Ольга Белова
Проект «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №2 «Солнышко»
Проект
«Моя семья»
Выполнила:
воспитатель
Белова О. В.
г. Ветлуга
Сформированный в детстве положительно – насыщенный
образ семьи становится психологическим
основанием действительно нравственного человека»
(Д. Колесов)
Пояснительная записка
Публикация «Проект „Моя семья“» размещена в разделах
С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья – источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Актуальность
В последние годы отмечается проблема снижения педагогической компетентности родителей по воспитанию у детей основ нравственных ценностей – фундамента будущей личности. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в обществе и общественном сознании.
Самые дорогие и авторитетные для ребё нка люди - это его близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В программном содержании нет материала, касающегося прошлого семьи ребёнка. В связи с чем мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
В проекте представлена планируемая совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получат знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.
Проблема. Многие исследования в области дошкольного воспитания и наша практика работы в детском саду показывают, что последнее время очень часто можно наблюдать взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв тёплых связей между старшим и подрастающим поколением.
У детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Дети не знают истории своего рода и семьи. Недооцениваются семейные ценности; интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Необходимость создания и реализации проекта «Моя семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственному развитию.
Цель:
Совершенствование нравственного воспитания
личностной культуры ребёнка.
Задачи:
Расширять и углублять представление
о человеческом обществе.
Оказывать содействие в осознании ребёнком
своей принадлежности к семье.
Оказывать в помощи социализации ребёнка, в постижении
им морально- этических норм, правил общества.
Воспитывать чувство любви и привязанности к семье, семейным традициям.
Тип: информационно-исследовательский, творчески-продуктивный
Участники: дети, родители, воспитатель.
Продолжительность: долгосрочный (7 месяцев)
Принципы построения проекта :
1. Последовательности (любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем).
2. Наглядности (дети должны сами все увидеть, услышать и тем самым реализовать стремление к познанию).
3 .Деятельности (включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции).
4. Интеграции всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
5. Дифференцированного подхода (решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников).
6. Возрастной адресности (одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей).
7. Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
Ожидаемый результат:
У детей будет формироваться интерес к своей семье, сохранению семейных традиции и обычаев, воспитываться уважение к членам семьи.
Дети узнают о жизни бабушек и дедушек, о родственниках и могут назвать их по имени и отчеству; знать имя и отчество своих родителей, и их профессии; уметь рассказывать о семье и традициях и разбираться в родственных связях;
Будут развивать навыки исследовательской и творческой работы в совместной деятельности со взрослыми.
У детей будет сформировано стремление выполнить обещанное значимые задания совершать добрые дела для семьи, родного дома, детского сада.
Будет развиваться проявления сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Будет формироваться представление о родном доме, семейных традициях
Этапы проектной деятельности :
Подготовительный этап (сентябрь)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс
эффективных методов и приемов по расширению знаний
дошкольников о семье, её происхождении
Анкетирование родителей
Опрос детей: «Что я знаю о семье?»
Создать предметно-пространственную среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «семья» Подобрать материал для продуктивной деятельности.
Составление бесед с детьми на тему «Моя семья»
Составление перспективного планирования с детьми 5- 6 лет по всем образовательным областям
Подбор литературных произведений: В. Осеева «Волшебное слово», «Сыновья», В. Катаев «Цветик-семицветик», «Мамина работа» Е. Пермяк, татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
рассматривание репродукций картин Ф. П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами», «Моя семья»;
Просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку», «Самый маленький гном», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка»;
Составление бесед с детьми на тему «Моя семья»
Основной этап (октябрь-февраль)
Игра – путешествие "Как Кузя искал семью"
Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.
Разучивание стихотворений к дню матери.
Дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для… ”, “У кого сегодня день рожденья? ”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям? ”, “Кто ты для бабушки? ”, Огорчится ли мама, если… ”
«Кем быть?»
«Закончи предложение»
«Кто старше?» «Кто младше?»
«Кто у нас какой?» (рассматривание себя в зеркало)
«Разложи по порядку» (фигурки человека, с учетом возрастных изменений)
«Собери портрет из деталей»
«Составь семью из фигурок»
Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
Изобразительное творчество - рисование портретов «Мой папа», «Моя мама».
Изготовление подарков для родителей.
