работе мини-музеев;
• Педагоги получили определенные навыки необходимые для создания музейно-образовательного пространства;
• У детей расширился кругозор, расширился словарный запас путём включения их в многообразную деятельность мини-музея;
• У дошкольников развились проектно-исследовательские умения и навыки и предпосылки для самостоятельной исследовательской деятельности;
• Дошкольники получили представления о разных видах музея;
• Дошкольники научились взаимодействовать друг с другом, научились работать в команде, в парах;
• Воспитанники получили нравственно-патриотические ориентиры (чувства гордости за родной край, страну, уважение и интерес к другим культурам);
• У детей появилось ценностное отношение к истории, появился интерес к музеям и выставкам;
• Расширились знания родителей, законных представителей по вопросам воспитания и развития детей с помощью музейной педагогики;
• У родителей появился интерес к совместному творчеству со своим ребенком в работе при создании мини-музея.
В ходе реализации проекта педагоги смогли повысить профессиональное мастерство. Дети стали действовать более согласованно в процессе продуктивной деятельности, научились быстрее договариваться между собой, стали активно использовать новые слова в свободном общении. В самостоятельной деятельности больше стали обращаться в мини музей. В ходе реализации проекта родители повысили свою педагогическую компетенцию, получив возможность из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками образовательного процесса. Родители приняли активное участие в создании музея «Русская изба» и мини-музев «Мы помним! Мы гордимся!», «Курск - мой город», «Россия- дружная страна», «Город мастеров».
Так же дети получили положительные эмоции в ходе подготовки и проведения проекта. Дети проявляют интерес, любознательность, у них развито воображение и творческая активность, стремятся проникнуть в причинно-следственные связи.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, лучше развито образное воображение, связная речь, они более активны и эмоциональны, больше тянутся к театрализованным играм, чувствуют себя в необычной среде спокойно и раскрепощено.
Работая в данном направлении, я обратила внимание на следующее:
-музей повышает познавательный интерес детей к изучаемой теме;
-музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания, преобразовать их в соответствующие убеждения;
-экспонаты в музее расширяют кругозор детей;
-музей предоставляет свободу выбора;
-при работе в мини-музее возможны разные формы работы с детьми (НОД, игры, индивидуальная работа, самостоятельная и коллективная работа детей, наблюдение, презентации);
-мини-музей соответствует современным требованиям к развивающей предметно
- пространственной среде (мобильность, гибкость пространства, информативность, индивидуальная и ролевая направленность, безопасность); -в музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта;
-музей осуществляет просветительную и образовательную функцию;
-расширяет опыт организации работы с семьями.
За время создания, мини – музей для детей стал чем – то своим, родным, так как дети принимали активное участие в его открытии. Музей играет большую роль для дошкольников, способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из замечательных его проявлений – музею.
Создание мини-музея в ДОУ позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Мини-музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И как важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир.
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Главное, мы достигли своей цели: как во время создания мини-музеев, так и после этого многие родители заинтересовались нашим проектом и по мере возможности посещали и собираются в летний период посетить с детьми «настоящие» музеи. Мини-музеи стали неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада.
Рекомендации:
Материалы проекта могут быть использованы в педагогической деятельности различных образовательных организаций, опыт внедрения может быть интересен другим работникам дошкольного образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова Н. «Здравствуй, музей» / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Родина Т. А. «Алгоритмы музейной педагогики» / Татьяна Родина // Лицейское и гимназическое образование. – 2010. - № 1. – С. 16-19. (чз)
4. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду». М: ЛинкаПресс, 2008
5. Трунова, М. «Секреты музейной педагогики: из опыта работы»// Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.
6. «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008г. №666);
7. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
8. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.
9. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.
10. Шляхтина Л. М. МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА учебно-методическое пособие