Ирина Михалюта
Проект «Моя семья» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта : воспитатель Михалюта Ирина Валерьевна
Актуальность проекта
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
Публикация «Проект „Моя семья“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Цель проекта : формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Участники: родители, дети, воспитатель, психолог, логопед.
Задачи проекта :
Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
Уточнить и расширить представления ребёнка о самом себе (он член семьи; имеет внешнее сходство с родителями и другими родственниками; цвет волос, глаз; у него есть обязанности по дому; он должен хорошо знать свою фамилию, имя, отчество, свой день рождения, домашний адрес и т. д.).
Дать понятие о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей.
Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Способствовать повышению общей культуры общения членов семьи и их сближению.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта : социальный, творческий, групповой.
Области проекта : «Музыка», «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество», «Труд», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».
Название проекта : «Моя семья».
Длительность: долгосрочный, информативно - творческий, групповой.
Дата, период реализации проекта : с октября по март.
Проблема: не все дети знают, как зовут их родителей. Они не могут их назвать полным именем, а некоторые дети называют родителей “тетя Света”, “дядя Саша”. Кем работают их родители, они тоже не знают, не могут назвать свой домашний адрес. Что тогда говорить об их бабушках и дедушках. Мало кто из детей знает свое родословное, уходят в прошлое семейные традиции, праздники. Забыты такие понятия как “род”, “родословная”, “предки”.
Ресурсное обеспечение:
Личностно ориентированное обучение и воспитание.
Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Развивающее обучение.
Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.
Индивидуальное обучение.
Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для образовательной деятельности. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.
Информационно-коммуникационное.
В современном мире при нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. В образовательной деятельности, в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.
Развитие творчества.
Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.
Игровая.
В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.
Проблемно – поисковая.
Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Проектная.
Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.
Ожидаемый результат:
Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей.
Повышению психолого-педагогической культуры родителей.
Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности.
Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Этапы реализации проекта :
Первый «Подготовительный»
на основе изученных проблем выбрать с детьми тему для проекта,
составить план - схему проекта,
привлечь специалистов (музыкального руководителя, психолога, логопеда, родителей) к осуществлению соответствующих разделов проекта,
сбор, накопление материала,
включение в план схему проекта образовательной деятельности, игр и других видов детской деятельности,
домашние задания для само - выполнения,
презентация проекта,
открытые мероприятия.
Второй «Основной»
1. Воспитатель вместе с детьми.
Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”.
- Е. Благинина «Посидим в тишине»; русские народные сказки «Дикие лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Морозко», «Крошечка – Хаврошечка»; В. Катаев «Цветик-семицветик», С. Баруздина «Мамина работа», С. Михалкова «А что у вас?», сказки Г. Х. Андерсен «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик»; Я. Акима «Моя родня», В. Драгунского «Моя сестра Ксения».
Просмотр мультфильмов «Встречайте бабушку», «Непослушный медвежонок» «Осторожно, обезьянки», «Мама для мамонтенка», «Морозко», «Двенадцать месяцев». «Федорино горе», «Марья – искусница»
Дидактические игры «Кто старше?»; «У кого сегодня день рожденья?»; упражнения «Кем ты приходишься своим родителям?»; «Кто ты для бабушки?»; «Огорчится ли мама, если…», «Моя семья. Составь цепочку», «Кто сегодня именинник?», «Придумай фамилию», «Назови профессии», «Что лишнее?», «Кому, что нужно?»
Беседы: «Моя дружная семья», «Расскажи мне о своей семье», «Люди каких профессий были и есть в вашем роду», «Мои домашние обязанности», «Если мама устала…», «Как я помогал папе, бабушке, дедушке», «Мои родители – строители, врачи, учителя, и т. д.», «Что любит моя мама», «Мама глазами художников», «Моя родословная», «Я и моё имя», «Выходной день в нашей семье», «Самые дорогие люди», «Мои близкие», «Как росли мои родители, бабушка и дедушка», «Традиции нашей семьи».
Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры: «Дружная семейка», «Строим дом», «Капитан», «Три Катюшки», «Помощник».
Изготовление подарков для родителей. «Открытка для мамы на день матери», «Поздравительная открытка для папы»
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки-матери». «Готовим обед для мамы», «Помогаю в гараже папе». «Водители», «Поезд», «Новоселье», «Ремонт в квартире».
Выставка рисунков: «Моя мама – самая лучшая», «Наша дружная семья» (фотоальбом).
Развлечение «Папа самый лучший друг».
Утренник, посвящённый мамам, ко дню 8 Марта.
Разучивание стихов, песен о семье
Конкурс стихов и песен «Моя семья"
2. Родители – дети.
Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
Рассказы родителей о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях, о своей профессии.
Чтение художественной литературы о взаимоотношениях в семье :
О. Осеева “Честное слово”, “Просто старушка”, З. Александрова “Посидим в тишине” и др.
Составление таблиц-схем “Моя родословная”.
Выставка творческих работ с привлечением детей «Мамочка – милая, самая любимая» посвящённая дню матери (рисунки детей портрет мамы).
выставка стенгазет «Генеалогическое древо»
3. Воспитатель – родитель.
Консультации для родителей с рекомендациями психолога по проблеме «Общение детей и родителей в семье».
Поместить тесты в уголок для родителей с целью повышение их культуры общения в семье : «Искусство жить с детьми, или какой Вы родитель».
Консультация для родителей: «Родословная – старинная русская традиция», «Памятка по составлению родословной» (с эскизами по ее оформлению).
Индивидуальные беседы-консультации.
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4. Воспитатели – родители – дети.
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья».
Консультация «Что нужно знать о своем ребенке»
Оформить уголок «Право родителя и права ребенка»
Художественная деятельность «Семейный портрет».
Развлечение ко дню матери.
Совместный спортивный праздник с детьми и их родителями «Моя семья»
Фотовыставка «Наши семейные традиции», «Отдыхаем всей семьей!».
Рассказы и рисунки детей : «Познакомьтесь с моей семьёй»
«Генеалогическое древо моей семьи».
Рассматривание дома с папой армейского фотоальбома
«Самый лучший рецепт семьи» для создания кулинарной энциклопедии.
5. Деятельность педагога.
Изучить историю составления родословной.
Подготовить художественную литературу по данной теме.
Выпустить буклет для родителей по теме «Как воспитать толерантного человека», «Отцовская любовь».
Памятка для бабушек по воспитанию внуков.
Презентация: представление и защита проекта на педагогическом совете патриотической направленности.
Третий «Заключительный»
презентация «Профессии наших мам и пап»,
фотовыставка «Мамочка – милая, самая любимая»
утренник «Мамино сердце».
Утренник, посвящённый мамам ко дню 8 Марта.
Поделки для пап ко дню защитника Отечества.
Конкурс стихов и песен «Моя семья"
Совместный спортивный праздник с детьми и их родителями «Моя семья»
выставка стенгазет «Генеалогическое древо»
Итоги реализации проекта.
1. Знание детьми информации о своей семье.
2. Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье.
4. Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.