Сюжетно-ролевые игры “Семья”
Консультации «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей», “Памятка по составлению родословной” (с эскизами по ее оформлению).
Творческая работа «Генеалогическое древо моей семьи».
Фотоколлаж «Мама, папа, Я – спортивная семья».
Фотовыставка “Наши семейные традиции”, “Отдыхаем всей семьей!”.
"Мероприятие к дню семьи"
Заключительный (март)
Оформление результатов работы по проекту :
- конспекты;
- игры;
- пособия;
- фотоматериалы;
- детская продуктивная деятельность;
- видеозаписи;
Родительское собрание «Вся семья вместе - так и душа на месте»
Викторина «Моя семья»
Распространение опыта работы по теме среди педагогов ДО
Перспективное планирование работы с детьми 5- 6 лет
Образовательная область
Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание иллюстраций, картинок с членами семьи, модели генеалогического древа.
НОД: беседа - игра на тему, «Моя семья» игра - конкурс «Моя родословная», викторина «В какой сказке встречаются семьи». Беседы на тему: «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение».
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Дидактическая игра: «Домашний труд», «Расскажи о своем генеалогическом древе»
Социально – коммуникативное развитие Рассказы детей о семье.
Составление рассказа по пентаграмме на тему: «Расскажи про маму (папу, бабушку, дедушку).
НОД: прочтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово»,«Хорошее». Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «Строим дом»,
«Дочки-матери», «День рождения», «Путешествие»
Дидактические игры: «Чей дом?», «Чей малыш?», «Профессии», «Инструменты»,
«Что сначала, что потом?», «Из чего сделано?», «Лакомое блюдо», «Ателье»
Игры-драматизации: «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка»
Чтение стихотворений: Р. Гамзатова «Про дедушку», «Вместе с бабушкой».
Пальчиковая гимнастика: «Семья»; «Дом».
Дидактические игры: «Домашний труд», «Передай свое тепло другу стоящему рядом», «Чем можно порадовать маму».
Художественное – эстетическое развитие Художественное творчество:
НОД: рисование «Портрет мамы». «Моя семья», «Мой дом», «Любимая игрушка»;
«Кружка для папы»; «Цветы для мамы».
Аппликация:
«Чайный сервиз», «Нарядное платье»,
«Карнавальная маска», «Праздничная скатерть»;
Лепка: «Угощение», «Собака и щенок»;
Конструирование: «Дом моей мечты», «Мебель для дома»
«Моя мамочка», "Моя родословная". Генеалогическое древо».
Музыка:слушание музыки и песен о маме и папе.
Речевое развитие НОД: беседы на тему «Моя семья», «Никого роднее мамы и папы в целом мире нет», «Моя родословная. Генеалогическое древо»,«На кого ты хочешь быть похож»; «Организация быта в нашей семье в будни»; «Семейный праздник – День рождение», «В какой сказке встречаются семьи.
Обсуждение с детьми поговорок и пословиц о семье.
Подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Физическое развитие
Физкультминутка «Семья».
подвижная игра «Кувшин доброты». Словесная игра с мячом «Собираем добрые слова».
Психогимнастика «Превращение в цветущее дерево».
Работа с родителями
Участие в конкурсе рисунков по теме «Моя счастливая семья»;
«Моя родословная. Генеалогическое древо».
Выставка детских рисунков по теме «Моя счастливая семья»;
аппликации «Моя родословная».
Консультация «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома
Памятка для родителей
«Посеять в детских душах доброту».
Список использованной литературы:
1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей. Дошкольное воспитание. 2002. N9. C. 52 – 58.
2. Шейнов В. П. скрытое управление человеком М., 2013.
3. Доронина Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N1. – С. 41 – 49.
4. Козлова С. А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. – М. : Линка – пресс, 2002
5. Курочкина И. Н. Дошкольнику о хороших манерах и этикете – М. «Просвещение», 2007
4. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
5. Ковалько В. И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
6. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика с стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей/Куликовская Т. А. - М. :ООО «Издательство ГНОМ иД»,2007.-64 с.
7. Нестерюк Т. Е. "Гимнастика маленьких волшебников".
8. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З. Я. Рез, Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой. - М. : Просвещение, 1990 -420 с. :-ISBN 5-09-001646-1.