Логвинова Вероника
Проект «Моя жизнь — мое здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Моя жизнь-мое здоровье"
Краткое описание проекта
Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому развитию детей; определяет основные направления, а также план действий по их реализации. Раскрывает эффективные формы работы работы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей в здоровом образе жизни. В ходе проекта дети знакомятся с лекарственными растениями, витаминами содержащихся в продуктах, применяют на практике культурно-гигиенические навыки.
Публикация «Проект „Моя жизнь — мое здоровье“» размещена в разделах
Тип проекта :
По количеству участников - старшая группа
По направленности- познавательный, практико-ориентированный.
По длительности-долгосрочный (октябрь-апрель)
Участники проекта : Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Образовательные области реализации проекта :«Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Продукт проектной деятельности : Изготовление дидактических игр своими руками, книжки –малышки созданные совместно с детьми и родителями, создание полочки личной гигиены.
Организация проекта : Создание условий в группе для активной самостоятельной деятельности по теме проекта; групповая работа с детьми; организация бесед по теме проекта; дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, встреча с интересными людьми, привлечение родителей.
Введение:
Мы начинаем задумываться о своем физическом и духовном здоровье, когда наш организм не справляется с теми стрессами, которые окружают нас на каждом шагу. Но если бы мы знакомились с ними в детстве, нас, наверное, не коснулись бы многие проблемы. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье : «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…». С самого раннего детства у ребенка формируются пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в дошкольном возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании и здоровом образе жизни, способствовать пониманию того, что здоровье должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание, занятия физической культурой и спорт – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.
дошкольников.
Цель проекта :Формирование культуры здорового образа жизни у дошкольников.
Добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи проекта :
Образовательная – формирование у детей навыков гигиены,
представлений о режиме, безопасности, заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье, сформировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни, об умении беречь своё здоровье и заботиться о нём.
Воспитательная – формирование нравственно – физических навыков; выработка у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, как потребности в физическом совершенствовании, воспитание культурно –гигиенических навыков.
Развивающая – развивать умение выделять компоненты здоровья человека и установить их взаимосвязь.
Предполагаемый результат
• Ребенок имеет представление о своем здоровье, знает, как его сохранить и укрепить.
• Ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих.
• Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
• Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности ребенка.
• Ориентирование родителей на совместное с педагогом приобщение детей к здоровому образу жизни
• Ребенок умеет решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Этапы проекта :
Этапы проекта Содержание проекта Участники
1 этап-подготовительный Подбор методической литературы, изучение материалов интернет –ресурсов по теме проекта.
Информирование родителей по теме проекта. Воспитатели,родители
2 этап-
практический Подбор и разработка дидактических игр, изготовление книжек-малышек совместно с детьми.
Создание полочки личной гигиены. Беседы, наблюдения, чтение художественной литературы. Встреча с интересными людьми. Воспитатели, дети, родители.
3 этап-Заключительный Презентация проекта Воспитатель.
План реализации проекта
1 этап подготовительный
Организационно-методическая деятельность:
-Подбор методической литературы, изучение материалов интернет- ресурсов по теме проекта.
Информирование родителей по теме проекта :
-Оформление наглядной информации в родительский уголок.
Работа с родителями:
Консультация для родителей:
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
Анкетирование
Приобретение средств для самомассажа (варежки)
Проведение индивидуальных консультаций по теме проекта
Предполагаемый результат
• Ребенок имеет представление о своем здоровье, знает, как его сохранить и укрепить.
• Ребенок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих.
• Повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
• Повышение компетентности родителей в вопросах безопасности ребенка.
• Ориентирование родителей на совместное с педагогом приобщение детей к здоровому образу жизни
• Ребенок умеет решать некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
2 этап практический:
План реализации по образовательным областям
Образовательные области Содержание Ответственные
Познавательное развитие -Экскурсия в мед. комнату; -Привлечение родителей работающих в сфере медицины;
-Опыты:
«Зачем носят медицинскую маску?»;
«Вижу-не вижу»;
«Обоняние».
-Дидактические игры: «Чудесный мешочек»; «Волшебное дерево»; «Поляна полезных растений»; «Собери режим дня»; «Какой витамин здесь живет»;«Хорошо – плохо», «Угадай настроение», «Как
вырасти здоровым», «Часы осторожности», «Чисто – грязно»,
«Правильно – неправильно», «Как беречь зубы», «Полезные и
вредные привычки».
Воспитатели,дети,родители.
Социально-коммуникативное развитие Беседы:
-Витамины и их значение в жизни человека.
-Почему мы моем руки?
- Береги зубы с молоду
- Влияние режима дня на здоровье
- Что такое плоскостопие?
-Польза лекарственных растений.
-Тело человека.
- Правила личной гигиены
- Как заботиться о наших глазах?
-Как беречь наши уши?
-Как беречь органы дыхания?
-Чего я боюсь?
Воспитатели, дети.
Речевое развитие -«Придумывание сказки по мотивам стихотворения
К. Чуковского «Мойдодыр»»
Цель: учить составлять рассказ по сюжету литературного
произведения, продумывать другие повороты событий,
вводить новых персонажей.
-Составление рассказа на тему «Как я буду заботиться о
своём здоровье»
Цель: учить составлять повествовательный рассказ;
Чтение художественной литературы:
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»;
В. В. Ветрова «Букварь здоровья»;
Г. Зайцев «Уроки Айболита»;
«Сказки и рассказы о пользе физкультуры и спорта»;
К. Чуковский «Мойдодыр»;
Ю. Тувим «Овощи»;
Г. Шалаева «Правила поведения для воспитанных детей»;
А. Барто «Прогулка»;
С. Михалков «Про девочку которая плохо кушала».
В. Лебедев – Кумач «Закаляйся!».
Рассматривание картин, иллюстраций фотографий о
здоровье.
Заучивание пословиц, стихотворений,
поговорок о здоровье. Загадки Воспитатели, дети.
Физическое развитие -Подвижные игры: «Ловишки», «Мышеловка», «Школа мяча», «Классы», «Удочка», «Дорожка препятствий»
-Пальчиковые гимнастики
-Физминутки
-Гимнастика для глаз
-Дыхательная гимнастика.
Физкультурный досуг совместно с родителями: «Быть здоровыми хотим» Воспитатели,дети.
Художественно-эстетическое развитие Просмотр мультсериалов:
«Смешарики»; «Руки»; «ОРЗ»; «Ежик и здоровье».
Рисование
Воспитатели,дети.
3 этап заключительный
Презентация проекта.
Результат проекта : Вследствие реализации проекта у детей повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, правильному питанию, соблюдению личной гигиены; расширились знания о закаливающих процедурах, о значимости ведения здорового образа жизни. Родители заинтересовались нестандартным физ. Оборудованием.
Перспективы:
Данная работа в дальнейшем будет продолжена по всем видам деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в более широком сотрудничестве с родителями.
Литература:
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина Безопасность, С-Пб, 2007.
2. Л. В. БальБукварь здоровья, Москва, 1995.
3. К. Ю. Белоке Формирование основ безопасности у дошкольников, Москва, 2012.
4. В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе
(познавательное развитие, Москва, 2005.
5. Т. А. Шорыгина Беседы о здоровье, Москва, 2005г.
6. Интернет ресурсы сайтMaam.ru.
7. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
8. О. А. Соломенникова «Занятия по формированию элементарных экологических представлений»;
19. «Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа»;
Приложение к проекту
Консультация для родителей
«Роль семьи в формировании здорового образа жизни»
Тихая полноводная река, в ней купаются дети, не умеющие хорошо плавать. Впереди – огромный водопад. Неожиданно течение подхватывает и уносит детей. Они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть, а мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спасти, в то время как все мы должны были бы быть наверху, где спокойное течение и учить их плавать. Если перенести данную метафору в область здоровья, то река – это образ жизни, и наша общая задача – научить каждого ребенка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего укреплению и сохранению здоровья. Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой, с постоянным ростом нагрузок, психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии, но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни. Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования. Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Большинство родителей не понимают самой сущности понятия «здоровье», рассматривая его только как отсутствие заболеваний, совершенно не учитывая взаимосвязи физического, психического и социального благополучия. В результате у детей формируются вредные привычки, от которых избавиться бывает очень трудно. Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ: - положительная динамика физического состояния вашего ребенка; - уменьшение заболеваемости; - формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми; - снижение уровня тревожности и агрессивности. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок. Задача родителей - донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья. Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение иукрепление своего здоровья. Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило - «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!". «Как с пользой провести выходной день с ребенком?»
Утро выходного дня. Задействуйте малыша в приготовлении завтрака. Пусть ребенок помогает расставлять приборы, раскладывать йогурты папе и маме. В общем, завтрак должен быть полезным и активным. Далее стоит прогуляться, подышать свежим воздухом. Где гулять с ребенком? Если на улице зима, можно поехать в парк кататься на лыжах или санках. Кроме того, можно весело провести время на катке. Да и просто подвижные игры на улице пойдут только на пользу. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик.
Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным. Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами. Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым! Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям. В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости. Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели. Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения. Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали. В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.
Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи. Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта. Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть! Летом также можно провести время в парке, в лесу, прогуляться по набережной, если таковая имеется. Что делать в дождь? Аналогом летнего отдыха может стать бассейн. Вы не только весело проведете время, но и научите малыша плавать. В специализированных центрах есть как маленькие-детские бассейны с горками и водными развлечениями, так и крупные бассейны, где малыш может находиться в надувном круге. Не тратьте время даром. Если на дворе прекрасная погода, яркое солнце, покажите своему малышу, как собирать гербарий. Это будет не только весело, но и интересно и познавательно для вашего крохи. Расскажите ему о деревьях, ягодах, кустарниках. Поведайте, какие звери водятся в лесах, понаблюдайте за насекомыми. Вот увидите, что эта прогулка подарит массу ощущений вашему ребенку. Что делать, если нет возможности выйти на улицу или посетить бассейн. Придумайте развивающие игры дома. К примеру, малышам уж точно будет интересна игра «В поисках сокровищ». Однако для этого вам необходимо будет заранее приготовиться. Что понадобиться? Купите в магазине пару шоколадок, небольших игрушек, книжек или любые другие детские радости. На большом листе нарисуйте карту сокровищ, где их можно будет найти. Придумайте задачки, стихи, задания, которые необходимо будет выполнить детям. Вы увидите, что при решении подобных ребусов и при нахождении приза-сокровища, малыш придет в восторг. Что же дальше? А дальше, несомненно, время обеда. Аппетит, как ни странно, нагуляли или, по крайней мере, наиграли.
Если у вас есть возможность, то можно посетить детское кафе. Папа с мамой расслабятся, а малыш будет продолжать получать удовольствие от вкусной еды и новых знакомств. Можно устроить вкусный обед и дома. Если у детей остались силы, пусть они вам помогут в приготовлении обеда. Доверьте им также украсить стол и расставить блюда. Лучше будет заранее приготовить еду, чтобы не тратить слишком много времен на это. Тем более, если вы знали, что так активно будет проведен день. После вкусного обеда можно и отдохнуть. Хорошо, если ваш малыш не вышел из возраста, когда детки спят днем. Поэтому смело можете укладываться спать всей семьей на одной большой кровати. Чем заняться вечером дома? После такого отдыха с новыми силами можно приниматься «подводить итоги» уходящего дня. Что же это может быть? Как уже отмечалось, можно позволить малышу посмотреть фотографии или видео, которое было отснято на прогулке. Также вы можете вместе с ребенком собрать гербарий, растения для которого вы вместе собрали в лесу.
Кроме того, творческим времяпрепровождением будет задание, в результате которого ваш ребенок предоставит вам отчет об утренней прогулке или игре. Попросите его нарисовать то, что ему понравилось, то, чем вся семья занимались сегодня. Оценив рисунки, вы поймете, насколько важной была сегодняшняя прогулка всей семьей. Если у папы и мамы остались силы, она также могут сотворить небольшой отчет о проделанной работе. Дайте папе листок бумаги и карандаши, вооружитесь этим же сами и вперед! После того, как каждый выразит свои чувства, сравните и проанализируйте результаты.
Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком. И самое главное, не забудьте взять фотоаппарат, чтобы запечатлеть приятные моменты вашего семейного времяпрепровождения.
И помните, все самое интересное еще впереди!
Зрительная гимнастика в стихах
Раз –налево, два – направо,
Три –наверх, четыре - вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Посмотреть влево. Посмотреть вправо.
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево –
вниз. Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. Быстро поморгать.
***
«Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево - вправо. Посмотреть вниз — вверх
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево —
вниз, зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, повторить 2 раза.
Использование дыхательных игр эффективно решает такие задачи, как профилактика ринитов, бронхитов, повышение сопротивляемости простудным заболеваниям, развитие дыхательной мускулатуры. Для развития речевого дыхания, расширения объема легких, тренинга дыхания «нос-рот» используются упражнения «Подуй на снежинку»,
«Остуди чай в чашке», «Как пахнут цветы» и т. д.
«Воздушный футбол»
К краю стола друг напротив друга прикрепляются воротики, вырезанные из картона.
Футбольным мячом будет служить комочек ваты. Дети по очереди стараются забить мяч в ворота соперника.
«Насос»
Дети сидят на стульчиках, вытянув руки перед грудью ладонями вниз, пальцы слегка сжаты в кулаки. Сильно шумно выдыхая носом воздух, слегка поднимают руки вверх и на пару секунд задерживают дыхание, затем, опуская руки, произвольно выдыхают воздух.
Игра повторяется 4- 5 раз.
«Салют»
Материал: фантики
В музыкальном зале или физкультурном детям предлагается коробка, наполненная фантиками. Дети подкидывают фантики вверх, стараются дыханием удержать их в «полете».«Вьюга»
Сидя на стульях (подушечках) или по-турецки на ковре, дети делают глубокий, длинный вдох через нос. На выдохе через рот имитируют вой ветра: «У-У-У!», произнося звук то тихо, то громко. Игра повторяется 4-5 раз.